Каждый раз, выходя на улицу с ребенком, мы ломаем голову, чем его занять. И если малышу в возрасте 1-3 лет вполне достаточно взять с собой лопатку, формочки, мыльные, пузыри и мелки, чтобы увлечь его на все время прогулки, то чем старше становится ребенок, тем сложнее сделать его прогулки интересными и насыщенными, особенно, если вам предстоит поход в магазин или каждодневная дорога в детский садик, во время которой ребенку хочется поговорить, поиграть, а не просто идти в направлении заданной цели.
Давайте вместе что-нибудь придумаем, чтобы эту самую дорогу скрасить. Что же тут можно придумать?
Для начала сосредоточьтесь на дороге и внимательно рассматривайте то, мимо чего вам приходится ходить каждый день или несколько раз в неделю. А приходя домой или подходя к садику делитесь друг с другом, что вы заметили. Например, это может быть рекламный щит, почтовый ящик, в который на улице можно опускать письма, чтобы не идти на почту, красивую скульптуру или подставку для цветов, — все, что угодно, что раньше вы не замечали. Делитесь своими наблюдениями, ищите вокруг себя, как можно больше незамеченных ранее предметов.
Если вам предстоит дорога в садик и обратно каждый день, то можно по дороге в сад находить глазами какой-нибудь интересный предмет (только постоянный, не машину, которая может уехать), а по дороге домой давать друг другу задание найти этот предмет. Каждый день вы будете тренироваться с ребенком в внимательности к окружающим вещам.
Можно придумывать задание перед выходом из дома и вместе по дороге его выполнять. Например, посчитать, сколько мам с колясками встретятся вам по дороге или сколько людей, одетых в белые вещи (куртка, плащ, штаны, платье и т.д.). Искать можно что и кого угодно. Задания может придумывать сам ребенок или вы в зависимости от настроения.
Изучайте вывески, которые окружают вас. Но не просто читайте их, а например, придумывайте ассоциацию, по которой вывеску можно найти. Например, найди мне сегодня вывеску, на которой могли бы быть изображены ножницы и расческа. Значит, что нужно искать? Парикмахерская.
Можно играть в обратную игру. Вы читаете по дороге вывески и придумываете, какой картинкой ее можно было бы заменить.
Давайте вынесем занятия математикой и счетом на улицу. Как? Да очень просто. Например, перед выходом на улицу вы договариваетесь считать что-то (красные машины, елки, березы, собак, пятиэтажные дома, магазины и т.д.), а по возвращению домой сверяетесь, кто сколько насчитал. По сути, тут нет выигравшего или проигравшего, так как главное развить внимательность и наблюдательность, а также сделать скучную каждодневную дорогу интересной и неповторимой.
Ну и последнее, за чем можно наблюдать – это эмоции. По приходу домой вы можете вместе с ребенком рисовать те эмоции, которые вызвала прогулка и окружающий мир. Это может быть просто лист, закрашенный разными красками. Главное, как и какими красками вы нарисуете и выразите свое ощущение от сегодняшнего дня и окружающего мира.
мы играли в словесные игры — проблемный звук Ш закрепляли — надо было найти все предметы со звуком Ш. Изучали градостроительство — как идут улицы (на Кипре улицы почему-то могут на перекрестке повернуть на 90 градусов и идти дальше) , нумерация домов на разных улицах ( направление и с какой цифры начинается), где стоят линии электропередач, по канализационным люкам предполагали где проходит канализация, обсуждали места расстановки мусорных баков, дОма пытались рисовать подробную карту местности вокруг дома, искали максимальное количество маршрутов, которые ведут к дому, как пройти на детскую площадку, в разивающий центр, в супермаркет — обсуждали какая дорога короче, какая безопаснее, где можно пройти с коляской или на тогда еще 3х колесном велосипеде, а где нельзя… параллельно считали этажность домов, количество ступенек во всех уличных лестницах, количество улиц от дома до развивайки, сколько раз надо перейти дорогу — играли кто меньше раз дорогу перейдет и дойдет до цели ( я считаю что это очень полезная игра). Обусждали всякие устойчивые выражения с улицей связанные — типа срезать угол — и применяли это на практике — искали где можно его срезать.
Можно еще научиться узнавать марки машин, узнавать названия деревьев и цветов. А еще можно придумывать рифмы к словам, сочинять «прогулочныые сказки». Мы как раз об этом написали: http://kids.sp.kh.ua/2013/01/25/papa-rasskazhi-mne-skazku/
А мы весной изучали стороны света — где солнце встаёт, какие тучи при этом на востоке, где садится — как выглядит закат, где север, какие деревья с этой стороны и т.д.