А на этой неделе у нас «Веселая Геометрия». Точные науки хоть и сложны, но не так уж недосягаемы, как кажутся, а путь к ним стоит начать с того, что внимательней оглянуться вокруг!
В наше время очень много пособий по занимательной геометрии для детей, но я представляю вам свой метод познания фигур в пространстве.
День начался с мысли, как подвести детей к геометрии. Просто сесть, достать карточки, образцы? Нет, на это никто не пойдет! Тогда что? Остается старый дедовский способ – игра!
1. «Геометрия? Что это за слово такое? Никак не могу вспомнить, что оно значит… Ты случайно не знаешь, может оно тебе встречалось? Нет? А может это название книги? Нет, странное какое-то название… Ааа, это имя такое девчачье! Ты так не думаешь? А вспомнила! Это название волшебной страны! Не веришь? Мы можем легко туда отправится! Стоит лишь внимательней посмотреть вокруг! Упс-ля-ля, и мы уже там! Ты ничего не заметил? Как же так? Вот они жители Геометрии: есть плоские, а есть объемные, все, как у нас, у людей: худые и толстые!»:-)
2. После такого вступления начинаем осматриваться вокруг и показывать ребенку предметы в комнате, которые напоминают геометрические фигуры(ГФ). Каждый раз надо проводить рукой по очертаниям, рассказывая об особенностях фигуры: прямые углы, плоскости, окружность, количество углов.
Не надо бояться терминов, для детей не имеет значение, какое выучить новое слово, они все воспринимают одинаково!
Для путешествия по Геометрии можно взять с собой большие картонные образцы фигур, так предмет будет более узнаваем.
3. Объемные фигуры можно изучить изнутри. Для этого достаточно залезть под стол, в шкаф, заглянуть в полкии исследовать пространство.Если места маловато, слазить и посмотреть могут плюшевые медведи.Представляете, как забавно звучит:
«Я в КУБЕ!», «Мама, смотри, мишка в параллелепипеде!» (Если ребенок, конечно, выговорит это слово!:-) Это отлично развивает образное мышление!
4. Неожиданно на глаза попадается коробка спичек.
“-Ой, кто это? -Мама, это параллелепипед! -А кто в нем сидит? Смотри спички!”
Высыпайте спички на стол, привлеките внимание ребенка к тому, что некоторые спички соединились и напоминают жителей Геометрии. Оказывается фигуры можно не только отыскать, но можно и самим сделать! Уверена, выкладывание фигур на плоскости увлечет вашего ребенка. И возможно, он сам догадается, как продолжить игру: выстраивать из спичек предметы.
5. Если сам не догадался, мы укажем дорожку. “ГФ между собой очень дружны, они во всем помогают и поддерживают друг друга. И из этой крепкой дружбы вырастает целый мир вокруг. Так если подружатся два треугольника, получится куб, а если и третий присоединиться, получится дом!”
И для этой части занятий вам пригодятся не только спички, но и просто фигуры из бумаги. Их можно просто выкладывать, постоянно меняя местами, а можно делать аппликации. Так легко почувствовать себя волшебником ! (Вдохновится идеями аппликаций из ГФ для малышей можно на блоге“Просто мама”.)
6. Если мы заговорили о волшебстве, то есть один простой способ, как удивить ребенка!
Заранее на белом листе бумаги белой свечкой нарисуйте картинку из ГФ и положите лист в конверт. Пусть ваш ребенок получит его по почте.
« Кому: Дашеньке. От кого: Фигуры из Геометрии». В добавок положите маленькую записочку: «Закрась весь лист краской».
Думаю, вы уже поняли, что на после окрашивания на листе проявится ваш свечной рисунок. Вот будет удивление! Это же портрет жителей Геометрии. Ты не видишь? Посмотри внимательно!
7. В очередной раз, когда вы будите играть в набор деревянных кубиков, неожиданно заговорите от лица ГФ. Фигуры ожили! Представьтесь, подчеркните особенности, покрасуйтесь! Например, мою дочку очень впечатлило то, что цилиндр катится, а куб нет! К тому же ГФ большие циркачи, они легко взбираются друг на друга и выстраивают интересные строения, опять же благодаря своей крепкой дружбе!
Не забудьте сосчитать этажи самой высокой башни!
Главное, больше говорите во время строительства: «Какую фигуру тебе надо? Этот куб или этот цилиндр?» или «Этот прямогольник здесь отлично подойдет», или «подай, пожалуйста, мне параллелепипед».
Так же кубики пригодятся для развития осязания: с завязанными глазами вытаскивать кубики из мешка и на ощупь определяем, что за фигура!
8. Тренируем память и внимание. А вы знали, что ГФ большие озорники, любят шутить и подшучивать? Как это? Вот смотри! Выкладываем карточки с изображением фигур в количестве от 3 до 5. Разглядывайте вместе с ребенком, а потом на секундочку попросите его закрыть глаза или отойти принести что-то, а сами поменяйте местами, уберите одну, подложите что-то другое. Интересно заметит ли сам?!
9. Говоря про геометрические фигуры, невозможно забыть про робота. Это еще один оживший геометричный образ.
Нарисуем робота, разрежем его на части, а потом соберем заново. Можно сделать аппликацию из самоклеющийся цветной бумаги, дети так любят наклейки!
Пришло время подвигаться … как робот. Думаете, ваш ребенок знает, как двигается робот? Обязательно ему покажите! А потом «программируйте » ему его движение: прямо, налево, назад и др. Пусть «бибикает» в свое удовольствие!Следование инструкциям очень важный навык для успешного обучения в школе.

10. И на последок, после такого знакомства со страной Геометрией, любой ребенок так легко будет образно представлять себе все основные фигуры, что для него не составит труда сочинить свою историю про веселые приключения друзей из Геометрии и одного смышленого ребенка.
В помощь сделайте картонные фигурки плоских и объемных фигурок, нарисуйте им лица. И начните со слов: «Однажды давным-давно или это было совсем недавно…» Пусть подхватывает! (Для большего вдохновения рассмотрите картинки в блоге “Букляндия” в рубрике: “Мои истории в картинках.“)
Тема геометрических фигур так интересна и способов их познания велико. Даже в моей голове остались еще идеи!
автор: Качинскене Светлана
фото: Костюченко Марии
Отличное занятие! Мой обожает подобные! Надо повторить в ближайшее время, спасибо! )))
Здравствуйте, нашла ваш сайт, много интересного нашла чем можно пополнить развитие ребенка, спасибо за ваш труд. Скажите, пожалуйста, где вы изготовили геометрические фигуры? У нас такой же набор карточек от Умницы, а найти фигуры нигде не могу (( даже на заказ никто не берется ((( пришлось слепить из застывающей массы, мы их конечно выучили, но все таки хочется деревянные! Подскажите, где!?
Альба, очень рада, что сайт вам понравился! Геометрические фигуры сама долго искала. Я видела подобные в магазинах (только маленькие), но наши нашла на даче. Папа у меня когда-то черчение в школе преподавал (ОЧЕНЬ давно) и у него остались с тех времен 2 коробки таких фигур, что добавило в наш жизнь радости 🙂
Геометрические тела купила в магазине (г.Магадан), точно такие можно заказать на сайте http://www.redstar-udm.ru/products/29/ — учебно-наглядные пособия. Мы складываем салфетки, полотенца — из квадрата в треугольник, прямоугольник и обратно-детям очень нравится( нам 2г.5 мес). А вот с помощью мягкого модульного конструктора Фантазер еще в 1 год 8 мес. изучили цилиндр, паралеллепипед и т.д. Им очень нравится складывать, помогать маме, а я просто озвучиваю название, что подать.
спасибо большое за ссылку, Оксана!!! мы тоже фигуры уже давно изучили, но хочется, чтобы они были деревянные.
Мы из магнитных палочек конструируем плоские предметы тоже с 2,5 а сейчас из них же уже (2,7) и объемные делаем — квадрат — куб, треугольник — пирамида и пр.
Дочь сама построит и спрашивает
— мам что это?
(я ошибусь специально)
— да нет же, ты что не видишь это же то то. ты все напутала! ))
Письмом интересная идея, мы как раз экспериментируем с невидимыми -проявляющимися начертаниями 🙂