Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. На этой неделе мы с вами хорошо потрудились и придумали множество интересных идей для нашей «Азбуки этикета». В этом посте я хочу объединить все, что вы предложили и дополнить материал своими идеями, чтобы сразу после прочтения поста, вы могли бы начинать составлять свою книгу «Азбука этикета».

Давайте вспомним, что ж это за азбука такая.Возьмите блокнот или блок со вставными листами. На первой странице напишите название вашей книги и поставьте большую букву А. На следующих страницах записывайте слова на А, которые связаны с правилами этикета и ваши к ним заметки о том, как правильно себя вести. Хорошо, если ребенок нарисует иллюстрации.

Если он еще не рисует, то можно вместе найти картинки, вырезать их и приклеить. А мама поможет сделать запись.

Если ребенок 2-4 лет, то при помощи такой азбуки вы можете начать учить буквы. Тогда для вас достаточно написать букву, запомнить ее. Написать слово, связанное с этикетом и 1 правило! Этого будет достаточно. Когда ребенок запомнит его, вы можете написать второе, третье и т.д.

А- Автобус

Здесь вы записываете те правила, которые ребенок уже знает или которым вы хотите его научить. Например, не кричать, не бегать по салону. Если ребенку больше 6 лет, уступать место пожилым, беременным и людям с маленькими детьми.

Во время обсуждения хорошо бы придумывать нестандартные ситуации, чтобы они давали ребенку пищу для размышлений и веселили его. Дети смешные истории очень хорошо запоминают.

Во время поездок можно обращать ребенка внимание на поведение людей в автобусе, пытаться оценить, кто знает правила этикета, кто нет.

Б-букет

Эта страничка научит ребенка выбирать и дарить цветы.

Вы можете поговорить о количестве (четное/нечетное) в букете и что оно значит. Заодно подключите математику и в зависимости от уровня владения ей ребенка составляйте с бумажными цветами примеры.

Творческие игры помогут вам самим сделать небольшой букет цветов

Поговорите о том, как надо преподносить цветы. Что значит цвет в букете. Кому дарить красные, а кому белые. Что значит желтый? В эту часть хорошо вплести игры по цветовосприятию.

Б-благодарность

Обсудить, как можно и нужно благодарить людей и в каких случаях

Б-библиотека

Входить тихо, книги брать аккуратно, не шуметь и не бегать. А что еще можно делать в библиотеке? Обсудите правила поведения там, а также правила обращения с книгами. Как вылечить книгу, если вы взяли ее, а она порвана или испорчена.

В-вежливость

Вспомните все вежливые слова: извините, простите, пожалуйста, будьте так добры и остальные. Кто больше?

В-вилка

Обсудите, как правильно есть при помощи вилки. Предложите сыграть в такую игру: положите перед ребенком горошину и предложите взять ее, но не наколов на вилку, а поддев.

Г-гости

Поговорите о правилах поведения в гостях. А также, как встречать гостей. Винни-пух вам в помощь 😉

Г-горка

Как вести себя, катаясь с горки (не толкаться, поднимаясь на горку, ждать пока скатится и отойдёт другой ребёнок )

Д-день рождения.

Знает ли малыш как дарить и принимать подарки, как поздравлять и т.д. Научитесь упаковывать подарки и правильно подписывать открытки для торжества.

Д-доброжелательность

Обсудить, что нужно во всех ситуациях стараться остаться доброжелательным, что улыбка располагает и т.д

Д-дружба

Поддерживать друга и в гори и в радости, выслушать и приободрить. Не быть навязчивым и всегда держать свое слово! А что еще должен уметь делать настоящий друг? Читая рассказы и сказки обращайте внимание на поведения героев и их отношения дружеские. Идеально для этого подойдут рассказы Носова, например, Бенгальские огни, огурцы, фантазёры и т.д. Для малышей истории из цикла «Маша и Ойка», например, Лучший друг.

Е-еда

Поговорить о манерах за столом: есть с закрытым ртом, набирать в ложку или на вилку столько еды, сколько действительно можешь прожевать за раз, не баловаться столовыми приборами и т.д.

Ё-ёлка

Правила поведение на «Ёлке», например, не бежать вперёд всех за подарком к деду Морозу, не перебивать, не выкрикивать и т.д.

Ж-жалобы

Обсудить, когда жаловаться уместно, а когда не очень. Если ребенку больше 6 лет, можно потренироваться писать официальную жалобу 😉

Ж-жалость

Обсудить, как и когда можно и нужно кого-то пожалеть, а когда жалость не стоит показывать. Рассказать, например, что ребенка с ограниченными возможностями на детской площадке не нужно жалеть, а нужно постараться сделать так, чтобы ему было комфортно играть и общаться с другими

Ж-животные

У вас есть животное? А есть правила общения с ним? Уважать его желания, не тискать, прислушивается к его потребностям, не злить. Поговорите, как надо вести себя с животными домашними и дикими.

З-зевота

Поговорить о том, как правильно зевать на людях. Сказать, что если очень хочется зевнуть, то нужно прикрыть рот рукой

И-игра

Как пригласить друга в игру, как прекратить не нравящуюся игру, как играть в настольные игры (по очереди, не подглядывая в чужие карты). Как правильно выигрывать и проигрывать.

К-кино

Поведение в кинотеатре: не шуметь, не шуршать бумажками, не вскакивать и не вертеться на своём месте, выключать звук на телефоне. Можно провести эксперимент, включить кино дома, сесть смотреть и имитировать посторонние звуки, чтобы слышимость сразу стала хуже и ребенок понял, что значит, когда кто-то нарушает правила.

К-комната

Правила поведения в своей комнате/квартире/доме. Соблюдать чистоту и порядок. Зачем? Попробуйте не класть по местам игрушки и вещи. Как скоро вы перестанете понимать, что и где лежит? Понравится это ребенку?

К-комплимент

Научите ребенка делать и принимать комплименты. Тут только практика!

Л-ложь

Простить можно все, но не ложь! Почему? Поговорите с ребенком об этом. Вспомните басни, притчи, ситуации из вашей жизни.

Л-лекция

Тут же можно упомянуть урок в садике или школе. Как вести себя с учителем? Как отвечать, как поднимать руку Можно ли выкрикивать. Обыгрывайте сценки!

М-магазин

Как правильно строить диалог с продавцом, покупателями, какие правила этикета соблюдать в очереди? Обыгрывайте сценки сами или манипулируя игрушками.

М-мимика

Наше лицо и язык тела может очень многое сказать о том, что мы думаем. Скрестили руки – закрылись от собеседника и не готовы воспринимать информацию, усмешка может показать пренебрежение к собеседнику. Глаза выдадут испуг или страх. Практикуйтесь в определении эмоций друг друга.

Н-носовой платок

Как правильно сложить платок в карман одежды мужчине и женщине, как сморкаться, как вытирать что-то на лице. Научите ребенка самостоятельно гладить платочек (естественно под вашим присмотром). Можно даже самим сшить платочек с детьми 5+

О- одежда

Поговорите с ребенком, как и когда уместно одеваться и почему. Можно рассортировать свою одежду  по случаям жизни. Можно собрать комплекты для похода в кино, театр, гости, школу/садик. Можно придумать такие модные сейчас Family look. Поговорите о сочетании цветов. Возьмите цветовой круг, обсудите совместимые/сочетаемые и нет цвета.

П-письма

Правила общения в переписке. Хорошо бы поговорить не только об электронной переписке, но и о том, как правильно подписывать печатные письма. Сделать конверт и подписать его. Можно затронуть тему марок.

П-приглашение

Как правильно приглашать кого-то, как составлять пригласительные, когда рассылать. За сколько до праздничного события нужно приглашать гостей

П-подарок

Подарки нужно уметь принимать и дарить. А как именно? Нельзя дарить небрежно: «это тебе на». Нужно говорить красивые слова и аккуратно передавать подарок, не высказывая недовольства, как сложно было его найти или какой он дорогой. А что дарить? Это тоже хороший вопрос. Изучите его вместе с ребенком 😉

Р-речь

Говорить правильно, не сокращать слова где не нужно, не употреблять блатных и ругательных слов. Можно провести с ребенком 6+ эксперимент, как в фильме «Джентельмены удачи», переводя жаргонные слова и строя фразу на культурном языке.

Р-ресторан

Правила поведения в местах общественного питания. Как есть, как сидеть за столом, как говорить и поддерживать беседу. Какие действия нужно совершать, выходя из-за стола, например, в туалет. Как позвать официанта и сделать заказ. Составьте меню и попробуйте поиграть в ресторан. Пусть один из вас будет официантом, второй посетителем. Меняйтесь ролями. Разыгрывайте разные ситуации. Например, как вести себя официанту, если клиент попался невоспитанный.

Р-родители

Как вести себя со своими родителями? А с родителями родителей? Тут скорее существуют правила внутри семьи. Естественно многое зависит от менталитета людей. Например, в семье бабушке, которая жила в Украине, было принято обращаться к родителям и бабушкам/дедушка на вы. «Мама, вы», «Папа, вы».

Р-работа

Скорее всего знать подробности рабочего этикета малышу еще рано, но уже после 7 лет, можно начинать об этом разговаривать. Начинать хорошо с примеров из собственной жизни.

С-салфетка

Учимся вытирать рот, выплевывать косточки и складывать аккуратно салфетку. За столом стараемся правильно положить салфетку на колени. В качестве творческого момента учимся красиво складывать салфетки для сервировки стола.

С-самолет

Как вести себя в салоне самолета? Этот вид транспорта с более жесткими правилами, чем автобус или трамвай. Объясните важность ремней и правил поведения на борту. Вспомните, как стюардесса рассказывает и показывает, что делать в экстренных ситуациях.

С-сервировка стола

Большая тема, которая требует времени. Нарисуйте шаблон расстановки посуды и столовых приборов и используйте его во время приема пищи. Постепенно добавляйте новые элементы и учитесь различать столовые приборы и бокалы 😉

Т-театр

Правила поведения в театре: как себя вести, во что одеваться, когда входить в зал, как правильно уходить после окончания спектакля. Все это можно не только обсудить, но и обыграть в мини-сценках с куклами.

Т-телефон

Правила общения по телефону. Здороваемся – представляемся – спрашиваем свободен ли человек, чтобы с вами поговорить – прощаемся. Обсудить в какой время можно звонить и почему.

Т-транспорт

Правила поведения в такси, метро, троллейбусе и других видах транспорта похожи, но и немного отличаются. Составьте табличку, ищите одинаковые и отличительные черты. Сравнивайте, обыгрывайте.

У-уважение

Уважение к старшим по возрасту и положению, уважение к младшим, уважение к ровесникам. Есть отличия? Попробуйте их найти и записать.

У-улыбка

Улыбка – самое первое золотое правило этикета. Никогда не будет шанса на второе впечатление. Одной улыбкой можно смягчить сердце, привлечь внимание, разрядить обстановку. Потренируйтесь с ребенком разным улыбками. Как нужно улыбаться, когда стесняешься, рад, сочувствуешь, смущаешься и т.д.

Ц-цирк

Про кино и театр мы уже говорили. Пришла пора поговорить и о цирке. Тут можно смеяться и шуметь, но в рамках дозволенного. А это как? Поговорите о правилах безопасности, чтобы не попасть в клетку к тигру и не выскочить на арену во время представления.

Ч-чайная церемония

Существуют правила этикета, обязательные для соблюдения во время чайной церемонии. Как накрыть стол, разлить чай, держать чашку – все эти и многие другие знания необходимы воспитанному человеку, чтобы не ударить в грязь лицом во время чаепития. Практикуйтесь с ребенком!

Ш-школа

Можно ли опаздывать на урок или выкрикивать из-за парты? А бегать на перемене или высмеивать одноклассников? Хорошо бы изучить все нюансы школьного этикета во время подготовки в первому классу.

Э-эмоции

Поведение человека всегда эмоционально окрашено. Диапазон проявления чувств весьма широк: от состояния, близкого к истерике, до внешне полного отсутствия эмоций. Причем иногда такие полярные формы могут наблюдаться у разных людей в одной и той же ситуации. Какая из них является в большей степени адекватной ситуации?

Ю-юмор

Что такое чувство юмора? Какие шутки можно использовать и с кем? Объясните ребенку на примере, можно аккуратно затронуть тему черного юмора, а также не путать шутку и издевку над человеком.

Я-язык

В разных языках есть разные специальные фразу, которые помогут вам выглядеть воспитанным. Поищите такие фразы на разных языках и составьте свой словарик.

С уважением, Костюченко Мария,

Руководитель онлайн-школы «Учимся играя»

Начать изучение этикета вместе со «Школой хороших манер»

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.
Азбука этикета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *