Добрый день, друзья, читатели, гости! Недавно я рассказывала вам о том, как начать развивать логические навыки у маленьких деток, вам достаточно просто много разговаривать с малышом и объяснять ему окружающие его явления и события. Сегодня же мне хотелось бы поговорить о том, как дать ребенку понятие о математике. Ведь логика и математика очень связаны между собой, так как в математике все логично и имеет свои закономерности.
Многие думают, что маленькому ребенку она еще не нужна и откладывают ее на потом.
Лично я убеждена, что математику можно и нужно объяснять ребенку практически с рождения. Это не значит, что вы должны учить таблицу умножения на следующий день после рождения, но рассказывать малышу такие понятия, как мало, много, ноль (пусто), больше, меньше и т.д. важно и нужно.
С чего же начать? С ручек и пальчиков. Все детки изучают свое тело и мамино лицо. Вот вы гладите малыша по ручке, вот он подносит ручку к глазам, трогает носик, «какая маленькая у тебя ручка, а сколько много на ней пальчиков! Вот первый пальчик — самый большой и толстый, а второй — потоньше и подлиннее, а за ним и третий идет, четвертый, пятый. Вон их сколько! На одной рученьке целых пять! Смотри и у мамы есть ручка, а на ней тоже пальчики. Много их?
Обязательно играйте в пальчиковые игры. Сначала рассказывайте несложные стишки, в которых встречается счет пальчиков, поглаживайте их (это и легким массажиком будет, который тоже полезен ребенку), показывайте нехитрые упражнения на своих пальцах, чтобы ребенок видел, как это делаете вы.
Малыш растет, начинает ползать, ходить. Вы дружно считаете его шаги (а ведь это шаги и к математическим понятиям тоже 😉 ), считаете ложечки с кашей, которые он съел. И вот вы не заметили, как он уже умеет считать до 10. Может озвучить этого он еще не может, так как очень мал, но уверяю вас, он это помнит!!!
Давайте не будем останавливаться и пойдем дальше. Попробуем донести до ребенка понятия величин с помощью игрушек (так как они его сейчас окружают со всех сторон). Вы можете предложить ребенку покормить игрушки и раздать большому мишке большое яблоко (круг), а маленькому мишке – маленькое. Так как я сейчас делаю акцент именно на детках до года, то всегда есть вероятность, что мама помогает и даже желает большую часть того, что просит, но вы не должны этого пугаться. Когда вы в сотый раз сделаете одно и тоже, а ваш малыш, перешагнув годовой рубеж, а может и раньше сделает тоже самое, вы будете на 7 небе от счастья.
Точно также в игре, вы знакомитесь с понятиями много и мало (а эти понятия уже знакомы ему по играм с пальчиками). Например, вы идете летом гулять и любуетесь на деревья, а на одном столько яблок (много!), вы срываете одно яблоко (у вас мало или много? Мало), но зато какое оно большое 😉
Я не расписываю подробно игры, так как они элементарны, я лишь хочу сделать акцент на том, что не нужно бояться разговаривать с ребенком, говорите, как можно больше. Вы можете сказать одно предложение и рассказать ребенку и о природе и о математике и о логике и бог знает чем еще (и это только звучит страшно: «Математика с рождения», а ведь это так просто. Говорите!
Немного о нашем опыте, так как он не самый стандартный.
Мы занимались с рождения математикой по методике Глена Домана. В чем суть? Я показывала Даше карточки, на которых было изображено различное количество точек от 0-100. Я просто их озвучивала и быстро сменяла одну карточку на другую. Потом я показывала примеры, используя эти карточки. Так я пыталась показать ребенку понятие числа (цифры мы начали смотреть и играть с ними только около 3 лет). В 8 месяцев я решилась ее протестировать.
21 октября 2010 года. Даше 8 месяцев.
«Сегодня первый раз попыталась протестировать Дашу по математике. Я была в радостном оцепенении, когда Даша правильно «ответила» (показала карточки) на все вопросы. Сначала я просто показывала карточки с точками 0-100 и просила выбрать из 2 карточек 1, которую называла. 10 правильных ответов. Потом я рискнула и стала показывать простейшие примеры и давать 2 варианта ответа…. Опять правильно!!! В этот момент я поняла, что не зря прошли 7 месяцев занятий и ожидания маленького чуда!»
Для чего я написала это? Все реально! Не бойтесь давать ребенку мыслительную нагрузку, не бойтесь делать что-то нестандартное. Я не призываю всех заниматься так, как это делали мы. Я всего лишь описываю свой опыт. Но какой бы путь вы не выбрали, главное, чтобы интересно было вам и ребенку.
В следующий раз я расскажу уже о конкретных играх и задачках для деток в возрасте 1-2 лет. Постепенно мы разберем задания и на возраста 2-3, 3-4 года.
Мне очень интересно прочитать о Вашем опыте занятий математикой с малышами до года! Буду рада комментариям и рассказам!
Огромное спасибо за статью! Для меня очень познавательно. Делаю практически всё так как Вы описываете, вот только не приступила к карточкам Домана. Хочу сама нарисовать их, только никак не могу в них разобраться, может Вы мне подскажете? Рядом на карточке, на которой нарисованы точки ставится цифра? Какой должен быть размер карточек и размер точек? И…. может немного странный вопрос … Вы так и рисуете например 87 точек, потом 88 и т.д.? Буду благодарна за ответ!!!!!!
Мария, спасибо!
Карточки я не рисую, я покупала готовый комплект. Там 100 карточек и на каждой свое количество точек. не рационально пририсовывать точки на карточке каждый раз, так как вам необходимо каждый день (согласно методике) несколько коплектов по 5 карточек с точками для показа и примеры на 1 карточке не покажешь. Карточки большие где-то 25*25 см и точка от 1-1,5 см в диаметре (у меня они в комнате сейчас, не могу достать померить, дочка спит). Цифры ставятся на обратной стороне карточек (для вас, ребенку они не нужны) в уголочке.
Мария, здравствуйте! Спасибо большое за интересную статью. Посоветуйте, пожалуйста, где можно приобрести «правильные» карточки? Наткнулась на просторах интернета на всевозможные варианты с клубничками и разными цветами букв…
Анфиса, я использовала всегда карточки компании Умница (в данном случае Математика с пеленок). их можно сейчас приобрести на сайте компании или практически в любом магазине развивающих товаров для детей
Спасибо большое, Мария! Честно говоря, пол ночи изучала сайт, статьи о раннем развитии и т.д. И нашла Вашу заметку о занятиях по материалам «Умница».
Теперь думаю, как убедить мужа, что это все необходимо для развития нашей малышки… 🙂
Я где-то прочитала, что детки хорошо усваивают знания, если привязывать их к действиям. И мы когда поднимались по ступенькам, вслух их считали. Для меня было полной неожиданностью, когда дочка в 2 года стала сама считать!
Она сидела перебирала мелкие игрушки , и вдруг начала: «Одись, два, ти, тетии, пять, сэсть, семь, восемь, деить, десить!» Любимое число «пять». На все вопросы «сколько?» (лет, машинок, яблок) один ответ: «Пять!»
Недавно выдала: «цифа восемь». Тоже ничего специально не учили, даже не знаю, где она услышала. Но я поняла, что ребенку тема интересна. и мы теперь активно изучаем «цифу восемь»: рисуем, выкладываем из пластилина, делаем из баранков, ищем в номерах машин на прогулке 🙂
Ой, я немного поспешила 🙂 Здесь про математику до года. А у меня про возраст от года до двух или даже от двух до трех 🙂
Nika. спасибо за ваш рассказ 🙂 Да. это уже постарше, причем существенно, но суть остается прежней — надо стараться в бытовых вещах включать какие-то вещи, как пересчет ступенек или съеденных ложек, чтобы ребенок привыкал на слух к понятиям математики
Мария, спасибо за статью. Моей уже больше года, но своими историями могу поделиться. Мы считаем лесенки, когда поднимаемся или спускаемся; кнопочки в лифте; рассматриваем цифры на двери и на этаже, на кабинетах в больнице. Дома у нас две книжки: в одной нарисованы разные предметы или существа, а на другой цифра и слово, во второй книжке на каждой странице разное количество животных и колесико с цифрами. Я с вами полностью согласна, начинать обучение нужно как можно раньше и рассказывать о том, что вокруг.
Мария, спасибо! Все ведь очень просто 🙂 главное думать, что ребенку это еще рано. скорее не готовы бываем мы, родители, а они готовы познавать все ив сегда 🙂
Мария, я тоже занимаюсь по Доману, но с 1,5 лет и с перерывами, в итоге мес 5 только занимались. Я теряю веру и зачем то пишу Вам…
ведь может быть результат?????????
Дарья, я не могу сказать вам будет результат или нет, так как я не вижу ваших занятий, не вижу и не знаю ребенка. Могу сказать только, что методика все-таки предполагает систематические занятия по строгому алгоритму. Он может быть отличный от того, который рекомендуют авторы методик (в зависимости от вашего ребенка), но некая система должна быть. Естественно в голове у ребенка остается информация даже после несистемных занятий. но вы должны учить его ее пользоваться. Согласитесь, что вы мало что-то помните из курса физики или химии школьной, если только ваша работа или хобби с этим не связано. вот и малышу мало показать карточку раз в месяц, его нужно научить пользоваться теми знаниями, которые он получил, просмотря эту карточку. Результат зависит от вас в первую очередь и от желания ребенка играть и заниматься, но увлечь его опять должны вы, так что в итоге все зависит от вас 🙂 😉
Все здорово, только зачем вам результат? Получайте удовольствие от здесь и сейчас, от общения с ребенком! Ребенок не шкаф чтобы складывать в него вещи, а потом проводить ревизию — все ли хорошо легло!
Ксения, согласитесь, что можно получать удовольствие и от игры и от результата. И видеть, как радуется ребенок, когда у него что-то получается тоже счастье 🙂 Все делается ради него, но мы же играем не только ради игры, а ради развития. А в конце развития — результат 🙂
А вообще математические игры самые интересные для меня и для занятий с ребенком.
Замечательная статья!!!
Действительно, даже тем родителям, кто не поддерживает методики раннего развития, можно легко научить ребенка счету в раннем возрасте, не прикладывая для этого почти никаких усилий, если просто часто что-нибудь считать так, чтобы малыш это слышал.
Упомянутые в статье понятия чаще употреблять в общении с ребенком тоже просто необходимо. Ребенку гораздо легче усвоить их в раннем возрасте, чем «когда-нибудь потом, ближе к школе». Для того, чтобы когда это «потом» наступит, не было ситуации, что ребенок совершенно не понимает математику и для него это слишком сложно…
Полностью согласна со статьей. Я тоже начала «уроки математикой» до года, сейчас они не такие регулярные, но продолжаются. И вот когда я подготовлю те же примеры с использованием карточек Домана, для дочурки — просто праздник! Она с радостью смотрит их, всё ради них бросает))). Сейчас же она, как мне кажется, просто запомнила порядок слов счёта до 20 (один, два, три и т.д.). При этом может правильно сказать, сколько предметов (1,2 или 3)! Ей сейчас 1 год и 10 месяцев. Я проверок не устраиваю дочке, занимаемся как получается, по настроению. Главное — нам это обеим нравится!
Мне вот что интересно. Ну выучил ребёнок карточки и примеры, а чем ему это поможет? Мой детёныш в 2 года обычной жизни без спецметодик, но с постоянным общением и с нами (родителями), и с другими детками прекрасно знает где у него левая рука, нога, также правая, знает что большое, а что маленькое, сам сравнивает и называет «будю», «мани». Прекрасно подбирает крышки от кастрюль по размеру. Но зачем ему Доман? Это поможет ему во втором классе задачки решать? Он будет понимать их смысл? Кошку мы и без карточек Домана найдём на картинке, и слона, и жирафа и много чего ещё что есть в карточках Домана, это всё в детских книжках со сказками есть и, главное, в жизни вокруг, в окружающем мире. Я согласна заниматься с ребёнком тем, что ему природосообразно, но учить числа на карточках Домана — зачем? Хочу понять, надо оно нам, или нет. Расскажите, что дальше с этими познаниями? Куда их девать?
Елена, вы совершенно правы, говоря, что и без дома ребенок все освоит. Как дать вашему ребенку знания зависит только от вас. Я выбрала Домана, как методику помогающую стимулировать мозговую активность, дать работу правому полушарию, развить память.