Сегодня мне хотелось бы затронуть такую тему, как самодельные развивающие игрушки, а также поговорить об их роли и пользе для наших детей. С самого Дашиного рождения я делаю для нее игрушки сама (это и домики, и развивающие игрушки, и сенсорные игры и пособия и многое другое). Все они имеют разные цели и задачи, но все они шьются и делаются для того, чтобы доставить моему ребенку радость и помочь ему в его развитии.

В поиске новых идей для создания игрушек я попала на мастер-класс к Ершовой Евгении, автору чудесного блога Shill O’POP. Евгения рассказывала и показывала, как при помощи обычного фетра создать необычные игрушки, которые к тому же помогут малышу в развитии его речи.

Я с первого взгляда влюбилась в игрушки, про которые рассказывала Евгения. Я попросила Женю ответить на несколько вопросов и, к моей радости, она согласилась.

Евгения, не так давно, я познакомилась с вашими работами, которые просто заворожили меня своей оригинальностью и красотой. Когда я стала читать разделы вашего сайта, то узнала, что вы занимаетесь не только шитьем потрясающих игрушек, но и логопедическими занятиями с детьми, поэтому хотела бы попросить рассказать о вашем профессиональном и творческом пути, и как они пересеклись друг с другом.

Мария, спасибо за приятные слова!

Жизнь складывается удивительным образом. Я с детства увлекаюсь разными видами рукоделия. Вместе с мамой мы шили, вязали, вышивали… Мне всегда это нравилось!

Но я даже не думала, что это увлечение сыграет такую роль в моей жизни. Я работаю логопедом, дефектологом уже больше 10 лет. Обожаю свою работу, учеников. Мне нравится возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. Особенно я благодарна сложным деткам, для которых невозможно применить традиционные методы, нужно думать, искать, пробовать. Каждый из них научил меня чему-то новому! Так появились и мои игрушки. Для занятий мне нужны были пособия, которых просто не было в магазинах. Я села за машинку и сшила то, что считала полезным. С первых же минут дети очень полюбили мои поделки. Вместе с учениками мы проверяли игрушки на прочность, полезность и самое главное на интересность! Дети не обманывают, если им что-то не нравится, то они не будут это делать. До сих пор я проверяю каждую идею вместе с детьми, они часто подсказывают мне, как сделать лучше.

Сейчас я работаю не в России. С детьми билингвами, благодаря которым, игрушки обрели новый смысл. Чтобы привить любовь к русскому языку, необходимы игрушки с русскими чертами. Я не могу купить тут героев сказки «Репка» или «Курочка Ряба». Даже если я найду необходимых персонажей, то бабушка и дедушка будут не те, согласитесь. Наборы животных, продуктов, тоже несут специфику страны. И так во всем!

Я рада, что открыла для себя такой замечательный материал, как фетр. Игрушки приятно шить, они хорошо выдерживают детские игры, их можно стирать и гладить. Этот материал заслуженно становится все более популярным!

Изначально я делала игрушки только для себя и своих маленьких клиентов. Потом появились время и возможность вести блог в живом журнале. Меня стали просить шить игрушки на заказ. Я заметила, что многие читатели блога шили игрушки по моим фотографиям, спрашивали выкройки. Так родилась идея не только показывать фотографии и рассказывать про игрушки, но и делиться выкройками. Сейчас у меня появился сайт, где можно найти много идей развивающих игрушек, выкроек, мастер классов, полезных статей,задать вопросы и поделиться своим мнением. Я благодарна моим читателям, которые пишут комментарии, письма. Благодаря их поддержке мне хочется продолжать и дальше делиться своим опытом и идеями!

Я пока не сталкивалась с работой логопедов (помню только эпизод из своего детства, как меня за одно занятие научили букву «Р» выговаривать), поэтому мне очень интересно было бы у вас спросить, а как игрушки помогают решать логопедические проблемы? Я понимаю связь моторики и речи, артикуляционной гимнастики и речи, а как помогают игрушки?

Работа логопеда это не только звукопроизношение. Ваш случай – это приятное исключение. Чаще всего к логопеду обращаются с более сложными проблемами. Приходят малыши, которые не говорят совсем, дети постарше, которые делают много грамматических ошибок, испытывают трудности в речевом общении и многое другое.

Самые распространенные логопедические пособия – это карточки, картинки в книжках, рабочие тетрадки. Современные дети привыкли к многообразию игрушек, поэтому привлечь их внимание простыми бумажными пособиями очень сложно. Другое дело развивающие игрушки! Они привлекательнее для детей, более практичные для меня. Для каждой своей игрушки я стараюсь написать о том, как играть, чтобы развивать. Все мои игрушки полезны для речевого развития. Я использую их на своих занятиях с детьми. Это и разнообразные застежки для развития мелкой моторики, пальчиковые театры, перчаточные «говорящие» куклы, игрушки на липучках по многим лексическим темам, игры для развития памяти, внимания и многое другое. С игрушками занятия идут веселее, а значит и результаты лучше!

Евгения, я вот знаю, что многие мамы начинают переживать, когда их ребенок, скажем, годикам к 2-2,4 мало говорит. Переживания не всегда оправданы, но какой бы самый важный перечень игр вы порекомендовали бы в такой ситуации, ведь лишние интересные игры никогда не помешают.

Самыми полезными играми будут игры на развитие дыхания, мелкой моторики и речи. Мыльные пузыри, вертушки, воздушный футбол – эти игры научат правильно дуть, контролировать дыхание. Разнообразные застежки, игры с пальчиковым театром научат координировать речь и движение. В этом возрасте ведущая деятельность у ребенка предметно-манипулятивная, именно через интересные предметы, игрушки легче всего найти подход к ребенку. Выбирайте игрушки, которые помогут разговорить малыша, научат повторять за вами звуки, слова.

Но мне бы хотелось предостеречь родителей. Если ребенок в этом возрасте мало или плохо говорит, нужно идти к логопеду. Искать специалиста, который знает, как работать с малышами. Не нужно ждать трех лет, вы можете упустить многие возможности. Игры хороши, когда вы знаете что и для чего делаете. Поэтому сначала нужно разобраться в проблеме, если она есть.

Женя, вот вы сказали, что до трех лет может быть уже поздно. А я лично не раз встречалась с утверждением, что лет до 4 к логопеду вообще нет смысла ходить, а лучше только после 5! Причем так говорили сами логопеды некоторым моим знакомым мамам, когда они приходили к ним на консультацию. Может, есть какие-то важные моменты, на основе которых можно понять, что это не просто возрастная особенность речи, а проблема, которую нужно решать?

Да, конечно они есть. Переживать за звук Р в 2 года не стоит, можно забыть о нем до 5 лет. Вообще, если ребенок хорошо говорит, строит правильные фразы, проговаривает слова из 3-4 слогов, но не выговаривает 1-2 сложных звука (з, с, ш, ж, л или р), то действительно можно не торопиться к логопеду до 4-5лет. Но если вы понимаете, что ребенок мало или вообще не говорит, его речь понятна только близким, окружающие не понимают, что он говорит, он путает слоги, делает ошибки при изменении слов, затрудняется подобрать нужные слова, не выговаривает больше 3-4 звуков, нарушены не только сложные, но и простые звуки, то к логопеду стоит показаться. Если у родителей есть сомнения, то лучше сходить к логопеду и услышать, что все хорошо, особенности речи в пределах возрастной нормы, чем упустить драгоценное время. Ранняя помощь не только исправляет проблему, но и помогает избежать новых в более старшем возрасте.

Евгения, спасибо большое за очень интересный разговор. За ваши советы, за прекрасные идеи игрушек! У меня сейчас есть очень сильное желание бросить все свои накопившиеся дела, взять новую партию фетра, которую я наконец-то получила и шить, шить и шить!

Маша, шейте, пока есть желание и вдохновение! В таком состоянии появляются чудесные вещи! Я очень рада, что мое творчество интересно и заражает, в хорошем смысле этого слова.

Спасибо за ваши вопросы, после таких разговоров мысли приходят в порядок, получается все по полочкам разложить, становится понятно, к чему стремиться, что сделать, чтобы стало лучше.

Евгения, не могу не задать вам последний вопрос. Сразу признаюсь, это абсолютно личный интерес. В какие игры на развитие речи необходимо играть с детками 3-4 лет, при условии, что ребенок очень хорошо говорит. Строит большие сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, сочиняет стихи и рассказы.

Если ребенок хорошо говорит, то это большое счастье. Понятно, что в 3-4 года еще есть к чему стремиться, узнавать новое, поэтому вы и задали свой вопрос. Вы можете играть и получать удовольствие от процесса, не думая, что бы еще скорректировать. Советы могут показаться банальными, но это действительно то, что нужно делать. Читайте и пересказывайте, обыгрывайте истории, сказки с игрушками и картинками, отгадывайте загадки и придумывайте свои, играйте в слова по лексическим темам, звукам и буквам, размышляйте. Творите! Через творчество открываются огромные возможности для развития ребенка.

Евгения, спасибо за интересный разговор, за советы, за позитивный настрой, который вы излучаете и за радость, которую дарят ваши игрушки! Очень рада, что мне выпала возможность познакомиться и пообщаться с вами!

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Костюченко Мария, Ершова Евгения. Онлайн-школа «Учимся играя»
Развитие речи. Беседа с логопедом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *