Добрый день, уважаемые читатели, гости, друзья! Вы все уже знаете, что я жутко заразилась географическими занятиями с детьми и ищу различные материалы, книги, составляю занятия и придумываю задания, чтобы разнообразить игры с Дашей и показать ей, как огромен и неповторим наш мир.
И вот недавно я познакомилась с замечательной мамой Татьяной, автором удивительного блога «Это интересно!«, которая тоже любит игры по географии, придумывает и воплощает в жизнь самые невероятные и интересные вещи, да и не только по географии (в блоге у Татьяны столько потрясающих идей!). Сегодня Таня согласилась рассказать нам о своих пособиях по изучению материков, которые она изготовила специально для своих деток. А теперь передаю слово Тане.
«Тема географии и всего, что с ней связано, является одной из самых любимых детьми. С самого раннего возраста, буквально с первыми сказками, малыш слышит таинственные и будоражащие воображения названия: «Африка», «Америка», «Индия», «Северный полюс» и много-много других. В этих далеких краях живут диковинные звери, там текут могучие реки и стоят высокие горы, там живут непохожие на нас люди. Это все ужасно интересно! А родители могут воспользоваться этим интересом для того, чтобы уже сейчас познакомить ребенка с географией как наукой. Делать это лучше всего в игровой форме. Здесь, в «Школе Учимся играя», собрана целая коллекция игр и занятий по географии. И я с удовольствием принимаю приглашение Марии рассказать о том, как сделать еще одну игру на эту тему: «Географический пазл». Она подойдет детям 2х-3х лет и выше.
Для того, чтобы сделать пазл, нам понадобится всего лишь
- цветная бумага,
- картон, клей,
- ножницы и…
- принтер.
Начинаем с того, что распечатываем изображения материков на бумагу (белую или специальную цветную для печати). Можно найти картинки в интернете, а можно воспользоваться моими рисунками. Если же у вас в доме завалялись ненужные контурные карты (у нас они остались от сына-школьника), то можно изображения материков вырезать оттуда. (картинки увеличиваются при нажатии)
Желательно изображения сделать крупными. Так, чтобы Евразия полностью заняла лист А4, а остальные части света соответствовали ей по масштабу. В данном случае, чем меньше подробностей на изображении, тем лучше – чтобы мелкие детали не отвлекали внимание малыша от главного (самой фигуры). Ведь нам важны лишь очертания материков.
После этого вырезаем каждый материк отдельно.
Дальше наклеиваем для прочности получившиеся материки на плотный картон и снова вырезаем. Я делала каждый материк своим цветом, а Евразию сделала двухцветной: Европу – одним, Азию – другим. Это поможет объяснить малышу разницу в понятиях «материки» и «части света» (материк – Евразия, части света – Европа и Азия). Вот, в принципе, и все! Теперь можно играть.
Для начала сами сложите пазл: разложите материки правильно относительно друг друга. Расскажите, что такое «материки» и познакомьте малыша с их названиями. Для запоминания можно воспользоваться стихотворением Андрея Усачева «Материки»:
На свете много островов,
Так много, что не счесть…
А вот больших МАТЕРИКОВ
Мы насчитаем шесть:
АФРИКА, АМЕРИКА
(Северная и Южная),
АВСТРАЛИЯ,
ЕВРАЗИЯ,
И АНТАРКТИДА
(Вьюжная).
После этого можно поиграть в узнавание: давайте малышу фигурки материков, пусть он называет их.
Можно попросить ребенка обвести фигурку на листе бумаги, пользуясь ею, как трафаретом. Это будет хорошая тренировка мелкой моторики. А потом сами обведите контуры материков и предложите малышу совместить фигуру с нужным контуром.
Когда названия освоены и расположение материков запомнено, можно смешать их все в кучу. Теперь очередь малыша собрать пазл правильно. Обыграть это можно так: прочитайте малышу замечательное стихотворение Бориса Заходера «География всмятку». И потом предложите «все починить»: расставить материки по своим местам.
Между прочим, эти фигурки материков могут пригодиться вам, если вы захотите сделать своему малышу самодельную географическую карту. Просто возьмите большой лист бумаги (формата А2), разложите на нем фигуры и обведите их. После этого карту можно раскрасить в соответствии с нужной тематикой, может дорисовать что-то или наклеить, а потом повесить на стену. О том, как использовать эту карту в занятиях по географии, я писала у себя в блоге «Географическая карта».
Вот и все. Интересных и плодотворных занятий вам и вашим деткам!
Таня (Тavika), блог «Это интересно!»
Отличная идея! Мой сын как раз очень любит пазлы!
Не только отличная, но и очень полезная. Сколько всего нового можно узнать ребенку
Да и не только ребенку 🙂 Я сама столько узнала, когда начала географией с дочкой заниматься!
Ещё бы времени в сутках кто добавил, что всеми этими художествами заниматься)))) Мы изучаем пока по готовому атласу и глобусу — тоже интересно:)
Да, больше времени в сутках нам всем бы не помешало )) А может, заняться «художествами» вместе с ребенком? Пусть он вырезает или наклеивает, или просто раскрасит фигурки? Что ему по силам. Убьете сразу двух зайцев — и игру сделаете, и малыша займете полезным делом.
Я вот заметила, что у меня Дашка любит больше самодельные игрушки и пособия. В покупные она играет, но если выбирать между самоедльным или покупным, выберет самодельное
Классная идея. Моему сынуле 6 лет стукнет в этом году, можно и поиграть.
Кстати, шестилетнему ребенку можно уже рассказывать о теории дрейфа материков. О том, что раньше был единый континент — Пангея, а потом под действием тектонических сил он распался на знакомые нам очертания материков. И пусть малыш попробует сам сложить фигурки пазла в единый континент. Интересно, заметит ли он, как Африка подходит к Евразии, и как очертания Южной Америки повторяют береговую линию Африки?
Да, интересно придумано. Можно и поиграть и георафию изучать. Сохранила в закладках. Нужно быдет сделать, подрастет внук и буду его учить.
Я очень рада, что вам пригодится ))) Делайте обязательно: эта игра не на раз и не на два. Моя дочка и сейчас (в 4 года) периодически достает ее и складывает сама.
Забавно. Даже жалко стало, что я со своими детьми не играла в свое время.
Может, внукам пригодится? )))
эх, вспомнила свое детство: лежу на полу, животом на карте полушарий и рисую свой путь «из варяг в греки» по какой-нибудь очередной реке или морю… пазловый вид игры в географию мне тоже приглянулся!
Здорово очень придумано. У меня в комнате висела карта. А моему оболтусу она не нужна)
Не может быть, чтобы «не нужна»! Если уж взрослые надолго «зависают», разглядывая карту, то ребенку это интереснее в сто раз. Попробуйте увлечь его. Только не читайте лекции, а играйте. Вспомните, что вам самим нравилось в детстве и попробуйте передать это своему сыну. Путешествуйте по карте. Что он любит? Может сказка есть или мультик любимый, где действие происходит в дальних краях, куда попасть можно только изучив карту? У меня старший сын тоже долгое время участвовал в занятиях «из вежливости», а уже потом, когда сам стал читать рыцарские романы, то увесил всю стену у себя в комнате картами Франции, Англии и Ближнего Востока.
Мне кажется, тут ключик просто подобрать надо 🙂
У меня на такое нервов нет, наверное уже возраст не тот.
Спасибо за рассказ! Замечательные игры, такой сложный материал в доступной и интересной форме для детей.
И вам спасибо!
Отличная идея! Читала о подобном у Сесиль Лупан и ещё тогда загорелась. А сейчас как раз появится возможность реализовать: мы с дочкой начинаем систематизировать знания по географии. Спасибо, что показали наглядно. 🙂
Успехов вам и вашей дочечке!
Вот никогда бы не подумала, что такое может быть интересно 2-летке 🙂 Нам уже 2,5, но я ни разу не пыталась занятся географией мира. Пока что наше знакомство с географией на уровне города — особенно при посещении бабушки, которая живёт в другом городе. Сомнения меня мучают — есть ли большой смысл в обучении материкам в нашем возрасте? Ведь это настолько абстрактные знания для него будут?..
Я думаю, в чем-то вы правы… Для двухлетки знания абстрактные. Но они создают базис для дальнейшего понимания мира. К тому же, ведь и в этом возрасте уже тут и там в играх, мультиках и книжках мелькают географические понятия и названия. И надо их как-то прояснять, чтобы не было каши в голове. Вы правильно делаете, что начинаете с малого — что такое другой город. Выучить свой адрес (это и полезно — малыш никогда не потеряется), понять как название улицы, дома, города относятся друг к другу и что во что входит. Потом плавно перейти к стране, дальше — к материкам. Малышам по чуть-чуть. Деткам 4-5 лет уже можно больше занятия делать. Все зависит от готовности и интересов ребенка.
Я вот тоже думала, что лучше начну с того, что понятно и плюс-минус осязаемо. Хотя идея про географический паззл мне ооочень понравилась, по-позже обязательно к нему вернёмся. Про заучивание собственного адреса — хорошая идея, спасибо! 🙂
естественно, что начинать надо с того, что вокруг, а потом уже двигаться дальше 🙂
Наталья, могу сказать точно, что моему ребенку ОЧЕНЬ нравится! Мы с удовольствем изучаем и горы и небо и реки и океаны. тут главное выбрать тот способ подачи, который будет интересен ребенку. Сейчас в 3,3 моя Даша спокойно находит на карте материки, некоторые страны, знает, где она живет. Может она не понимает масштаба вселенной, но и мне это представить сложно 🙂 С каждым годом я усложняю материал и ей всегда интересно. Тут главное попробовать
Здорово! Спасибо большое и за пост, и за контуры материков 🙂
Нам пока два, ну уже жутко интересна география 🙂 Пока изучаем местную во время прогулок. Еще немного подрастем, и обязательно будем изучать материки.
P.S. пазлики для прочности можно заламинировать.
Растите скорее:) И удачи в изучении географии!
Потрясающая идея. С такими паззлами много интересных игр можно придумать. Уже распечатала себе шаблоны, думаю, в скором времени обязательно воплотим эту идею в жизнь.
После Сесиль Лупан всё хотела, но не могла собраться сделать такую игру. А недавно нашла в магазине деревянный паззл — доску с вкладышами, как раз карта мира! Достаются все материки, правда, Европа от Азии тоже отделяется. Плюс там, где океаны, тоже кусочки вставляются. Тёма буквально со второго раза всё сам собирать стал.
Ольга, а можно ссылочку на такое чудо! Я нигде ничего подобного не встречала просто, хотя искала
Паззл в простом магазине купила, в Перми. Абсолютно случайно наткнулась. В интернете не видела.
Какая замечательная идея с материками разного цвета. А стихотворение вообще без равных!
Моя Катя очень любит стихи и Заходера, и Усачева. У Усачева особенно много «обучающих» стихов. Поищите в сети. Например, тоже по географии, но для заучивания названий океанов:
Всего на Земле океанов четыре.
Индийский — самый соленый в мире.
Океан Атлантический славен сельдями.
Ледовитый все время спит подо льдами.
А Тихий, конечно же, вовсе не тихий.
А бурный, глубокий и самый великий.
Жаль только, что про океаны стихотворение устарело (( . Сейчас официально океанов пять :). Еще и Южный океан «открыли». Я вот теперь не знаю, как бы это в стихотворение впихнуть, у нас тоже есть «География» Усачева, уже с ней дочка знакома.
Эльмира, я в прошлом году разговаривала по этому поводу со знакомым учителем географии. так вот мне сказали, что даже в школах кто про 5 рассказывает. кто по прежнему про 4. Я уже сама с ними запуталась
Да? Караул 🙂 У нас карта большая висит, там он есть, а в книжках многих и атласах не нарисован. Я была уверена, что этот вопрос уже не обсуждается, есть и всё. Оказывается он все еще полувиртуальный 🙂 Я спрошу брата, он океанолог :), должен знать, наверное! но не раньше, чем через месяц — он в рейсе…
Эльмира, буду вам очень за это благодарна! Так как не очень доверяю школьной программе 🙂
Непременно. Мне и самой непонятно и интересно, как это так может быть. Надо только дождаться теперь его, вчера только уехал… некстати 🙂
Вау, какая замечательная идея!
Вы уж простите, но просто кошмар с этими океанама. Вот в Германии они учат, что всего три(!) океана: Тихий, Атлантический и Индийский. Вот и как мне учить ребенка?
Тут 2 варианта:
— учить, как преподносится все в школе официально (ведь экзамены ребенку там сдавать)
— учить так, как вы считаете нужным!
А куда у них северный ледовитый делся? Если с Южным не все так понятно, кто-то его признает кто-то нет, то с Северным ледовитым вроде вопросов ни у кого не было
Он вроде как морем считается. Это насколько я осведомилась, дети еще в школу не ходят и все тонкости школьной программы мы еще не познали
Спасибо за интересный сайт! А с океанами, действительно, путаница. Но не было международного географического форума, на котором бы договорились о 5 океане. В атласах, конечно, Южный подписывают, но официальных границ у него нет. Это название, скорее для удобства обозначения географического положения всей южной области планеты. Так я объясняю своим ученикам.
Производственные варианты:
http://www.igrushka66.ru/products/razvivWT706
http://montessoriworld.ru/253-karta-kontinentov-pazly.html
а вообще у М.Монтессори столько идей можно почерпнуть для самоизготовления! Было бы время…
Какие вы молодцы! Вообще восхищаюсь людьми, у которых руки с того места и фантазии хватает. Я гео пазлы брала на dumka ru, а сейчас смотрю, можно и самой сделать:)не трудно, главное время найти..
Здорово! А мы купили на geomagnit.ru пазл Россия который собирается из областей. Карта мира там немного дороговата, поэтому попробуем смастерить такую как здесь самостоятельно.
Спасибо! Классная идея! Необычно и очень увлекательно! Интерес к географии обеспечен!!!