— Знаешь, что сегодня было?

— Мам, хочешь прикол?

— Да она сегодня офигела!

Практически каждый день Даша входит домой с одной из этих фраз на устах. А дальше начинается долгий рассказ о том, что произошло за учебный день.

В начальной школе таких проблем не возникало. Школа была вторым домом, где интересно, где хорошо и где есть друзья. Поэтому я ни разу не попала в позицию, когда должна выбирать: поддержать ребенка в его негативе или оправдать поведение педагога.

Но с переходом в среднюю школу я сталкиваюсь с такой ситуацией практически ежедневно, а точнее в те дни, когда уроки ведут определенные педагоги.

Сначала я предлагала Даше присмотреться к педагогам, понять, что им важно. Мы обсуждали как лучше с каждым выстроить отношения в зависимости от его особенностей и это дало хорошие результаты. Но есть парочка таких, поведение которых не поддается никакой логике и здравому смыслу.

Я долго думала, как мне себя вести в этой ситуации и выбрала ребенка, особенно, когда на лицо неадекватное поведение или требования со стороны учителя. Понимаю, что с точки зрения общепринятых норм это не правильно. Нельзя подрывать авторитет учителя. Но, что если учитель сам подрывает свой авторитет, а родитель его поддерживает в абсурдном поведении?

Так как же поступить?

Если мы будем отталкивать ребенка, признавая только авторитет учителя, не допуская мысли, что он может быть не прав, мы потеряем доверие ребенка и он просто перестанет с нами делиться своими мыслями и чувствами. А зачем? Ведь мы отмахнемся от них.
Не получив поддержки от нас, он пойдет искать ее в другом месте и меня лично это другое место пугает сильнее, потому что я не знаю, кем окажутся те, кто поддержит и какое влияние они окажут на моего ребенка.

Если мы будем просто вместе перемывать кости педагогу, это тоже не решит проблему и не выработает уважения к учителю.

Долго думая, как лучше вести себя в таких ситуациях у меня сформировалась следующая логика поведения:

  1. Выслушиваю ребенка от и до (для начала ему просто нужно выговориться)
  2. Спрашиваю, как она вела себя в данной ситуации и какие это дало результаты
  3. Если вижу, что можно было бы поступить по-другому и создать себе более выигрышную позицию, задаю вопросы таким образом, чтобы Даша сама пришла к выводу, что можно было бы сделать иначе и почему
  4. Если чувствую, что Даше необходимо пояснение странных поступков педагога, выдвигаю несколько гипотез, почему могло так произойти.
  5. Придумываю альтернативную ситуацию, в которой могло быть все еще хуже и мы обсуждаем как тогда надо было бы поступить и сравниваем с текущей ситуацией, которая уже не кажется такой ужасной. 
  6. Обсуждаем, что лично Даша может сделать, чтобы в следующий раз было лучше (если это в ее силах будет сделать)
  7. И обязательно в конце разговора обнимаю, целую и стараюсь поддержать.
  8. Иногда честно говорю, что не понимаю, почему произошло так и так, но вместе стараемся продумать, как поступить в следующий раз, чтобы ситуация так не расстроила.

Таким образом, я даю поддержку, стараюсь сформировать понимание ситуации и главное дать инструменты для ее решения или не допущения.

А как обстоят у вас дела со взаимоотношениями с педагогами в школе? Что говорите детям в случае нелогичного поведения учителя?

С уважением, Костюченко Мария,

Руководитель онлайн-школы «Учимся играя»

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически
Как помочь школьнику правильного реагировать на поведение учителя?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *