Добрый день, уважаемые читатели, гости и друзья! Сегодня я рада представить вашему вниманию интервью с мамой, которая у меня вызывает восхищение — Юлия Луговская, автор блога «Творческий подход к обучению, воспитанию и общению с ребенком».

Юля, мама 9 летнего сына. Вот уже 1,5 года (2 класс) Юля занимается с Митей домашним обучением. В нашем интервью я не хочу затрагивать вопросы эффективности такого обучения, положительных и отрицательных моментов, связанных с ним, так как Юля очень подробно рассказала об этом в своей статье «Мои ответы на вопросы про домашнее обучение». Сегодня мне бы хотелось поговорить о том, как организовать это домашнее обучение.

Юля, несколько лет назад к тебе пришло понимание того, что ты не хочешь отдавать сына в школу, а хочешь учить его дома. Какой был твой следующий шаг после того, как решение было принято? Куда ты обращалась за информацией, какие документы, возможно, потребовались для перевода ребенка на домашнюю форму обучения?

Когда сыну было 6 лет, я искала школу, в которой ему было бы хорошо. И все никак не складывалось, если и находились внушающие доверие школы, то только на другом конце города. А потом прочитала у друзей в ЖЖ, как они учатся на экстернате, задала уточняющие вопросы — и буквально за один день мне открылась картина такого привлекательного будущего нашей семьи, что сразу решила идти этим проторенным путем и записаться в ту же школу. Предварительно я ознакомилась с программой первого класса на сайте экстерната. Она оказалась понятной и очень компактной, что только укрепило мои намерения. Для записи в экстернат никаких особенных документов не нужно (достаточно ксероксов паспорта и свидетельства о рождении, фотографий, заявления), и что меня удивило — даже присутствия ребенка не потребовалось.

Юля, т.е. ты пришла в школу, сдала необходимые документы директору и официально вы теперь прикреплены к школе, но учитесь дома? А необходимо ли по окончании года ребенку проходить какие-либо тесты, собеседования, чтобы отчитаться за полученные знания? Как происходит контроль процесса обучения со стороны школы?

Да, но не в любую школу, а именно в ту, где учились мои знакомые. И не к директору, а к специальному сотруднику экстерната. Сдала документы, заполнила заявление, получила зачетную книжку и учебники. Сын стал числиться учеником этой школы. В начальной школе для перехода в следующий класс ребенок должен сдать экзамены по основным предметам (диктант, технику чтения, тесты по математике и окружающему миру). Экзамены можно сдавать в декабре и апреле. Или за один класс в декабре, за следующий — уже в апреле. В какую сессию, какой предмет сдавать выбирает сам ученик. Перед экзаменами проходят консультации, больше поводов ходить в школу, у ребенка нет. Если не получается сдать экзамен — ученику предоставляется новая попытка в следующую сессию. В итоге можно по одному предмету быть еще в первом классе, а по другому — перейти в третий.

Получается, что так можно учиться не в любой школе, а только в той, которая поддерживает данную форму обучения?

По закону, можно прийти в школу (до последнего времени — в любую, как сейчас будет после новых правил не знаю) и аттестоваться за любой класс. Но на практике все-таки лучше идти в ту школу, которая специализируется на экстернате. Например, в нашей школе около 30 второклассников-экстернов и сдавать экзамены в их компании намного приятнее, чем быть единственной белой вороной на всю школу. Помимо экстерната, есть еще один законный способ учиться дома — семейное обучение, он более распространен. Его плюс в том, что родители получают денежную компенсацию за обучение. А минус в том, что в отличие от экстерната требования к семейному обучению очень расплывчаты и руководство каждой школы их трактует по-своему. Где-то ученикам приходится сдавать экзамены каждую четверть, а где-то и вовсе приходить писать все контрольные.

Очень интересно! Я даже не представляла о наличии таких различий. Теперь у меня сформировались представления о последовательности действий. Но возникает следующий вопрос. Вот разрешение на домашнее обучение получено. Ребенка прикрепляют к школе, а дальше необходимо начать процесс обучения дома. С чего начать? Ты уже говорила, что на сайте можно познакомиться с программой экстерната, а есть ли там список учебников, пособий и материалов, которые необходимы для обучения или это остается на усмотрение мамы?

Нам в школе выдают учебники по всем предметам. Но придерживаться их не обязательно. В программе за каждый класс приводится необходимый набор знаний и навыков. И каждая семья сама выбирает, каким путем к нему прийти. По своему опыту могу сказать, что невозможно раз и навсегда придумать, как вы будете учиться, как разделите с ребенком ответственность за обучение, сколько времени заложите на подготовку. Нужно пробовать разные варианты, экспериментировать. Для начала лучше всего сесть вместе с ребенком, прочитать ему программу, полистать учебники и обсудить, что он уже знает, а чему нужно научиться. И важно принять во внимание, что первоклассника придется еще обучить всяким формальностям — как писать тест, правильно оформлять работу, вести себя на экзамене.

Юля, а какой у вас выработался режим занятий. Расскажи немного, как проходит ваше обучение по различным дисциплинам. Это тематические игры, это обучение больше похожее на школу (парта, урок лимитированные по времени) или что-то еще? Кстати, как обстоит дело с домашним заданием? В школе это обязательная часть учебного процесса, как это выглядит дома?

Когда сын был в первом классе, нам интересно было поиграть в школу. Мы составили расписание на каждый день, стараясь чередовать интересные пособия и игры с отработкой скучных навыков. Я придумывала какие-то дополнительные способы мотивации, метафоры для этих занятий. Потом несколько летних месяцев мы играли в школу магии — писали заклинания, занимались алхимией, ловили волшебных животных, одновременно отрабатывая самый трудный для сына навык — письмо. В этом году мы решили, что к чтению и окружающему миру сын будет готовиться сам (по учебнику и дополнительным пособиям). Было немного страшно, но экзамены он в итоге сдал отлично. А я с сентября занималась с сыном только русским языком. Примерно по часу в день пять дней в неделю — писали диктанты, разбирали правила, подтягивали каллиграфию. В марте начнем готовиться к экзамену по математике, пока еще не решили, как это лучше сделать.

«Домашние задания» как зона бОльшей ответственности ученика у нас тоже есть, это важно. Но все-таки мы стараемся минимизировать школьную часть учебы. Мне кажется, сын и так практически постоянно учится, по доброй воле — читает, слушает аудиоэнциклопедии, ведет расчеты и обдумывает разные проблемы, пишет свою книгу, изобретает и конструирует, играет в настольные игры.

Юля, я понимаю, что все мамы разные, но какие предметы у тебя лично требовали дополнительных знаний и самостоятельно изучения до того, как объяснить материал ребенку и как много тебе приходится готовиться перед вашими «занятиями»?

Я могу уверенно сказать, что в полном объеме знаю не только всю программу первого-второго классов, но также и третьего-четвертого. И если не считать подбора пособий и предварительного знакомства с ними, к занятиям я никак не готовлюсь. Иногда у нас по ходу возникают вопросы, на которые я не могу уверенно ответить. Но мне кажется, тут намного полезнее вместе с сыном идти в Интернет и разбираться. Единственный предмет, который вызывает у сына трудности — это русский язык. И на него я регулярно трачу некоторое время. Но не могу это назвать подготовкой к занятиям, поскольку я стараюсь просто понять проблемы сына и придумать, как их решать (думаю, наличие школы ничего бы в этом не изменило). На всякие интересные выдумки тоже не уходит много времени — если возникает идея, мы быстро к ней готовимся и сразу пробуем на практике. Даже наши ежедневные диктанты я обычно совмещаю с мытьем посуды.

Единственное, на что реально уходят силы и время — это на убеждение ребенка, что нужно отложить книжку, отодвинуть игры и интересные занятия и пойти позаниматься.

Юля, спасибо большое за такое познавательное и интересное интервью! Я каждый день все больше и больше задумываюсь именно над этой формой обучения, хотя изначально я больше хотела, чтобы Даша посещала школу. Но в свете новых законов об образовании и рассказов от родителей школьников, мое мнение меняется.

Что бы ты посоветовала родителям, которые находятся на перепутье и пока однозначно не решили, что же им выбрать?

Наверное, прежде всего, отделить собственные мысли, убеждения, пожелания от навязанных обществом. И не бояться ошибиться. Важно понять, что никто от вас не требует принять решение сразу на все 11 лет. Так что можно начать с домашнего обучения, а потом пойти в школу. А можно радостно отпраздновать школьный «первый раз в первый класс», а спустя несколько лет перевести ребенка на домашнее обучение. Но с ребенком и его мнением нужно обязательно считаться.

Юля, еще раз спасибо за увлекательную беседу!

 А вам, уважаемые гости и друзья, я предлагаю поделиться своими мыслями по поводу домашнего обучения или опытом, если таковой имеется. Мне очень интересно ваше мнение!

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Автор: Онлайн-школа «Учимся играя»
Как организовать домашнее обучение школьника?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *