Добрый день, уважаемые читатели, гости, друзья. Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о том, как подойти к вопросу изучения с ребенком временных понятий. В этом посте я попытаюсь обобщить наш опыт занятий и игр с Дашей по теме Время.
Начинать знакомить ребенка с временными понятиями лучше всего с разговоров о том, что происходит за окном. Попутно хорошо бы подготовить для малыша демонстрационный материал.
Распечатайте 4 картинки, на которых изображен объект в разное время суток: утро, день, вечер, ночь. Подпишите крупными буквами картинки (части суток). Под картинками хорошо бы повесить текст стихотворения (или выучить его наизусть). И во время просмотра картинок рассказывать ребенку стихотворение.
Для того, что изучение превратилось в игру предлагаю вам создать интересный паровозик «Неделька». Заниматься по паровозику нужно переставляя каждый день фото ребенка на новый вагончик. На каждом вагончике написан день недели и расположено столько окон, какой этот день недели по счету. Под вагончиком расположены переставные таблички: вчера, сегодня, завтра, которые также каждый день меняют свое расположение.
Хорошо бы создать календарь наблюдений за погодой. У нас он выглядит так, как показано на картинке ниже (это готовый вариант). Вы выставляете месяц, день недели, число и иллюстрируете погоду за окном: тучи, солнце, дождь, снег и т.д. Можно для такого календаря сделать термометр (но это уже для деток постарше). Варианты подобного календаря есть в бумажном варианте или на магнитах (специально для холодильника)
Можно созздать на стене или в специально отведенном месте галерею картин, иллюстрирующих каждый месяц сезона. Чтобы ребенок зрительно видел изменения, которые происходят от месяца к месяцу. Если место на стенах не позволяет сделать такого наглядного пособия, то для этого можно завести альбом или папку с фотографиями.
Что можно делать еще?
- Объяснять периодически и обращать внимание на время суток, день недели, сезон (месяц) подключать более усилено фото по месяцам и презентации
- В течение дня говорите малышу, что было утром, а что будет вечером (малыш постарше может попробовать сам рассказать), так же употребляйте слова «сейчас», «сначала», «потом»
- Читать книги со стихами про части суток, дни недели, времена года
- Играть в потешки-загадки
Изучайте временные понятия во время творческих занятий:
- Предложите слепить из пластилина звездочки, месяц, солнышко
- Предложите порисовать «утренние, дневные, вечерние, ночные картины». Обратите внимание малыша на цвет и свет (теплоту) краски
- Предложите малышу сделать панно «Звездное небо»: вырежьте круг, пусть малыш раскрасит его пальчиками в темно-синий цвет, а теперь наклейте вместе желтые горошины, или прилепите пластилиновые шарики желтого цвета, или из приклейте квадратики из золотинки от конфет.
- Понаблюдайте из окошка, обратите внимание на то, что малыш видит утром, днем, вечером, ночью (поздним вечером)
- Посмотрите с малышом ВЫСТАВКУ «Время суток в картинах известных художников»
- Посмотрите фотографии – иллюстрации книжек. Расскажите маленькую историю – какое время суток изображено, что бывает в это время суток в природе (с солнцем, небом, животными), с людьми, с животными.
- Сделайте четыре маленькие картиночки (нарисуйте, вырежьте из журналов) или возьмите фотографии времени суток. И предложите малышу расположить картинки в нужном порядке (слева направо). Если малышу сложно расставить картинки, сделайте это сами и поясните свои действия. А малыш тогда попробует правильно разложить стрелочки, нарисованные на маленьких листочках, показав, что бывает сначала, а что потом.
- Поиграйте в «Верно или нет?». Если высказывание мамы верно, то малыш складывает ручки как во сне, если нет, хлопает в ладоши и стучит ногами. Перед сном нужно: почистить зубы и умыться; попрыгать и побегать; проветрить комнату
- Предложите малышу разрезные картинки (открытки, иллюстрации из журналов и книжек, фотографии – сфотографируйте один и тот же вид в разное время суток, например вид из вашего окна )
- Сделайте из мозаики звездное небо (синее небо с желтыми звездами)
- Постройте из кубиков кроватку, ванночку, стол с лавкой и др. И обыграйте вместе с ним и маленькими игрушками одни сутки (как они встают с кроватки, как идут умываться, как гуляют, как обедают, как играют, как ложатся спать)
- Читающим малышам можно предложить расставить около картинок подписи (на карточках) или расставить подписи в нужном порядке с обозначением частей суток или времен года
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ МАМ
Семидневная неделя как промежуточная единица измерения времени между сутками и месяцем возникла в Древнем Вавилоне. Ее возникновение было связано с суеверным почитанием числа «семь» — по числу видимых небесных тел (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Луна, Солнце). В те времена дни недели так и определялись: понедельник — день Луны, вторник — Марса, среда —- Меркурия, четверг — Юпитера, пятница — Венеры, суббота — Сатурна, воскресенье — Солнца. На Руси неделю называли седмицей. Воскресенье называлось неделей (нет дел, день отдыха), понедельник-день после недели, вторник-второй, среда-середина седмицы, четверг-четвертый, пятница-пятый день, суббота — от слова «сабат» или « шабаш»- конец всяких дел, последний трудовой день недели.
Происхождение недели связывалось и с четырьмя фазами Луны: первая — от зарождения серпа до формы луны в виде полукруга; вторая — от полукруга до полного круга: третья — от круга вновь к форме полукруга; четвертая — от полукруга вновь к форме серпа. На каждую из этих фаз падает приблизительно 7 дней, что и называлось седмицей или неделей у славян.
Каждый день недели по-разному называется на разных языках. В языках европейских народов сохранились названия дней недели в основном по названию планет. На Руси еженедельный свободный праздничный день назывался «неделей» — днем, когда «не делают», — отсюда произошло название «понедельник — день, следующий после «недели»; среда — средний день; вторник, четверг, пятница названы были порядковыми номерами этих дней недели. Суббота получила название от тех времен, когда этот день был у некоторых народов выходным (назывался «сабат», т. е. отдых). В настоящее время слово «неделя» означает весь семидневный период.
P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Автор: Костюченко Мария. Он-лайн школа «Учимся играя»
Маша, как раз сейчас размышляю, как бы Софии объяснить про месяца и год. У неё пока нет общей картинки. Что такое неделя она, конечно, знает. Мне кажется, что сейчас как раз удачное время, чтобы сложить эту картинку в голове. И как определять время по часам я понемногу пытаюсь объяснять.
Кстати, прошлой осенью сделали мы календарь погоды, но как-то не пошёл он у нас. Лежит без дела. Надо бы вернуться к нему. В садике у Софии они в прошлом году (может и в этом тоже) рисовали погоду на каждый день в самодельном календаре, все дети по порядку. Туда же и события, типа дней рождение и праздников.
Машуль, буду рада, если материал тебе пригодится. мы только используя материал, который я описала прекрасно выучили и поняли все временные понятия
Я размышляю, как Мише рассказать о сутках:) Спасибо за занятие!
Марина, рада буду, если материал пригодится
Очень понравился паровозик! У нас уже есть паровозик. А для изучения временных понятий — он идеально подходит! Спасибо, Машенька, за кладезь идей и удачи в конкурсе!
Люда, всегда пожалуйста!
Маша, как вовремя! Спасибо за такой исчерпывающий материал. Мы как раз подошли к понятиям: вчера, завтра, утро, день, вечер. Ярослав все время путает их и никак не связывает сегодня и вечер. Спрашивает: «А папа сегодня придет?», отвечаю: «Да, вечером». А он сердится на меня и говорит: «Да каким вечером? Сегодня!»)
)))) улыбнулась. Представила себе его детское возмущение при этой фразе
Маша, мне так понравился паровозик, что захотелось сделать такой для Ярослава. На основе твоей статьи наделала пособий) Вот здесь об этом написала http://mamasbrand.blogspot.ru/2013/12/blog-post_27.html
Спасибо тебе!
Спасибо за подробные рекомендации. Мы хоть уже и большие всё путаемся, почему то весна и осень у Натальи меняются местами.))))
Скоро будем изучать часы, вот тут мне нужен будет Ваш совет «КАК?», я что то себе этого даже не представляю.)
мне кажется, что осень просто нереально перепутать ))) она особенная!
часы.. мы их еще не изучали, поэтому подсказать не могу, но я просто обращаю внимание Даши на время и на стрелки. рассказала, что какая стрелка значит и вот мы тренируемся время определять.
Я подумаю над этим вопросом, может игры придумаются, я тогда напишу пост
Спасибо!
Меня старший ребенок все донимает: какой сегодня день? а завтра? примерно знает дни недели, но путается. Сделаю-ка ему паровоз с вагончиками! И игрушка, и моему терпению помощь)))
Анна, для этой цели подойдет еще обычный большой календарь с переставным окошком, это если времени нет на поделки ))
Мария, спасибо за ценные советы и замечательные идеи. В процессе разговоров и наблюдений, конечно, упоминаются и утро, и день, и вечер. С ребенком можно так и разобраться, когда говорить «доброе утро», а когда «добрый день» и т.д.
Меня восхитил паровозик-неделька! Это просто чудо какое-то! Уже загорелась идеей его смастерить. Даже представляю, какой он будет красивый и яркий!
спасибо! у нас паровозик висит уже несколько лет, я его сделала, когда Дашке было годик с небольшим и уже после 2 лет она сама переставляет и фото и карточки )
Здравствуйте! а с какого возраста можно начинать учить понятия времени. Нам 1.2
Анастасия, разговаривать о том, что было, что будет и какое время года и т.д. вы можете с малышом и до годика и после годика (всегда), паровозик мы с Дашей сделали, когда ей было чуть больше годика, собственно, как и все остальное )) Так что в 1,2 года вы уже можете начинать играть и разбираться с временными понятиями
Спасибо большое!Беру на заметку..)))
Мария, здравствуйте! Очень интересная подборка! Моему Артёму 1,5. Думала о неделе ещё рано разговаривать. Попробую.
Ирина, спасибо. это не просто подборка — это рассказ именно о тех играх, в которые мы с Дашей играли на разных этапах наших занятий
Спасибо большое за статью! Для нас очень актуально сейчас! Понравился ваш паровозик, беру на заметку!
Спасибо большое за идеи! Идеи не сложные и очень интересные. Возьму на заметку
Отличные игры, давно собираюсь сделать такой паровозик, теперь точно сделаю! Маша, спасибо огромное за книги и стихи, как хорошо, что не надо тратить время на поиски, а воспользоваться опытом такой находчивой и творческой мамы.
Олеся, спасибо! я очень рада, что вам понравились материалы )
Мария, спасибо за идеи и материалы. Все так просто и интересно. Паровозик очень вдохновил!
Машенька, извини, пожалуйста, что так поздно к тебе заглянула — непредвиденные обстоятельства 🙁
Спасибо огромное, что оказала такую честь моему конкурсу — гордость просто распирает, что ты среди участников!!! Честно говоря, даже не ожидала — и теперь такая довольная 🙂
Не буду оригинальной и присоединюсь к предыдущим комментаторам, паровозик — просто роскошен! У меня как раз есть фетр и я все не могла решить на что его пустить — теперь понятно, сделаю из него паровозик — благодарю за идею!
Как подробно у вас все описано. Нашла для себя много новых идей. Дочка знает дни недели, но путает какой день идет за другим. Если сделать паровозик, думаю процесс запоминания порядка дней недели пойдет быстрее.
Как много интересных идей! Обязательно воспользуюсь, нам как раз по возрасту. Огромное спасибо! 🙂
Нет слов, чтобы выразить благодарность за все идеи, которые я то и дело нахожу здесь! ОГРОМЕННОЕ СПАСИБО!
А теперь технический вопрос по данной статье. Никак не могу найти подобную картинку, как с домиком. Это ваше собственное творчество или где-то можно скачать? Буду очень-очень благодарна. Гугл с Яндексом бессильны оказались…
sokol23, к сожалению не знаю вашего имени. Спасибо большое, очень рада, что идеи вам понравились.
Картинку с домиками я когда-то очень давно нашла в интернете (к сожалению ее у меня не осталось, так как за несколько лет я поменяла компьютер и не 1 раз и какая-то информация просто не сохранилась).
Вот здорово! Очень интересно, мне казалось, что мы еще маленькие для таких понятий (Софье 1,1). Не знала, как подойти к этому. Оказывается все очень просто. Спасибо. Подумаем, попробуем!
Материал очень понравился. Но к сожалению не могу скачать. Почему то не работает яндекс диск.Высвечивается пустая страница. Идея с паровозиком классная. Тоже ей загорелась
Нажимаю на Ссылку скачивания и все прекрасно качается
Мария!!! Моему сыночку 1,8 мес, до этого времени не задумывалась о том,что уже пора изучать эту тему. Ваш материал восхищает, умиляет!!! Огромнейшее Вам спасибо!!! УДАЧИ!!!
Дарья, очень рада, что вам материал понравился и что вы решились на игры по данной теме ))
Мария!Очень нравится новаторство ваше в области обучения малышей!БЛАГОДАРЮ!