Я уже рассказывала вам о том, как я вижу занятия математикой и логикой с маленькими детками. Сегодня пришла очередь чтения. Я расскажу, как это было у нас, но это ни в коем случае не означает, что у вас должно быть точно также. Каждая мама всегда чувствует, как лучше для ее ребенка.
Мой опыт нестандартен, так как мы начали заниматься чтением по системе Домана. Это обучение чтению методом целого слова. Что же это значит?
Вы не показываете ребенку буквы, не учите читать его по складам, а показываете изо дня в день много много слов, быстро прочитывая их ребенку. Естественно маленький ребенок не способен их пока прочитать, но он способен их запомнить. Чем больше вы показываете карточек со словами, тем больше материала для анализа формируется в маленькой головке ребенка. В какой-то момент он идентифицирует буквы (сам) и осваивает процесс словообразования.
Но не стоит думать, что это очень легко и просто. На самом деле это очень большой труд и для мамы и для мозга ребенка. Ребенку такой труд очень полезен, ведь он готов узнать все новое и новое каждый день. Мама же должна стать ему проводником и помощником.
Немного о методике и режиме:
Для того, чтобы начать занятия, вам необходимо иметь большой набор карточек со словами (его можно купить или сделать самостоятельно). Честно скажу, что намного удобнее иметь готовый комплект. Карточки должны быть большого размера с очень крупным шрифтом (в этой методике рекомендуется начинать со слов красного шрифта). Вы формируете несколько комплектов (у нас было 3 комплекта) по 5 карточек и начинаете показывать 3 раза в день каждый комплект. Каждый день вы добавляете новые и убираете старые карточки. И так ежедневно на протяжении длительного времени. Потом к словам подключаются словосочетания, далее предложения. И чем больше слов вы покажите, тем лучше.
Первоначально ребенок просто запоминает слова и их написание, начинает читать то, что запомнил. Со временем он уже сможет прочитать и незнакомые слова, а потом выходит в самостоятельное чтение.
Но так как сегодня я хочу акцентировать внимание именно на чтении до года, то тут, естественно, ребенок будет играть роль наблюдателя и запоминателя. Вся активная работа ложится на маму.
Ну а чтобы подвести итог сегодняшней теме, скажу, что мне сложно для себя представить иной путь обучения своего ребенка чтению. Естественно со временем он трансформировался и карточки превратились в игры, но это было уже позже, после того, как Даше исполнился годик, поэтому об этом я расскажу в другой раз.
Скажу только, что наши новые игры и идеи можно применять к абсолютно любому ребенку, и не важно, по Доману ли вы читать учитесь или по Зайцеву, а может, вы просто смотрите буквы и много читаете.
Мария, а если ребенок уже старше годовалого возраста, год и три месяца, к тому же очень подвижен, не сильно любит рассматривать подолгу книги, я не успеваю даже пару строчек ему прочитать, как он уже переворачивает страницу. Как с ним начать такие занятия?
Scarlet, чем старше становится ребенок, тем больше фантазии приходится подключать, чтобы его увлечь игрой. естественно схемы, которые мы испольхуем для малышей тут уже не подходят. Как увлечь деток 1-2 лет я опишу в слдующей статье (постараюсь уже на следующей неделе)
Мария,бросьте ссылку на Ваш пост о чтении и его способах кому за год
Юля, по возрасту все материалы легко искать через рубрики в колонке справа. Просто нажимаете на интересующий вас возраст и все статьи, соответствующие ему вам покажутся 🙂
Ссылка на чтение от 1-2 лет //www.schoolearlystudy.ru/2-3-goda/uchimsya-chitat-ot-1-do-2-let
Мария, а какие результаты удалось добиться с помощью этих методик? Какой смысл в обучении чтению, если ребёнок не говорит даже ещё? Разве не правильнее будет подождать возраста, в котором четние осваиватся в рекордно короткие сроки, а в младшие годы посвятить время тому, к чему у ребёнка есть реальный интерес? Просто есть теория о том, в каком возрасте какие знания ребёнок готов усваивать наиболее эффективно, и согласно ей: чтение — определённо не тот навык, который требуется ребёнку до года… Вот поэтому и появляется у меня вопрос — есть ли какие-нибудь измеряемые и очевидные результаты от использования этих методик и обучения чтению? (ни в коем случае не хочу подрывать ценность методик раннего развития, просто пытаюсь понять 🙂 )
Наталья, если говорить про результаты, то у ребенка отличная память благодаря таким занятиям. Например, лукоморье она смогла мне пересказать после второго нашего прочтения. Во время занятий в школе искусств на пении песни она запоминала в процессе первого занятия и ничего уже потом не училаю Она помнит. что произошло год назад или два, хотя она по моим ощущениям этого вообще помнить не должна. Занятия нам помогли в области развития речи. Она хорошо говорит, грамотно строит предложения. Она сейчас пассивно читает (хотя иногда ее прорывает и она читает нормально вслух незнакомый текст).
«Просто есть теория о том, в каком возрасте какие знания ребёнок готов усваивать наиболее эффективно» это сенситивные периоды развития ребенка, я читала их и даже поесещала семинар со специалистами на эту тему. Но я верю в то, что каждый ребенок индивидуален и в то, что мама вправе решать, как и когда его развивать при условии, что все это проходит увлекательно и интересно и нравится ребенку. поэтому если высчитаете, что чтение лучше вам не начинать лет до 4-5-6, то это ваше право и ничего плохого от этого не будет 🙂
а в младшие годы посвятить время тому, к чему у ребёнка есть реальный интерес? нам чтение не помешало развивать и все остальное. Оглядываясь наззад, я могу с уверенностью сказать, что наши занятия и игры охватывали все стороны развития и Даше это очень нравилось и нравится. Мы никогда не забывем о приоритетных направлениях, о которых говорится в сенситивные периоды, но и другие затрагиваем, которые я считаю нужным, да и Дашка сама просит всегда и чтение и математику и геометрию поиграть. ей интересно, а это главный для меня фактор!
Спасибо большое за развёрнутый ответ! Убедила! :)) Если это не в напряг маме и ребёнку и не мешает приоритетам «сенситивных периодов» (буду образованнее теперь 😉 ), то конечно вреда от этого не будет и даже вон какие достижения. Наверно в нашем случае, всё упирается в меня — мне хватает времени только на приоритетные занятия.. Хотя альбомы с карточками и словами в нашем арсенале присутствуют с рождения, просто акцент на слова и буквы я ещё не делала. Наверно буду ждать естественного интереса к чтению и тогда ловить момент 🙂
нужный у Вас сайт, главное очень простой и понятный. где что найти. все понятно
Моему малышу сейчас меньше года и мы тоже занимаемся по методике Домана. Ваша статья стала еще одним плюсом в мотивации не бросать начатое))) Надеюсь, что с возрастом тоже сможем радоваться победам в легком освоении новых знаний ))