— Аркаша, домой!
— Я что замерз?
— Нет, ты хочешь кушать!
И эта история была бы очень смешной, если бы не была такой грустной. Потому, что как минимум 50% детей живут именно так. Удивительно, но эти же самые родители искренне хотят, чтобы их дети выросли самостоятельными и целеустремленными людьми, продолжая решать за них о чем им мечтать и кем стать. И ладно бы если только родители, информация просто атакует наших детей со всех сторон: семья, друзья, учителя, интернет, телевизор и т.д. и т.п.
Но давайте хотя бы на секундочку остановимся и подумаем, а чего мы на самом деле хотим, как родители? Я хочу, чтобы моя дочь была в этой жизни счастлива и здорова.
А когда она будет счастлива? Когда сможет идти своей дорогой, совершать ошибки и добиваться своих целей, зная при этом, что ее любят и всегда поддержат! И моя задача не определить эту цель за нее, а научить ставить цель, слышать себя и свои желания, дать ей уверенность в том, что я всегда на ее стороне.
С первым пунктом разобрались, отлично. Двигаемся дальше.
Как научить ребенка ставить цели?
Самое главное и самое сложно ответить на вопрос: «Чего я хочу? Как я хочу прожить эту жизнь? Каким я хочу, чтобы меня видели?»
Давайте начнем с простых, на первый взгляд, упражнений, но очень важных для дальнейшей работы с целями.
Упражнение 1.Что меня вдохновляет?
Предложите подростку ответить на следующие вопросы:
- Чем мне нравится заниматься? Почему?
- Что мне не нравится делать? Почему?
- Что дает мне ощущение цели в жизни?
- Что придает моей жизни смысл?
- К чему у меня талант?
- Что у меня хорошо получается?
- Как можно поработать над этим, чтобы у меня получалось еще лучше?
- О чем мне нравится читать или смотреть фильмы?
- О чем я думаю, мечтая?
Упражнение 2. Кто меня вдохновляет?
- Напиши про трех своих знакомых, которыми ты восхищаешься. Это может быть человек из числа твоих друзей, членов семьи, учителей, тренеров, соседей или кто-то еще. Чем они занимаются? Почему ты считаешь их особенными?
- Напиши о трех людях, которыми ты восхищаешься, но лично вы не встречались. Например, о политических лидерах, спортсменах, художниках или исторических личностях. За какие заслуги ты считаешь их великими?
Упражнение 3. Кем я вижу себя в будущем?
- Через пять лет после окончания школы ты собираешься на вечер встречи выпускников, и тебя попросили сделать ролик о своей жизни. Какие события и достижения ты там покажешь?
- Представь, что тебе исполняется семьдесят лет и твои друзья собираются наградить тебя Премией за достижения в жизни. Что они скажут о тебе? Какие твои достижения покажутся им особенными? Ты создавал произведения искусства? У тебя было свое дело? Ты был щедрым с друзьями? Хорошим родителем?
Упражнение 4. Мечтай!
А теперь пришла пора помечтать и написать все то, чего ты хочешь достичь, кем бы хотел стать, что иметь, какой след оставить в этом мире.
Родителям: если подросток решит поделиться с вами тем, что написал, ни в коем случае не критикуйте, не высмеивайте, не давайте советов, не осуждайте.
Что делать с полученной информацией мы обсудим в следующий раз, а сейчас поделитесь в комментариях, кто из вас родитель подростка (сколько ему лет, мальчик или девочка). Как обстоит дело с постановкой целей и вообще есть ли желание у детей ставить цели?
По материалам книги «Чего ты по-настоящему хочешь!»