Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Сегодня я хочу начать публиковать цикл статей о Множественном интеллекте, который специально для школы «Учимся играя» написала Мария, автор блога «Волшебный замок».  Передаю слово Марии

Иногда мне приходится сталкиваться с забавными ситуациями : объясняю что-нибудь детям, и так и сяк, а они не понимают, а потом, вроде бы, благодаря какому-нибудь простому рисунку или действию вдруг все понимают. Раньше я, как и многие, могла бы сказать про кого-нибудь, мол, этот человек не разбирается в математике или плохо ориентируется на местности. Что поделать, у всех свои особенности.

Но недавно я в корне поменяла свое мнение о людских способностях вообще. В школе моих детей организовали конференцию по относительно новой теории множественного интеллекта, которая мне настолько понравилась, что я стала изучать ее глубже, а теперь с удовольствием делюсь полученными знаниями с вами. Мне кажется, все должны знать основы этой теории, чтобы лучше понимать других и себя.

Сначала я расскажу об основных принципах теории множественного интеллекта. Затем каждый из вас определит ваш доминирующий интеллект. А затем мы рассмотрим, как данная теория может применяться в педагогической деятельности.

Часть Первая

Принципы теории множественного интеллекта

Теория множественного интеллекта создана американским психологом Говардом Гарднером. Она рассматривает интеллект как комплексную систему разнообразных способностей, которые по-разному проявляются в различных условиях, а не как доминирование одной общей способности.

Согласно данной теории, например, ребенок с трудом осваивающий простые математические действия не является посредственным в сравнении с ребенком, легко решающим математические примеры. Такой ребенок может освоить арифметику через другой подход. Он же может преуспевать в других областях. Возможно даже, что такой ребенок подсознательно изучает арифметические действия на более глубоком уровне. В итоге то, что внешне выглядит как медлительность, на самом деле может скрывать математический интеллект даже более высокий, чем у ребёнка быстро решающего задачки. То есть, не существует умных и глупых детей, все умны по-разному.

Семь интеллектуальных способностей по Гарднеру

Гарднер считает, что существует как минимум 7 различных видов интеллекта, не зависящих один от другого и действующих в мозге как самостоятельные системы или модули, каждый по своим правилам. К ним относятся:

Множественный интеллект

  • Вербальный или лингвистический интеллект — способность легко разбираться в лингвистических структурах и легко ими оперировать.

Сильные стороны такого интеллекта : языки, речь и письмо. Люди с вербальным интеллектом :

  • хорошо запоминают письменную и устную информацию
  • правильно пишут
  • любят читать
  • хороши в обсуждении или произнесении убедительных речей, красиво говорят
  • легко изучают языки
  • способны доходчиво объяснять
  • часто прибегают у юмору, рассказывая истории, любят игру слов

Такие люди — потенциальные писатели, журналисты, политические деятели, юристы и учителя.

  • Логико-математический интеллект — способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.

Сильные стороны такого интеллекта : анализ проблем и математические операции. Люди, обладающие логико-математическим интеллектом, умеют логически рассуждать, распознавать образы и логически анализировать проблемы. Эти люди склонны думать концептуально о числах, отношениях и моделях.

Обладатели логико-математического интеллекта :

  • имеют отличные навыки решения проблем
  • любят размышлять над абстрактными идеями и понятиями
  • любят проводить научные эксперименты
  • способны проводить сложные вычисления

Потенциальные профессии для таких людей — учёный, математик, программист, инженер, бухгалтер.

  • Пространственный интеллект — способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.

Сильные стороны такого интеллекта: хорошее визуальное и пространственное восприятие. У них не возникает проблем с ориентированием в незнакомом городе, чтением карт, схем, обработкой видео и фотографий.

Обладатели пространственного интеллекта:

  • любят читать и писать
  • без труда решают головоломки
  • легко интерпретируют изображения, графики и диаграммы
  • любят рисунок, живопись и изобразительное искусство

Чаще всего такие люди становятся архитекторами, художниками, инженерами.

  • Музыкальный интеллект — способность к пониманию смыслов, связанных со звуками.

Сильные стороны : Люди, у которых развит музыкальный интеллект, хорошо распознают ритмы и звуки. Они очень любят музыку и зачастую хорошо ещё исполняют.

Для людей с музыкальным интеллектом характерно то, что они:

  • наслаждаются пением и игрой на музыкальных инструментах
  • легко распознают музыкальные мотивы и тона
  • хорошо запоминают песни и мелодии
  • хорошо понимают музыкальные структуры, ритм и ноты.

Такие люди чаще всего становятся музыкантами, композиторами, певцами, учителями музыки, дирижёрами, диджеями.

  • Телесно-кинестетический интеллект — включает контроль за своим телом и способность умело манипулировать предметами.

Сильные стороны : Те, кто обладает телесно-кинестетическим интеллектом, способны хорошо двигаться и контролировать свои движения. Такие люди имеют отличную координацию рук и глаз, а также очень ловки.

Обладатели телесно-кинестетического интеллекта:

  • хорошо танцуют, любят спорт
  • с наслаждением создают вещи своими руками
  • запоминают, делая, а не при помощи слуха или зрения (моторная память).

Такие люди вполне могут становиться танцорами, строителями, скульпторами, спортсменами, художниками, артистами.

  • Внутриличностный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.

Сильные стороны: Обладатели внутриличностного интеллекта, как правило, пользуются рефлексией и анализом, они мечтательны, они готовы исследовать отношения с другими людьми и способны правильно оценивать свои сильные стороны. Такие люди обычно:

  • хорошо знают свои сильные и слабые стороны
  • любят анализировать теории и идеи
  • хорошо осознают самих себя
  • понимают основу собственных мотивов и чувств

Среди них чаще всего встречаются философы, писатели, теоретики, учёные.

  • Межличностный интеллект — способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.

Сильные стороны : Те, у кого имеется межличностный интеллект, хорошо понимают других людей и взаимодействуют с ними.

Люди с межличностным интеллектом:

  • коммуникабельны
  • способны общаться как вербально, так и невербально
  • способны рассматривать ситуации с разных точек зрения
  • формируют позитивные отношения с другими людьми
  • способны участвовать в урегулировании конфликтов в группах

Чаще всего человек с ярко выраженным межличностным интеллектом выбирает карьеру психолога, консультанта, маркетолога, политика.

  • Натуралистический интеллект — стремление к гармонии с природой, проявление интереса к исследованию окружающей среды.

Сильные стороны: нахождение общего языка с природой.

Обладатели натуралистического интеллекта:

  • интересуются такими предметами, как ботаника, биология и зоология
  • легко справляются с классификацией и каталогизацией информации
  • наслаждаются кемпингом, садоводством, походами и проведением исследований на открытом воздухе
  • не любят ничего, что не имеет никакого отношения к природе

Такие люди становятся биологами, защитниками окружающей природы, садовниками или фермерами.

Гарднер отмечает, что способности взрослых людей различных культур представляют собой различные комбинации тех или иных видов интеллекта.

Каждый человек взаимодействует с другими, в зависимости от своего доминирующего интеллекта. Зная себя и понимая других, можно улучшить свои межличностные отношения, добиваться целей, целенаправленно работать над собой, в общем, саморазвиваться!

Вам удалось узнать себя в одном или нескольких описанных видов интеллекта? Во второй части статьи я покажу вам, как определить ваш доминирующий интеллект. Продолжение следует!

С уважением, Мария

Автор блога Chateau magic

Стать по теме:

 P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.
Теория множественного интеллекта. Часть 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *