Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. На этой неделе мы с вами хорошо потрудились и придумали множество интересных идей для нашей «Азбуки этикета». В этом посте я хочу объединить все, что вы предложили и дополнить материал своими идеями, чтобы сразу после прочтения поста, вы могли бы начинать составлять свою книгу «Азбука этикета».
Давайте вспомним, что ж это за азбука такая.Возьмите блокнот или блок со вставными листами. На первой странице напишите название вашей книги и поставьте большую букву А. На следующих страницах записывайте слова на А, которые связаны с правилами этикета и ваши к ним заметки о том, как правильно себя вести. Хорошо, если ребенок нарисует иллюстрации.
Если он еще не рисует, то можно вместе найти картинки, вырезать их и приклеить. А мама поможет сделать запись.
Если ребенок 2-4 лет, то при помощи такой азбуки вы можете начать учить буквы. Тогда для вас достаточно написать букву, запомнить ее. Написать слово, связанное с этикетом и 1 правило! Этого будет достаточно. Когда ребенок запомнит его, вы можете написать второе, третье и т.д.
А- Автобус
Здесь вы записываете те правила, которые ребенок уже знает или которым вы хотите его научить. Например, не кричать, не бегать по салону. Если ребенку больше 6 лет, уступать место пожилым, беременным и людям с маленькими детьми.
Во время обсуждения хорошо бы придумывать нестандартные ситуации, чтобы они давали ребенку пищу для размышлений и веселили его. Дети смешные истории очень хорошо запоминают.
Во время поездок можно обращать ребенка внимание на поведение людей в автобусе, пытаться оценить, кто знает правила этикета, кто нет.
Б-букет
Эта страничка научит ребенка выбирать и дарить цветы.
Вы можете поговорить о количестве (четное/нечетное) в букете и что оно значит. Заодно подключите математику и в зависимости от уровня владения ей ребенка составляйте с бумажными цветами примеры.
Творческие игры помогут вам самим сделать небольшой букет цветов
Поговорите о том, как надо преподносить цветы. Что значит цвет в букете. Кому дарить красные, а кому белые. Что значит желтый? В эту часть хорошо вплести игры по цветовосприятию.
Б-благодарность
Обсудить, как можно и нужно благодарить людей и в каких случаях
Б-библиотека
Входить тихо, книги брать аккуратно, не шуметь и не бегать. А что еще можно делать в библиотеке? Обсудите правила поведения там, а также правила обращения с книгами. Как вылечить книгу, если вы взяли ее, а она порвана или испорчена.
В-вежливость
Вспомните все вежливые слова: извините, простите, пожалуйста, будьте так добры и остальные. Кто больше?
В-вилка
Обсудите, как правильно есть при помощи вилки. Предложите сыграть в такую игру: положите перед ребенком горошину и предложите взять ее, но не наколов на вилку, а поддев.
Г-гости
Поговорите о правилах поведения в гостях. А также, как встречать гостей. Винни-пух вам в помощь 😉
Г-горка
Как вести себя, катаясь с горки (не толкаться, поднимаясь на горку, ждать пока скатится и отойдёт другой ребёнок )
Д-день рождения.
Знает ли малыш как дарить и принимать подарки, как поздравлять и т.д. Научитесь упаковывать подарки и правильно подписывать открытки для торжества.
Д-доброжелательность
Обсудить, что нужно во всех ситуациях стараться остаться доброжелательным, что улыбка располагает и т.д
Д-дружба
Поддерживать друга и в гори и в радости, выслушать и приободрить. Не быть навязчивым и всегда держать свое слово! А что еще должен уметь делать настоящий друг? Читая рассказы и сказки обращайте внимание на поведения героев и их отношения дружеские. Идеально для этого подойдут рассказы Носова, например, Бенгальские огни, огурцы, фантазёры и т.д. Для малышей истории из цикла «Маша и Ойка», например, Лучший друг.
Е-еда
Поговорить о манерах за столом: есть с закрытым ртом, набирать в ложку или на вилку столько еды, сколько действительно можешь прожевать за раз, не баловаться столовыми приборами и т.д.
Ё-ёлка
Правила поведение на «Ёлке», например, не бежать вперёд всех за подарком к деду Морозу, не перебивать, не выкрикивать и т.д.
Ж-жалобы
Обсудить, когда жаловаться уместно, а когда не очень. Если ребенку больше 6 лет, можно потренироваться писать официальную жалобу 😉
Ж-жалость
Обсудить, как и когда можно и нужно кого-то пожалеть, а когда жалость не стоит показывать. Рассказать, например, что ребенка с ограниченными возможностями на детской площадке не нужно жалеть, а нужно постараться сделать так, чтобы ему было комфортно играть и общаться с другими
Ж-животные
У вас есть животное? А есть правила общения с ним? Уважать его желания, не тискать, прислушивается к его потребностям, не злить. Поговорите, как надо вести себя с животными домашними и дикими.
З-зевота
Поговорить о том, как правильно зевать на людях. Сказать, что если очень хочется зевнуть, то нужно прикрыть рот рукой
И-игра
Как пригласить друга в игру, как прекратить не нравящуюся игру, как играть в настольные игры (по очереди, не подглядывая в чужие карты). Как правильно выигрывать и проигрывать.
К-кино
Поведение в кинотеатре: не шуметь, не шуршать бумажками, не вскакивать и не вертеться на своём месте, выключать звук на телефоне. Можно провести эксперимент, включить кино дома, сесть смотреть и имитировать посторонние звуки, чтобы слышимость сразу стала хуже и ребенок понял, что значит, когда кто-то нарушает правила.
К-комната
Правила поведения в своей комнате/квартире/доме. Соблюдать чистоту и порядок. Зачем? Попробуйте не класть по местам игрушки и вещи. Как скоро вы перестанете понимать, что и где лежит? Понравится это ребенку?
К-комплимент
Научите ребенка делать и принимать комплименты. Тут только практика!
Л-ложь
Простить можно все, но не ложь! Почему? Поговорите с ребенком об этом. Вспомните басни, притчи, ситуации из вашей жизни.
Л-лекция
Тут же можно упомянуть урок в садике или школе. Как вести себя с учителем? Как отвечать, как поднимать руку Можно ли выкрикивать. Обыгрывайте сценки!
М-магазин
Как правильно строить диалог с продавцом, покупателями, какие правила этикета соблюдать в очереди? Обыгрывайте сценки сами или манипулируя игрушками.
М-мимика
Наше лицо и язык тела может очень многое сказать о том, что мы думаем. Скрестили руки – закрылись от собеседника и не готовы воспринимать информацию, усмешка может показать пренебрежение к собеседнику. Глаза выдадут испуг или страх. Практикуйтесь в определении эмоций друг друга.
Н-носовой платок
Как правильно сложить платок в карман одежды мужчине и женщине, как сморкаться, как вытирать что-то на лице. Научите ребенка самостоятельно гладить платочек (естественно под вашим присмотром). Можно даже самим сшить платочек с детьми 5+
О- одежда
Поговорите с ребенком, как и когда уместно одеваться и почему. Можно рассортировать свою одежду по случаям жизни. Можно собрать комплекты для похода в кино, театр, гости, школу/садик. Можно придумать такие модные сейчас Family look. Поговорите о сочетании цветов. Возьмите цветовой круг, обсудите совместимые/сочетаемые и нет цвета.
П-письма
Правила общения в переписке. Хорошо бы поговорить не только об электронной переписке, но и о том, как правильно подписывать печатные письма. Сделать конверт и подписать его. Можно затронуть тему марок.
П-приглашение
Как правильно приглашать кого-то, как составлять пригласительные, когда рассылать. За сколько до праздничного события нужно приглашать гостей
П-подарок
Подарки нужно уметь принимать и дарить. А как именно? Нельзя дарить небрежно: «это тебе на». Нужно говорить красивые слова и аккуратно передавать подарок, не высказывая недовольства, как сложно было его найти или какой он дорогой. А что дарить? Это тоже хороший вопрос. Изучите его вместе с ребенком 😉
Р-речь
Говорить правильно, не сокращать слова где не нужно, не употреблять блатных и ругательных слов. Можно провести с ребенком 6+ эксперимент, как в фильме «Джентельмены удачи», переводя жаргонные слова и строя фразу на культурном языке.
Р-ресторан
Правила поведения в местах общественного питания. Как есть, как сидеть за столом, как говорить и поддерживать беседу. Какие действия нужно совершать, выходя из-за стола, например, в туалет. Как позвать официанта и сделать заказ. Составьте меню и попробуйте поиграть в ресторан. Пусть один из вас будет официантом, второй посетителем. Меняйтесь ролями. Разыгрывайте разные ситуации. Например, как вести себя официанту, если клиент попался невоспитанный.
Р-родители
Как вести себя со своими родителями? А с родителями родителей? Тут скорее существуют правила внутри семьи. Естественно многое зависит от менталитета людей. Например, в семье бабушке, которая жила в Украине, было принято обращаться к родителям и бабушкам/дедушка на вы. «Мама, вы», «Папа, вы».
Р-работа
Скорее всего знать подробности рабочего этикета малышу еще рано, но уже после 7 лет, можно начинать об этом разговаривать. Начинать хорошо с примеров из собственной жизни.
С-салфетка
Учимся вытирать рот, выплевывать косточки и складывать аккуратно салфетку. За столом стараемся правильно положить салфетку на колени. В качестве творческого момента учимся красиво складывать салфетки для сервировки стола.
С-самолет
Как вести себя в салоне самолета? Этот вид транспорта с более жесткими правилами, чем автобус или трамвай. Объясните важность ремней и правил поведения на борту. Вспомните, как стюардесса рассказывает и показывает, что делать в экстренных ситуациях.
С-сервировка стола
Большая тема, которая требует времени. Нарисуйте шаблон расстановки посуды и столовых приборов и используйте его во время приема пищи. Постепенно добавляйте новые элементы и учитесь различать столовые приборы и бокалы 😉
Т-театр
Правила поведения в театре: как себя вести, во что одеваться, когда входить в зал, как правильно уходить после окончания спектакля. Все это можно не только обсудить, но и обыграть в мини-сценках с куклами.
Т-телефон
Правила общения по телефону. Здороваемся – представляемся – спрашиваем свободен ли человек, чтобы с вами поговорить – прощаемся. Обсудить в какой время можно звонить и почему.
Т-транспорт
Правила поведения в такси, метро, троллейбусе и других видах транспорта похожи, но и немного отличаются. Составьте табличку, ищите одинаковые и отличительные черты. Сравнивайте, обыгрывайте.
У-уважение
Уважение к старшим по возрасту и положению, уважение к младшим, уважение к ровесникам. Есть отличия? Попробуйте их найти и записать.
У-улыбка
Улыбка – самое первое золотое правило этикета. Никогда не будет шанса на второе впечатление. Одной улыбкой можно смягчить сердце, привлечь внимание, разрядить обстановку. Потренируйтесь с ребенком разным улыбками. Как нужно улыбаться, когда стесняешься, рад, сочувствуешь, смущаешься и т.д.
Ц-цирк
Про кино и театр мы уже говорили. Пришла пора поговорить и о цирке. Тут можно смеяться и шуметь, но в рамках дозволенного. А это как? Поговорите о правилах безопасности, чтобы не попасть в клетку к тигру и не выскочить на арену во время представления.
Ч-чайная церемония
Существуют правила этикета, обязательные для соблюдения во время чайной церемонии. Как накрыть стол, разлить чай, держать чашку – все эти и многие другие знания необходимы воспитанному человеку, чтобы не ударить в грязь лицом во время чаепития. Практикуйтесь с ребенком!
Ш-школа
Можно ли опаздывать на урок или выкрикивать из-за парты? А бегать на перемене или высмеивать одноклассников? Хорошо бы изучить все нюансы школьного этикета во время подготовки в первому классу.
Э-эмоции
Поведение человека всегда эмоционально окрашено. Диапазон проявления чувств весьма широк: от состояния, близкого к истерике, до внешне полного отсутствия эмоций. Причем иногда такие полярные формы могут наблюдаться у разных людей в одной и той же ситуации. Какая из них является в большей степени адекватной ситуации?
Ю-юмор
Что такое чувство юмора? Какие шутки можно использовать и с кем? Объясните ребенку на примере, можно аккуратно затронуть тему черного юмора, а также не путать шутку и издевку над человеком.
Я-язык
В разных языках есть разные специальные фразу, которые помогут вам выглядеть воспитанным. Поищите такие фразы на разных языках и составьте свой словарик.
С уважением, Костюченко Мария,
Руководитель онлайн-школы «Учимся играя»
Начать изучение этикета вместе со «Школой хороших манер»
P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.
ммм, как здорово!!!
спасибо большое, самой не придет в голову такое! Какая же у Вас богатая фантазия!!
Здравствуйте, Мария! Очень понравилась Азбука этикета! Большое спасибо за полезный материал!
Потрясающая Азбука, Мария, спасибо большое Вам, за такое количество полезного материала.
Мария, большое спасибо. Надо сделать домашнюю книгу.