Заказная статья! Кто заказал? Мои дорогие читатели 😉 Поэтому я собрала в памяти весь наш опыт и знания данные мне псих-пед институтом и готова поговорить о том, как сделать адаптацию ребенка в детском саду максимально комфортной.
Начну с нашей личной истории. Даша пошла в сад в 3,5 года. В первый день она осталась на пару часов, на второй сказала: «Мама, можешь не приходить до вечера. Я тут поиграю пока с детками». Воспитатель была в шоке. Наше пребывание в детском саду осложнялось только одним фактом: Даша с 2,6 лет не спала днем. Поэтому нам пришлось ходить в сад до сна, потом уходить домой. Так было для всех лучше.
Год прошел отлично! А потом нам поменяли воспитателей и вот тут началась песня. Вопрос был уже не в адаптации, а в нарушениях норм санпина двумя идиотками (простите, я не могу назвать их воспитателями). Они в -30 открывали настежь окна и сажали под ними играть детей, а одна еще и любила поорать так, что у детей глаза дергаться начинались. В общем, долго мы не проходили в эту группу и расстались после моего заявления в контролирующие сад органы.
Итак, почему же Даша не плакала, не хваталась за меня, а спокойно шла в садик и ей там было комфортно?
Я выделяю несколько обстоятельств:
- Возраст (она созрела до садика. У каждого этот порог свой, у нее он пришелся на 3,5 года)
- Правильный психологический настрой (она знала зачем она туда идет и что, если ей будет плохо, я не оставлю ее в саду. Многие дети боятся, что родители их не заберут. Я лично слышала, как мама кричала на ребенка, что если он сейчас же не замолчит, то вечером она за ним не придет)
- Честность (если мама сказала, что заберет в 16.00, то пусть весь мир рушится, надо забрать в 16.00. Лучше назвать время попозже и забрать пораньше, чем наоборот. И не надо думать, что дети не понимают времени. Когда им надо, они все понимают и знают)
- Воспитатель (это 50% успеха, если не больше. Именно воспитатель создает эмоциональный фон в группе и он устанавливает правила и если воспитатель самодур, то ни одно из вышеперечисленных обстоятельств вам не поможет)
Давайте обсудим теперь, почему же дети так боятся детского сада? Этому способствуют несколько факторов:
- Ребенка отрывают от любимых мамы/папы/бабушки/дедушки отводят в абсолютно незнакомый коллектив. Естественно, ему там неуютно и тоскливо (у Даши есть подруга и вот она начала ходить в сад с двух лет и плакала практически до подготовительной группы, когда ее приводили. Но когда в эту же группу пошла Даша, ее подруга только с ней ходила без слез. А потом также горько рыдала, когда Даша перед сном уходила. Т.е. Даша ей давала уверенность и спокойствие, коих она была лишена, приходя в сад одна)
- Ребенку тяжело привыкнуть к новому режиму дня, если дома его нет или он отличается, поэтому хорошо бы заранее узнать распорядок в садике и дома начать жить по такому же графику, чтобы снять хотя бы один из стрессов.
- Ребенку придется общаться с другим детьми. Их много, у каждого свои «тараканы» и не каждый малыш готов с этим справиться, особенно, когда отнимают игрушки или не дай Бог бьют, толкают и т.д.
- Ребенок не чувствует себя самым любимым и главным, как было с ним дома. В саду воспитатель редко может уделить много времени каждому индивидуально, а дома то он был центром вселенной. А тут его могут даже не заметить. Это тяжелый удар по самооценке.
- Ребенок должен подчиняться правилам, а не все это умеют.
Таким образом за 1 день жизнь малыша круто меняется и ему еще тяжело осмыслить, почему и зачем так происходит.
Поэтому его организм протестует: ухудшается сон, пропадет аппетит, появляется агрессия и снижается иммунитет.
Как мы можем помочь малышу легче адаптироваться к новой среде?
- Узнать режим дня в саду и меню и дома постепенно за несколько месяцев до первого похода в сад начать вводить те же блюда в рацион и то же расписание сна/прогулок/занятий и т.д. Важно начать вставать так, как придется во время садика. Это позволит ребенку на физическом уровне начать подготовку.
- Развить навыки самообслуживания. Научите ребенка есть ложкой, одеваться/раздеваться (максимально самостоятельно), проситься в туалет.
- Очень важный момент – навык речи. Мама может не задумываться об этом, но воспитатель и другие дети должны понимать ребенка. И если у него проблемы с речью, это может усложнить адаптацию. Дома мама может понимать ребенка с полуслова, когда в реальности речь его невнятна и разобрать отдельные слова сложно. Такому ребенку будет тяжело доносить до воспитателя и других детей свои нужды и мысли.
- Постарайтесь больше времени выделять на игры малыша с чужими детьми, чтобы он перед садиком приобрел базовые коммуникативные навыки.
- И конечно же важно говорить с ребенком о садике. Ничего плохого никогда ни о саде, ни о воспитателях. Делитесь позитивными историями. Дайте понять ребенку, что вы его любите и всегда защитите, что вы для него надежная опора и детский сад не наказание!
Если ваш ребенок растет в психологически комфортной среде, доверяет вам и вы оправдываете его доверие, то и адаптация к саду/школу/лагерю и т.д. будет проходить легко и просто.
С уважением, Костюченко Мария,
Руководитель онлайн-школы «Учимся играя»
P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически
Спасибо огромное, Мария за статью!!!!Я интересовалась этим вопросом!!! Половину из этого соблюдали при адаптации, что-то не особо удалось. Главное, что в д/с ходить сыну нравится спустя 1,5 месяца!
Мария, как же вы всегда точно пишите. читать одно удовольствие. сколько информации прочитала по этому вопросу, а вы так коротко и емко все обозначили. У нас было сложно с садиком. многое я не учла. будь тога у меня ваши советы перед глазами, может все пошло бы не так. Я все ждала, когда ребенок переплачет и привыкнет… иногда опаздывала за ним не нарочно.
Мария, и мне очень актуально. я тоже хотела вас попросить написать на эту тему. как здорово, что вы прислушиваетесь к своим читателям!