Наш сегодняшний разговор пойдет о том, как подготовить ребенка к школе в аспекте памяти, внимания и мышления. А помогать нам разбираться в этом нелегком вопросе будет Татьяна Пироженко.

До сих пор помню мое удивление, когда старший сын, пойдя в школу, основные трудности испытывал не с чтением, математикой или письмом – в этом он был хорошо подготовлен, — а с тем, чтобы выполнять элементарные требования по оформлению заданий. Отступать по четыре клеточки между столбиками примеров, перед каждым домашним заданием писать число и «Домашняя работа» и т.д. и т.п. Для него было легче решить задачу в уме, чем по всем требованиям записать ее условие. И с такой проблемой в школе столкнулась далеко не я одна. Ребенку 6-7 лет еще трудно одновременно делать несколько дел одновременно: и выполнять задание, и следить за его оформлением. По научным данным даже взрослый человек может удерживать в фокусе внимания от 4 до 6 предметов или явлений одновременно. А добавьте сюда еще и то, что малышу очень интересно посмотреть, что делает сосед по парте, что происходит за окошком класса. Да и учительница продолжает что-то говорить, поправляет кого-то, делает замечания – и малыш не может ее не слушать. Ребенку приходится переключаться одновременно не между двумя задачами, а между четырьмя-пятью и более. Поэтому нагрузка на мозг даже подготовленного в смысле знаний и умений ребенка очень велика. Для успешной учебной деятельности малыш должен обладать сформированным умением переключать внимание, способностью его концентрировать, иметь хорошую память и развитое мышление.

Как мы можем помочь своему ребенку в этом? Оказывается, и память, и внимание, и мышление можно (и нужно!) тренировать. Причем, касается это не только будущих первоклассников. И младшим дошкольникам, и подросткам, и взрослым людям делать это так же необходимо.

В данной статье я очень обзорно приведу основные теоретических основы этих психических процессов, их возрастные особенности и дам практические рекомендации по их развитию и совершенствованию.

 ВНИМАНИЕ

 На вопрос, каким бывает внимание, наверное, большинство ответит: «произвольным и непроизвольным». Это и есть его основные критерии, интересующие нас в плане подготовки ребенка к школе.

внимание

  Непроизвольное (пассивное) внимание – это вид внимания, при котором отсутствует сознательная направленность и регуляция. Его преобладание свойственно детям с рождения и до 4-5 лет. В этом возрасте ребенок с любопытством реагирует на внешние раздражители, его внимание очень легко привлечь к какому-то предмету или действию, но так же легко он от него отвлекается. Фокус внимания малыша сосредотачивается на каком-либо действии очень ненадолго: от нескольких минут у младенца до нескольких десятков минут у пятилетнего ребенка. Эту особенность надо учитывать при построении занятий с малышами. Бесполезно заниматься каким-либо упражнением дольше этого интервала времени. Необходимо переключаться на новый вид занятий, чередовать виды деятельности и придумывать разнообразные приемы, которые позволят удержать внимание малыша на нужном вам предмете. Поэтому в этом возрасте должны преобладать именно игровые занятия.

С 4-5 лет начинает формироваться произвольное внимание. Когда ребенок по своему желанию может концентрироваться на какой-то деятельности продолжительное время. И как раз к школьному возрасту (6-7 лет) появляется способность целенаправленной концентрации внимания и осознанного приложения усилий для усвоения материала.

Но, как все мы знаем, показания развития очень индивидуальны. Одни дети уже в 4 года способны долго и сосредоточено складывать пазл, удерживая свое внимание на этом процессе достаточно продолжительное время. Другие и к концу начальной школы обладают очень слаборазвитым произвольным вниманием и не способны долго сосредотачиваться на заданиях. Поэтому тренировка здесь не помешает. Что мы можем сделать?

Существует множество игр для развития внимания. Приведу лишь некоторые из них.

  • Игра с мячом «съедобное-несъедобное» помогает развивать быстроту не только физической, но и умственной реакции.
  • Игры типа «Сова» или «День-ночь» развивают реакцию и внимание.
  • Все игры из серии, когда ребенок должен по определенному сигналу взрослого делать какие-либо действия (например, если взрослый поднял правую руку – хлопнуть, если левую – топнуть и т.п.) тренируют умение быстро переключаться между заданиями.
  • Искать на картинках «10 отличий».
  • Таблицы Шульте с цифрами и буквами (табличка с расположенными в ней в хаотическом порядке знаками, которые нужно отыскивать и называть в порядке алфавита для букв или убывания-возрастания для цифр).
  • В тексте находить буквы: например, зачеркивать все буквы «а», а буквы «р» обводить в кружочек.
  • Подсчитать, сколько в тексте определенных букв.
  • Переписываться зашифрованными разными способами записками.
  • Выполнять графические диктанты.
  • Играть в «морской бой».
  • Соединять рисунок по пронумерованным точкам.
  • Играть в «крестики-нолики» в уме, без рисования на бумаге.
  • Играть в «Птичку в клетке» — в нарисованном квадрате 3х3 в уме надо перемещать воображаемую птичку по клеточкам в соответствии с указаниями ведущего, пока она не попадет в центральную клетку.
  • Собирать пазлы, складывать мозаики, собирать модели из конструктора.

 Этот список игр далеко не полон, предлагаю в комментариях к этой статье добавлять опробованные вами игры на внимание.

 ПАМЯТЬ

 Одним из необходимейших условий успешного обучения ребенка является хорошая память. Что значит «хорошая»? Это значит, что память ребенка имеет достаточный объем и достаточную скорость процессов запоминания и воспроизведения. Все эти параметры поддаются тренировке, и есть методы их улучшить. Но для начала разберемся с тем, что такое память и какой она бывает.

Нейрофизиологи выделяют два основных вида памяти: кратковременную и долговременную.

память

 Из их названий уже примерно понятно, что они из себя представляют. Вся воспринимаемая информация сначала попадает в кратковременную память, в которой она будет храниться очень недолго и объем которой невелик. Чтобы информацию сохранить, необходимо, чтобы она переместилась в долговременную память. Механизмы этого «перемещения» еще не до конца изучены. Но основные закономерности, в общем, известны: лучше всего запоминается информация, которая вызвала у человека интерес, лучше всего запоминается информация, которая применялась (и не один раз) в практической деятельности, лучше всего запоминается информация, связанная ассоциативной связью с уже имеющейся в памяти информацией, лучше всего запоминается информация, повторенная много раз. Зная эти законы, мы можем так строить занятия с ребенком, чтобы его память работала наиболее эффективно, и вся предложенная ему информация усваивалась. Но только знания законов недостаточно. Умение целенаправленно запоминать какую-то информацию приходит с возрастом. Считается, что у младших детей (возрастом до 3х лет) вообще нет произвольной памяти. Их память настолько избирательна и настолько не имеет никакой системы, что управлять тем, что именно и на какое время они запомнят не представляется возможным. Бесполезно заучивать с такими малышами названия элементов таблицы Менделеева (названия стран мира, насекомых семейства жесткокрылых… продолжайте список сами) и думать, что они вспомнят их в школе. Заучить-то их можно. Но это будет только бесполезная трата драгоценного времени, которое ребенок мог бы использовать на виды деятельности, подходящие ему по возрасту.

Только годам к 5-6 у детей начинает формироваться умение контролировать процесс усвоения информации. Это умение будет просто необходимо ребенку в школе. Ведь вся система обучения строится на запоминании: правила и законы, таблица умножения и теорема Пифагора, исторические даты и названия частей цветка, стихотворения Пушкина, падежные окончания, валовый национальный продукт России – все это придется запоминать юному ученику. Кому-то все это дается легко, а кто-то не справляется с таким количеством новой информации.

Мы, родители, можем помочь своему ребенку, путем упражнений и тренировок увеличивая объем его памяти. Кроме того, старшего ребенка можно научить пользоваться мнемоническими правилами для запоминания какой-то информации. Сделать это проще всего в ходе игры. Попросите малыша запомнить несколько несвязанных между собой слов. Не получается? А если попробовать придумать предложение, в которое входили бы все эти слова? Уже лучше! Это правило называется «метод построения ассоциаций». Есть и другие правила: попытаться найти что-то общее в том, что надо запомнить с тем, что ребенок уже знает (построение аналогии). Или использовать для запоминания рифмовки. Как тут не вспомнить знаменитые ««жи» «ши» пиши с буквой «и»» или «шестью шесть – тридцать шесть»? Еще можно использовать для запоминания первые буквы слов (или буквы одного слова, которое надо запомнить), строя предложения с ними: это правило все мы используем для запоминания цветов радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Используя эти и другие приемы можно значительно расширить способность ребенка к запоминанию информации. И, конечно, не забываем про игры на развитие памяти:

  • Ставить перед ребенком ряд предметов или картинок. А потом убрать одну (или несколько) из них, и просить малыша назвать ту, которой не стало.
  • Играть в любые игры типа «мемори».
  • Учить наизусть стихи и песенки.
  • Играть на запоминание цепочки слов: играющие по очереди называют слова, составляя из них «цепочку», каждый следующий игрок должен повторить три (четыре, пять) предыдущих слова из «цепочки» и добавить к ним свое.
  • Внимательно разглядывать любую картинку в книге, а потом закрыть ее и по памяти отвечать на вопросы о том, что на ней изображено.

 Буду рада, если вы дополните эти игры примерами того, во что играете со своими детьми вы сами.

 МЫШЛЕНИЕ

 Видов мышления по различным классификациям, которые используются в научной литературе, огромное множество. Одно простое перечисление их способно привести в уныние любого человека, пытающего разобраться в этом непростом вопросе. Но для понимания на «первичном уровне» нам будет достаточно деления мышления на три больших подкласса: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное (словесно-логическое).

мышление

Наглядно-действенное мышление проявляется у ребенка сразу при рождении и является ведущим до 4-5 лет. Оно выражается в том, что в процессе познания мира малыш оперирует непосредственно предметами этого мира. Например, чтобы понять, что такое погремушка, ребенку нужно потрогать ее ручками, потрясти ею, попробовать ее «на зубок». Это самый простой вид мышления, он наблюдается даже у животных.

Зная о преобладании такого типа мышления у детей в раннем возрасте, мы должны использовать этот факт при построении процесса обучения. В первые пару лет жизни основным приемом развития мышления малыша должно быть создание условий для того, чтобы он получил как можно больше материала для исследования физических свойств окружающего его мира. Ребенок должен получать множество тактильных впечатлений, пробовать манипулировать разнообразными по форме и функциям предметами, наблюдать за различными явлениями. А объяснение этих явлений родителям следует приберечь «на потом». Пока мышление ребенка проходит наглядно-действенный этап, для малыша гораздо полезнее, например, плюхаться в водичке, переливать и смешивать ее, своими глазами и руками познавая законы физики, чем получить объяснение этих законов даже в очень увлекательной и упрощенной форме.

В этот период для развития мышления малыша можно порекомендовать игры и занятия, опирающиеся на систему Марии Монтессори. Даже если вы не собираетесь следовать ее педагогической системе, то есть смысл применять в занятиях со своим малышом многие ее элементы: игры с водой и крупами, рамки-вкладыши, разнообразные емкости, конструкторы и т.д. и т.п.

В возрасте 4-5 лет наряду с наглядно-действенным мышлением ребенок начинает использовать наглядно-образное. Этот тип мышления характеризуется способностью осуществлять операции над предметами в сознании. Теперь малышу уже не так важно для понимания иметь перед собой сам предмет непосредственно – он может представить его по его изображению или описанию. В этом возрасте занятия с ребенком лучше всего строить в игровой форме. Чтобы дать ему представление о какой-либо теме, надо представить ее и через тактильные впечатления, и через знакомые ребенку образы и понятия. Например, теперь говоря с малышом о воде, можно кроме непосредственных опытов и экспериментов с водой, давать уже и более абстрактную информацию: о круговороте воды в природе, о том, как она необходима нам для жизни, рассказать о морях и океанах и т.д. и т.п. Но вся эта информация должна выглядеть как игра: «Давай с тобой будем путешествовать вместе с капелькой воды? Ты – маленькая капелька-дочка, а я — большая капелька-мама. Вот мы с тобой летим в облачке (изображаем летающие движения). Как ты думаешь, облако мягкое или твердое? (проверяем окружающие предметы на качество «мягкое-твердое»). Оно и не одно и не другое. Облако – это как туман. Оно состоит из множества мельчайших капелек воды. Помнишь, мы недавно выходили утром на улицу, и был туман? Вот так и выглядит облако, если попасть в него там, на небе. Давай с тобой это нарисуем». То есть при объяснении новых понятий, мы используем образы понятий, уже хорошо известных ребенку.

И третий, самый сложный вид мышления – это абстрактный или словесно-логический. Для этого типа мышления характерно оперирование категориями, которых нет в природе. Это некие абстрактные понятия, выражающиеся просто словами. С помощью сравнения, анализа, синтеза, обобщения и других логических приемов ребенок учится из этих понятий получать новые умозаключения. Этот вид мышления начинает формироваться в возрасте 5-6 лет, когда у малыша уже есть достаточный багаж знаний о мире и связи явлений в нем. Именно с этого возраста появляется смысл в обучении в нашем обиходном понимании этого слова. Теперь ребенок может не просто играть с предметом, непосредственно или в уме оперируя им, но он способен делать о нем какие-то выводы, понимать законы, по которым этот предмет действует, определить его место среди других предметов и явлений. Проявляя креативное мышление, малыш теперь может находить собственные решения достаточно сложных задач. И взрослым надо стараться как можно чаще побуждать ребенка к этому. Задавать наводящие вопросы, обращать внимание малыша на связь явлений друг с другом, предоставлять ему доступ к интересной информации, будить его любознательность, применять игры и занятия на отработку логического мышления. В этом возрасте для развития мышления хорошо вводить элементы ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач), которую предложил Генрих Самуилович Альтшуллер. Первоначально он разработал ее, чтобы облегчит труд изобретателей, изучив огромное число инженерных патентов и обнаружив некоторые законы, по которым можно получить новые знания и решения. Эта система в полном виде сложна для дошкольников, но некоторые ее приемы можно использовать чуть ли не с 3-4-х лет. Желающие могут ознакомиться с ними, просмотрев множество разнообразной информации, которая есть в сети по применению ТРИЗ к обучению дошкольников и младших школьников.

Именно на применение абстрактно-логического типа мышления делается упор в школьном обучении. Поэтому будет хорошо, если ребенок еще до школы научится применять алгоритмы. Ведь любые указания учителя, по сути, те же алгоритмы: «Отступить четыре клеточки от предыдущего столбика и записать новый пример», «Если знаешь правильный ответ, то поднять правую руку», «Записать условие задачи, потом слово «Решение», потом необходимые математические действия, потом слово «Ответ» и результат этих действий словами» и т.д. Малышу надо научиться понимать и применять правила. Делать логические выводы, опираясь на уже известный ему материал. А для этого он должен уметь строить аналогии, классифицировать, видеть общее в частном и частное в общем, должен уметь использовать системный подход и много чего еще. Достигается это каждодневными упражнениями. Не спешите сразу ответить на вопрос малыша, дайте ему возможность самому найти ответ. Стройте занятия так, чтобы ведущая роль была за ребенком. Пусть он сам ставит задачу, сам предлагает гипотезу и сам ее проверяет. Ваша роль на данном этапе корректирующая и побуждающая.

Вот список игр, которые вам помогут потренировать абстрактно-логическое мышление малыша:

  • Решать любые головоломки.
  • Играть в логические настольные игры: шашки, шахматы, рэндзю, трик-трак и т.п.
  • Решать логические задачки (их много в любом печатном пособии для развития детей дошкольного возраста).
  • Разгадывать загадки, ребусы.
  • Играть в игры на классификацию: «Что бывает…» (Что бывает горячим? Чайник, солнце, любовь), «Назови одним словом» (ботинки, тапочки, сандалии – обувь); «Назови пять» (назови пять имен девочек, пять домашних животных, пять марок автомобилей).
  • Выделять системы и подсистемы: «Часть-целое» (из чего состоит паровоз, цветок, книжка).
  • Играть в игры на определения места явления или предмета во времени: «Чем было раньше – чем будет потом» (глина-кувшин-осколки, икра-головастик-лягушка). Или наоборот, расставлять фазы в нужном временном порядке.
  • Играть в игры на определение функционального назначения предмета: что скрывается под словами «леталка», «прыгалка», «копалка»? Почему машину называют «вездеход», а определенный вид посуды «самовар»?

И когда ваш малыш, вооруженный хорошей памятью, способностью управлять своим вниманием и гибким, креативным мышлением пойдет в школу, то даже если он не знает ни одной буквы английского алфавита, не умеет читать и считать, не знаком с 156 (или сколько там?) видами травоядных динозавров, то ему все будет даваться легко и просто, и учеба доставит ему только приятные эмоции. А ведь желание получать знания – это самое главное в обучении.

Желаю вам хорошего старта в школе и успехов в обучении!

___
Татьяна приготовила для вас целый сборник заданий на развитие внимания, которые вы можете скачать у нее в блоге.

Пироженко Татьяна,

автор блога «Это интересно!»

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. 
Как тренировать умение думать и развить внимательность и усидчивость

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *