Сегодня, я рада вам представить автора онлайн-школы «Учимся играя», Татьяну Пироженко. Татьяна, мама двух очаровательных и талантливых деток и автор прекрасного блога «Это интересно!». Сегодня Таня согласилась рассказать нам о себе и своем подходе к обучению и развитию детей.

Таня, я знаю, что это самый традиционный вопрос, но я рискну его задать, чтобы те мамы, которые еще не знакомы с тобой, смогли узнать тебя поближе. Расскажи немного о себе: кто ты по образованию, сколько лет твоим деткам, как родился твой блог?

Меня зовут Таня. Мой ник в сети, Тавика, составлен из первых слогов имен — моего и моих детей: Таня, Витя, Катя. Как вы поняли, детей у меня двое. Старший сын — Витя, уже совсем большой, ему 12 лет. Младшей дочери Кате только исполнилось 5. Сейчас я не работаю, занимаюсь дочкой, хозяйством и блогом. А до второго декрета работала инженером-проектировщиком, еще раньше — сотрудником Комитета по Науке при Совмине Крыма и параллельно в издательском отделе экономического института. В таких разных областях мне позволяет работать мое образование — я прикладной математик. Блог я начала вести ровно год назад. Эта идея мне пришла в голову после того, как я осознала, что те игры, игрушки и занятия для моих детей, которые я готовила, вкладывая в них силы и время, могли бы эти силы и время кому-то сэкономить.

 

Таня, у твоих деток 7 лет разницы, к тому же один из них мальчик, вторая девочка, поэтому хотелось бы спросить, насколько чувствуется разница в их воспитании, т.е. наверняка интересы у них разные, подходы к развитию тоже. Зная тебя, могу с уверенностью предположить, что для каждого ребенка ты стараешься найти индивидуальных подход, сама вникнуть в сферу интересов и Вити и Кати. Можешь немного рассказать, что нового пришлось узнать тебе, и как ты училась отвечать на вопросы своих деток простым и доступным языком?

Да, действительно, это только кажется, что со вторым ребенком легче, чем с первым. На самом деле, сколько детей, столько характеров и столько надо найти разных подходов к их воспитанию. К каждому надо подобрать свой «ключик», сглаживать одни черты характера, развивать другие. Например, если у Вити я всегда делала упор на развитие самостоятельности, то Катину самостоятельность приходится даже ограничивать :). Но дети это не только трудности воспитания. Дети – это наш стимул становится лучше и развиваться во всех планах. С рождением сына передо мной открылся целый мир мальчишечьих интересов – машины, всяческие механизмы, солдаты, приключения. Вместе с ним я выучила марки машин, узнала устройство паровоза и компьютера, научилась отличать грот-мачту от фок-мачты и спайдермэна от эндермэна. А с Катей я словно вернулась в свое детство, в мою жизнь снова вошли кукольные домики и игры в резиночку. И оба ребенка ежедневно заваливают меня кучей вопросов, на которые часто не так просто найти ответ. Пришлось вспомнить не только школьные уроки, но и искать дополнительные сведения, благо с появлением интернета в нашей жизни это стало легко и просто. Но мало найти ответ, надо пересказать его доступным и интересным для ребенка языком. Я не приемлю ответа «подрастешь – поймешь». Мне кажется, такой ответ может навсегда погасить в ребенке желание чем-то интересоваться. Поэтому я всегда отвечаю на вопросы, какими бы сложными для его возраста они не казались. А для этого часто приходится проявлять фантазию и смекалку. Я с удовольствием принимаю этот вызов от детей. Как, например, рассказать о том, что такое электричество четырехлетнему ребенку? Как объяснить десятилетнему бесконечность Вселенной и топологию пространства? Только через аналогии, через игры и собственноручно проделанные эксперименты. Не зря еще Конфуций говорил: «Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал сам – понял».

Таня, а как рождаются образы для новых занятий и ответов на новые вопросы? Ты где-то ищешь вдохновения или идеи сами приходят в голову, пока ты собираешь теоретическую информацию?

Я просто стараюсь посмотреть на вопрос глазами ребенка. Я представляю себе, как он думает, и что бы ему было интересно услышать в ответе.

А если возникает необходимость создать экспериментальные модели, чтобы продемонстрировать ребенку работу механизма, как в случае с водяной ракетой, например? Ты сама придумываешь конструкцию или тебе кто-то помогает?

По всем сложным техническим проектам мне помогает мой муж. У него золотые руки и золотая голова. С детства он увлекается техническим творчеством. В 12 лет он своими руками уже делал и радиоприемники, и цветомузыку. А сейчас нам не приходится вызывать мастеров, если нужно починить компьютер или поменять водопроводный кран. И это при том, что муж работает в рекламной отрасли и вся его жизнь проходит в виртуальном мире. Я думаю, что если нам для наших игр понадобится, то он придумает и соберет даже вечный двигатель.

А какие темы ваших занятий увлекают тебя? Во что ты готова играть снова и снова?

Я очень люблю проводить разнообразные эксперименты. Меня, как ребенка, радует, когда опыт удается. И даже если я прекрасно знаю результат, то мне кажется, что на моих глазах произошло настоящее чудо!

Таня, а какой твой любимый эксперимент? Или может целая область, в которой эксперименты особенно интересно ставить?

Самые интересные и волшебные эксперименты получаются в области химии и физики. Человеку, не понимающему законов этих наук (а такими людьми как раз и являются наши дети), такие опыты кажутся больше похожими на фокусы, чем на обучение. А как раз этого и добивается каждый учитель – не замучить ученика скучными лекциями и сухими фактами, а удивить и увлечь своей дисциплиной.

С какого возраста ты бы посоветовала начинать ставить простейшие опыты и что это могут быть за эксперименты?

Самые первые опыты и эксперименты ребенок начинает ставить сам с первых дней своей жизни. Думаю, все замечали, какой сосредоточенный взгляд у младенца, наблюдающего за движениями своих ручек и ножек? В этот момент в его крохотной головке происходит огромная мыслительная работа по постижению законов этого мира! И мама может помочь ему в этой работе. Уже в год-два волне можно заниматься с ребенком настоящими опытами.

Только они должны быть адаптированы к его возрасту. На этом этапе важны наблюдения. Не надо гнаться за эффектными экспериментами, теоретическую базу которых ребенок все равно не поймет. Для него и самые привычные нам вещи кажутся чудом: скатывающийся по наклонной плоскости шарик, тающая сосулька, распустившийся бутон цветка. Лет с трех ребенок уже познал основные свойства окружающего мира, и опыты для него можно усложнить. А в пять-семь лет дети уже вполне могут понять те явления и законы природы, которые есть в школьной программе. Только пока на начальном, более общем уровне.

А как часто ты даешь возможность детям самим найти ответ на свой вопрос? Есть ведь вещи, до которых лучше додуматься самому. Я вот помню, как Даша (ей было около 2 лет) попыталась понять, почему предмет падает на землю. Экспериментировала она несколько часов. И по окончании их она убедилась, что все вещи падают на пол (и не важно, какой они величины, формы и откуда падают. И это был очень важный момент. Главное было сдержаться и не начать ей рассказывать о притяжении Земли, пусть и в доступной форме. Как ты решаешь, что оставить на самостоятельное изучение и ощущение, а о чем рассказать?

Да, это действительно очень серьезный вопрос. Так трудно удержатся и не подсказать ребенку правильный ответ. А ведь тем самым ты лишишь его радости самостоятельного открытия! Я стараюсь не вмешиваться, когда вижу, что дети увлечены какими-то самостоятельными исследованиями. Но если они в процессе задают мне вопрос, я пытаюсь максимально доступно им ответить, каким бы он сложным для их возраста не казался. Кроме того, в мире огромное множество вещей, которые невозможно проверить на собственном опыте. Например, есть ли край у Вселенной, что находится в центре Земли, какая самая маленькая частичка материи. И таких вопросов множество. Вот тут-то мне приходится проявлять всю свою фантазию, чтобы просто и наглядно все объяснить.

Таня, спасибо тебе большое за интересный разговор, за твои советы, мысли и опыт!

Для вас же, дорогие мои читатели, у меня есть сюрприз! Скоро в нашей он-лайн школе «Учимся играя» стартует новый суперинтересный проект под руководством талантливой мамы, Татьяны!

Чтобы не пропустить информацию о начале проекте, подпишитесь на рассылку (форма подписки на панельке справа), если вы еще этого не сделали!

А перед началом курса Татьяна делится с нами своей новой книгой «Клуб почемучек», которую сможет получить любой желающий!

Присоединиться к проекту Татьяны Пироженко «Нескучная наука»

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Автор: Костюченко Мария. Онлайн-школа «Учимся играя»
Интервью с новым автором школы «Учимся играя», Татьяной Пироженко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *