его явные и скрытые ресурсы

Сегодня я рада представить вам очень талантливого человека, поэтессу — Светлану Ранджелович. Света расскажет нам о волшебстве окружающего мира. Окружающий мир — это то, что есть у каждого из нас, правда? Никто не обделён 🙂 Давайте сегодня больше поговорим о природе и её явных и скрытых ресурсах — всё-таки это главная часть окружающего мира. Машины, домики и фонари оставим на потом: сегодня в фокусе: небо и погода, растения и животные, вода и земля, тепло и холод

  • Окружающий мир может быть НИЧЕМ или просто фоном, на котором мы делаем то, что нам угодно.
  • Окружающий мир может быть помощником — опорой, кладовой полезных инструментов, собеседником и т.д.
  • Окружающий мир может быть учителем.

 Научить ребёнка воспринимать окружающий мир и взаимодействовать с ним — одно из очень важных умений, которые родители могут дать малышу.

 Наверное, это не надо доказывать — лучше уделим побольше времени играм и прочим инструментам.

 Коротко, но важно: 

  • Окружающий мир на нас влияет — и мы можем это осознавать или не осознавать. Лучше осознавать.
  • Мы также влияем на окружающий мир и то, что в нём происходит — через своё состояние, свою готовность видеть то или иное.
  • Большая часть того, что создаёт человек (от механизмов до орнаментов и т.д.), имеет своим прообразом то, что создала природа.
  • Способность строить диалог с окружающим миром — это путь к психологической устойчивости и знанию себя.
  • Первоисточник хорошего вкуса — гармония природы.

 Слайд2

Путь к природе — через внимание

Путь к природе (точнее — тот путь к природе, который приносит добрые плоды) начинается с внимания, с того, куда оно направляется, как направляется и как обрабатывается полученная информация.

Сталкивались ли вы со взрослыми, которые заявляли, что не знают, что такое «красиво»? Я — да: это был хороший человек, но очень утилитарно направленный и скорее несчастный, чем счастливый.

А вы знаете, что наш великий Н.М.Карамзин учился любоваться природой, сверяясь с образцами поэзии того времени и предшествующих веков?

А вы думали о том, что в нашей внутренней реальности то, на что мы не обратили внимания — не существует? И можно прожить в реальности, в которой листья чёрной смородины не пахнут…

Словом, внимание — воспитывается. 

 Слайд3

В детстве способность «внимать» — огромна. Именно потому нас так греют детские воспоминания. Именно потому мы порой приходим в себя, когда к нам стучатся ощущения детства: вкусы, запахи, топот жуков, ощущения счастья от того, что ручеёк заполняет водой прокопанное русло… Просто от нашего взрослого внимания уже отсечены множество антенн — из-за того, что внимание канализировано проблемами, на решение которых вы бросаем все силы.

К чему я это говорю? К тому, что взрослый человек, для того, чтобы быть хорошим проводником для своего малыша, должен быть внимателен к своему вниманию, имеет право его холить и лелеять, упражнять и баловать.

Слайд4

Всё, что написано ниже, не ранжируется по возрастам. Я не знаю, когда и к чему готов ваш ребёнок: это знаете вы. Есть ли у него склонности к физике или изобразительному творчеству — это знаете вы. И интересно ли вам то, что перечислю ниже — почувствуете только вы. Вот то, что вызовет у вас интерес, то, что вам понравится или воодушевит вас — приглашаю использовать!

Как можно воспитывать внимание?

 1. Будьте примером 

Без собственного примера — никуда:

  • Наслаждайтесь погодой и природой, когда вам «наслаждается». Делайте остановки, паузы, возвращайтесь в «здесь и сейчас» и прислушивайтесь к тому, что происходит.
  • Наблюдайте — и рассказывайте ребёнку о своих наблюдениях: о погоде, о растениях, о животных и насекомых, о людях. Просто рассказывайте, без ожиданий. «Что вижу — то пою» — это очень хороший жанр. Пока вы не будете рассказывать — он не узнает, что такой жанр существует и он тоже так может :).
  • Если вам кажется, что наблюдать нечего, используйте такой ключ: перейдите с позиции «что-то нет ничего особо интересного» на позицию «интересно, а что такого мне удастся сейчас  обнаружить?» В 99% случаев это срабатывает: что-то интересное обнаруживается, причём в достаточно короткие сроки.
  • Узнавайте то, что вам хочется узнать про окружающий мир: если у вас возник вопрос — читайте книги и статьи или пишите в «Клуб почемучек», проводите эксперименты, «вспоминайте детство» в лужах босиком и т. д. — это очень важные вещи.

2. Предоставляйте ребёнку свободное время на природе

Даже если вам кажется, что ему скучно, и даже если и на самом деле скучно — не надо спешить занять малыша на природе (вот хорошая статья по этой теме). Кстати — видите жука на фотографии? 🙂 Вот пусть ребёнок поищет всякое такое… никому не нужное :). У него свои приоритеты: он постоянно учится, и ему зачастую нужно то, что перешло для нас, взрослых, в категорию неважного.

Слайд5

3. Подключайте ассоциации

  • Подключайте ассоциации к настроению. Как вы себя чувствуете? Как ромашка, которая проспала рассвет и сейчас торопится раскрыть лепестки? Как вот этот клён — он шумит листьями, а вы как раз что-то про себя напеваете? Как лужа — хоть бы вас кто-то взбаламутил? Как рябинка — так хочется отдохнуть, а ветер всё качает и качает верхушку?
  • Подключайте ассоциации к эмоциям. Давай найдём грустные деревья? Давай — весёлые? А можно представить, что мы пишем книгу, а героев наберём из окружающего мира. Возьмём тех, у кого яркий, интересный характер. Вот озорной одуванчик с оттоптанным листом. Вот ленивая лужа — ей лень даже небо отражать, такая она мутная. Вот листья балуются, куда-то летят. И т. д.
  • Подключайте ассоциации к творчеству. Давай насобираем всяких штучек вокруг себя и сделаем портрет сегодняшнего дня? Сделаем так, чтобы даже через год по портрету мы всё-всё вспомнили!  Вот букет, похожий на тебя, каждый цветок что-то о тебе рассказывает. Сделай букет, похожий на меня. Какие цветы понадобятся?

Слайд6

4. Используйте игры в подобия.

 Игра «Море волнуется», «Крокодил» — когда надо изображать пантомимой разные предметы и объекты, и подобные игры — тоже из серии ассоциаций и уподобления.

 5. Сочиняйте сказки «на ходу»

 Главное — начать. Как найти начало сказки в двух шагах от себя?

 1). Примечаем необычное. Что-то, что бросится в глаза. Например, ты шёл-шёл, и вдруг увидел:

Слайд7

Жила-была собачка, и был у неё свой пенёк, на котором ей снились волшебные сны. В этих снах она превращалась в самолёт и летала над полями и морями. Пришёл к ней как-то кот и говорит: «Собачка, дай мне поспать на твоём пеньке!» И так далее…

2).Рассказываем о том, что очень понравилось. Например, мы нашли яркий красивый цветок:

В тёмном-тёмном лесу родился однажды синий цветок. Он открыл синий глаз и захлопал лепестками: никак не мог разглядеть, что находится рядом с ним в темноте. И так далее…

3). Рассказываем о том, что пугает. Вот какие непонятные шрамы на коре у дерева:

Слайд9

Ветер много летал днём и ночью повсюду, и больше всего на свете любил гладить деревья и траву. И только одно дерево он не гладил — боялся. Но однажды он подумал: почему я так боюсь познакомиться с этим деревом? Это неправильно, я же смелый. «Здравствуйте, дерево! Можно вас потревожить? Меня давно волнует вопрос: а откуда у вас на коре такие шрамы?» Дерево качнулось в ответ и скрипучим голосом повело свой рассказ. И так далее…

4). Иногда нас привлекает недостижимое: а как там в небе?А что это за норка? А каково это — бродить среди травы? А чей это корень? А куда их унесло ветром?

 Слайд8

5). Иногда найти точки входа в сказку можно с помощью… режиссуры. Любимая игрушка отправилась гулять. Куда она залезла? Что нашла? Где заблудилась?  С кем встретилась?

 Слайд10

Наверное, есть еще разные способы: я рассказала о тех, которые знаю и проверила.

6. Задействуйте разные каналы восприятия

  • Зрение
  • Слух
  • Обоняние
  • Осязание
  • Мышечные впечатления

 — Давай закроем глаза. Какие звуки ты слышишь, а какие я — кто больше насчитает, пальчиков загнёт?

— Какие растения чем пахнут? Давай найдём для чая — самые душистые!

— Вы ходили босичком: в гости к траве, в гости к камешкам, к земле, к песку, к воде? Где больше всего понравилось?

— Говорят есть листики, у которых оборотная сторона пушистая-бархатистая. Пошли искать?

— Поиграйте: вы по  парку не ходите а летаете? Полетайте, взмахивая крыльями-руками, минут 5 и поделитесь «бабочкиными» впечатлениями: как леталось? Что нового заметили? Где больше хотелось летать, а где меньше и почему?

— Устройте 5-ти минутку наблюдения — сядьте на корточки и 5 минут рассматривайте всё, что происходит на земле или в траве. . Потом — обменяйтесь рассказами.

— И т. д. 

 Слайд11

7. Используйте игровые идеи

 Есть игры, которые настраивают внутреннего доброго наблюдателя. Или наблюдателя-художника, наблюдателя-актёра, наблюдателя-учёного — в зависимости от того акцента, который вам близок.

Примеры игр:

  • Не совсем игра, но… Найдите «любимчика» в природе — дерево, на которое вы всегда обращаете внимание, или муравейник, или пруд… Каждый визит к «любимчику» — это разговор о том, как он выглядит, как поживает, что происходит вокруг и т. д. 
  • Микропутешествие. Лучше проводить его в знакомом месте в лесу, в парке или на даче. Возьмите катушки цветных ниток — по катушке каждому  участнику. Участники расходятся в разные стороны и привязывают конец своей нитки на любом объекте на уровне земли (обозначают старт). Назначается общее место встречи. Все участники начинают не торопясь  по поверхности земли отматывать нитки к месту встречи. Тут нужно задать тон: взрослый ведущий периодически задаёт вопрос: как идёт путешествие? Рядом с чем вы находитесь? Какие трудности? Кого встретили? Также ведущий поощряет детей рассказывать о любой неожиданности, по ходу дела можно сочинять любые вопросы. Цель: исследовать микромир, поменять угол зрения и масштаб восприятия, впустить в себя ещё одну грань окружающего мира. 
  • Очень хорошая игра описана в блоге «Это интересно!», в статье «Scavenger hunts или лесная находилка» — это даже целый пласт игр. Вот ссылка. 
  • Сухое рисование: если у ребёнка есть склонность замечать формы и линии в природе, его могут увлечь короткие уроки «сухого рисования»: вы размещаете на экране фактурную природную картинку (примеры здесь)  и сухими тонкими кисточками вместе стараетесь повторить линии, которые создала природа — обрисовать веточки, листики, цветы, семена.

Слайд12

  • Искатель: во время прогулки можно что-то вместе искать. Например: есть ли среди сугробов снежные существа? Пример. Вот ещё один из примеров прогулки «с поиском» — фотоохоты: поиск «фонариков»

8. Игры «в фотоаппарат»

Эти игры я выделяю в отдельный блок, потому что их много (и становится всё больше), а инструмент один — видоискатель от настоящего или воображаемого фотоаппарата.

Как-то один известный фотограф сказал: главный инструмент фотографа — это рамка из спичечного коробка (я бы добавила — или кольцо из пальцев, сквозь которое можно посматривать на окружающий мир).

Такой «видоискатель, который всегда с собой» позволяет особым образом фокусировать внимание. Это очень хорошо развивает восприятие разных граней мира. Мне очень понравилось высказывание одной мамы, блогера и фотографа Кати Логиновой: «Говорят, что взгляд человека, который привык использовать фотоаппарат, – особенный. Он замечает детали и выделяет гармоничные картины из общей массы окружающих нас образов. Однозначно так! Готова всякому человеку и взрослому и подрастающему ребёнку посоветовать заниматься серьёзно фотографией для развития гармонии и вовне, в внутри».

Игровые способы поиска композиции и сюжета я описываю в серии «Играем в фотоаппарат» . Вот названия некоторых «игр»: фотографируем… ветер, необычные рамки для сюжетов, фотографии теней и т. д. В общем, это отнюдь не скучно, и если темы игр вас увлекут — подключайте ребёнка: он найдёт вам и тени, и рамки, и узоры, и ветер :).

 Слайд13

Немножко об опасностях и искушениях 🙂

То, что стоит учесть, черпая из источников волшебства окружающей природы.

  • 1. Не допускайте профанации, общих мест, непрочувствованности, забалтывания. Всё, что связано с природой — оно живое. Что я имею в виду: заяц — это не только трусишка с длинными ушами плюс капуста плюс морковка, а  медведь — не только любитель мёда и малины. Везде, где есть возможность углубить, прояснить образы, прикоснуться к живому — надо это делать.
  • 2.  Очень важно: будьте искренними. Во всём, что касается отношений с природой (хотя это действует во всём) особенно остро чувствуется фальшь. И дети фальшивку внутрь себя никогда не пропустят. Без искреннего восхищения грандиозный великолепный Шишкин сводится даже не к «Утру в сосновом бору», а к «Трём медведям». Совет: вас не впечатлило — ну и оставьте. Если есть вопросы — просто ответьте. А вот если вы в восхищении — лучитесь! 🙂 Ищите подходы, которые вам по душе, иначе все попытки проникнуть в волшебство окружающего мира выродятся в сюсюканье, уйдут от любви и настоящего внимания и пользы никому не принесут.
  • 4.  Не «заорганизовывайте» :). Свободное время на природе — очень важно. О себе могу сказать: бывают дни, когда с фотоаппаратом в руках меня просто потряхивает от счастья и удовольствия. И бывают дни, когда я решаю: сегодня — без фотоаппарата.
  • 3.      Каждому своё. Не надо продавливать то, что вам очень понравилось. И в то же время то, что вам понравилось — не выпускайте из рук. Вас увлекло получение из одного кадра множества картинок  наслаждайтесь. Если у ребёнка нет интереса к этому — вам ваше, ему — его. Никто не знает, когда к нему придёт понимание и чувствование каких-то вещей и явлений: у всех свои пути. Но мама, сияющая за монитором или с фотоаппаратом в руках — сияет вообще, всё равно рядом с ней хорошо! Ребёнок впитывает и ваше сияние, и замечает (сознательно или не совсем) то, на  что вы ставите акценты, что вам нравится, что вы любите.

Вообще, путь познания волшебства окружающей природы — очень благодарный. Там — неисчерпаемость, там — критерии красоты, там истоки творчества, там — просто интересно.

Большое спасибо за внимание и — любви, острого зрения и слуха,  доброты в окружающем — чутком добром — мире!

Слайд14

Специально к слёту Василис я подготовила 7-минутный ролик, в котором постаралась коротко описать 12 идей по теме «Игры в фотоаппарат».  Буду очень рада, если идеи вас вдохновят.
Продолжение следует — в моем  блоге «44 конверта» или на видеоканале.

Ранджелович Светлана, 

автор блога «44 конверта«

 P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. 
Волшебство окружающего мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *