Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья!Сегодня я рада приветствовать автора онлайн-школы «Учимся играя», Пироженко Татьяну. Татьяна поделится с нами своими мыслями о том, нужны ли детям дополнительные занятия, кружки, секции. О чем стоит задуматься маме, записывая своего малыша в очередной кружок или приглашая репетитора. Сразу хочу сказать, что это личное мнение нашего автора и Таня лишь рассуждает вслух на эту сложную тему.
«Наступил новый учебный год. Наши детки снова пошли кто в школу, кто в детский садик. Но учебный год начался не только там, а и в разнообразных кружках и секциях, студиях детского творчества, развивающих центрах и так далее. Да и мамы, которые сами занимаются обучением своих детей, с наступлением сентября возобновляют регулярные занятия. И в связи с этим, мне сегодня хочется поговорить с вами о том, как и сколько надо развивать детей.
Любые занятия с ребенком – это, бесспорно, полезно. Ходите ли вы в музыкальную школу, учите ли английский язык, занимаетесь ли рисованием, танцами, спортом – все это развивает вашего малыша. Пусть даже потом он не станет великим спортсменом или художником, но он будет обладать еще одним дополнительным навыком и умением, которое сделает его жизнь богаче. Я и сама в детстве ходила в несколько кружков и студий, мой тринадцатилетний сын обязательно занимается где-то дополнительно к школе, и вскоре я планирую подобрать занятия, которые будет посещать моя почти шестилетняя дочь.
Но тут, как и в любом деле, а не только в развитии детей, важно соблюдать меру. Понятно стремление мам вложить в своих детей как можно больше. Они не жалеют на это ни денег, ни времени, ни сил. И готовы бежать со своим ребенком сначала на занятия в спортшколу, оттуда – в центр развития, а вечером их еще хватает, чтобы проводить тематические занятия дома самостоятельно. При этом они часто жертвуют всем своим личным временем на это. Я знаю несколько примеров, когда мамы даже бросали работу ради того, чтобы иметь возможность водить ребенка на разнообразные занятия: «Я хочу, чтобы он вырос развитым человеком». Но остановитесь на минутку и прислушайтесь – хочет ли этого ребенок? Это надо лично ему или это надо маме? Бывают разные случаи: мама сама в детстве мечтала ходить на один кружок, а ей выбрали другой (или она вообще не имела возможности где-то заниматься). Или мама тянется за подругами: у соседки сын в 3 года уже начал заниматься английским, а мы, что, хуже? Обычно такие крайности редки, но в каждой из нас присутствует немного того, и того и этого.
А теперь посмотрим на детей. Вот прозвенел звонок, и через наш двор толпа школьников идет по домам. И вся толпа бежит к горкам, лесенкам и качелям. Конечно, дети насиделись на уроках, им теперь хочется свободы, хочется израсходовать накопившуюся за день энергию. Но обязательно, изо дня в день, я слышу окрики мам: «Настя, быстро слезай с горки – нам еще на танцы идти!», «Даня, ты что, забыл? Мы же на английский опаздываем!». И ребенок покорно слезает с качелей и уныло бредет за мамой на занятия. А после занятий – уроки. А потом пораньше ложиться спать – ведь завтра рано вставать, и снова школа, и снова занятия, и снова уроки. Небольшими яркими паузами мелькают мультики или игры на компьютере. И все. Этот круг не разорвать. И мне всякий раз хочется сказать очередной знакомой мамочке, которая хвастается, что у них нет «ни минутки свободного времени» из-за того, что они с ребенком ходят на сто занятий: «Оставьте ребенка в покое!».
Вспомните свое детство. Какие у вас самые яркие и счастливые воспоминания? Как вы делали уроки? Или как вы всей семьей ходили в поход? Как вы зубрили английский? Или как вы в летние ленивые дни охотились за кузнечиками в траве? Как вы ездили на музыку? Или как вы с друзьями во дворе играли в «вышибалы»? Так дайте возможность и детям получить эти яркие впечатления! И уроки, и английский и музыка очень важны и нужны, но они не должны составлять всю жизнь ребенка. У него должно оставаться еще много времени: на рисование своих фантазий (а не того, что задала учительница в худ. школе), на чтение книг по собственному вкусу (а не по школьной программе), на друзей, на ничегонеделанье, наконец.
Ведь скука – это двигатель развития. Самостоятельного развития. Посмотрите: мы с младенчества начинаем «развивать» малыша. Мы набрасываемся на него с различными занятиями: изучаем то и это, показываем разные способы рисовать и играть, проводим тематические недельки и игровые уроки. Многие мамы начинают водить малыша на развивающие занятия еще до года! Последнее поразившее и возмутившее меня объявление о наборе в виртуальную школу гласило: «Занятия по географии и истории с детьми от 5 месяцев». Одумайтесь! В этом возрасте ребенка не надо обучать географии и истории. Его надо любить, петь ему потешки, играть в «ладушки», обнимать и целовать. Это для него лучшее развитие. Ему надо САМОМУ познавать мир. Намного лучше дождаться его интереса и тогда начать географические игры или путешествовать в прошлое. Мы же сразу приучаем малыша к тому, что за него все сделают другие. Придумают множество увлекательных занятий. Как только он на минутку заскучает, тут же предложат ему веселые и полезные игры. Приведут туда, где с ним будут нянькаться, увлекать и завлекать. А ему остается быть потребителем всего этого. Потом мамы удивляются: «Мой совсем не умеет самостоятельно играть», «Мой не знает, чем себя занять»… А мы дали возможность ребенку научиться этому?
Кто-то может возразить, дескать, мы не заставляем ребенка, он сам хочет заниматься. И это прекрасно! Во всех людей изначально заложена тяга к знаниям, и в детях эта тяга особенно сильна. Ее обязательно нужно удовлетворять и поддерживать. Я говорю лишь о том, что важно соблюдать меру. По аналогии с пищей: творог детям, конечно, полезен, но если вы будете кормить их только творогом, то это ни к чему хорошему не приведет. Вот и занятиями не надо «закармливать».
Перегрузка ребенка скажется в будущем проблемами с психикой и здоровьем. Посмотрите на санитарные нормы учебной нагрузки, действующие для учеников в младшей школе (полностью все положения можно прочитать ТУТ). Нагрузка для школьников 1-4 классов не более 21-23 учебных часов в неделю! В первом классе домашние задания задавать запрещено, а в дальнейшем на выполнение уроков дома отводится не более 1,5 часа в день. А еще можно прочитать рекомендации врача-гигиениста отделения гигиены детей и подростков Государственного учреждения «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии» Л.Л. Кисель о том, как уберечь ребенка от учебных перегрузок. В них говорится о том, что ребенку младшего школьного возраста необходим после школы перед началом выполнения домашнего задания отдых в течении 2х часов, и что он должен проводить на свежем воздухе не менее 3х часов в день.
Соблюдает ли ваш ребенок эти нормы? Ведь бывает, что даже дошкольники загружены сильнее. Например, у нас на Украине в первом классе тоже запрещено задавать домашние задания. Но почти все мои знакомые первоклашки (а вы учитывайте, что на Украине дети идут в школу с 6 лет) делают уроки дома. Так предлагает учитель на родительском собрании, а мамы его поддерживают. Аргументируется это тем, что дети в классе многого не успевают, и чтобы в дальнейшем хорошо учится, им надо тренироваться дома. Но это же малыши 6 лет, которым еще и гулять, и в машинки поиграть надо! Да что в школе! В дошкольных клубах раннего развития задают уроки на дом. Подружка моей дочки ходит в такое учреждение с трех лет. Ей сейчас почти шесть, на следующий год в школу. Но она УЖЕ ненавидит делать уроки! Конечно, ведь вместо игр в дочки-матери и догонялок с друзьями во дворе, чересчур ответственная мама тянет ее домой – надо подготовиться к вечернему занятию в клубе. Кому нужны эти развивающие занятия – дочке или маме? Дочка растет вполне развитой девочкой. Но, думаю, она была бы такой же, если бы мама не водила ее в клуб, где с девочкой занимается и играет чужая тетя, а это же время уделила ей сама. А уж то, что дочка была бы гораздо счастливее – это точно. Но мамы считают, что проще отдать ребенка «специалисту», чтобы он занимался его развитием. И, если что, переложить всю ответственность на него. Хотя кто лучше родной мамы может чему-то научить ребенка? Кто лучше понимает его интересы и потребности? Кто вовремя увидит трудности и сможет их решить?
Но и мамы часто возлагают на малыша повышенные ожидания, которые ему приходится оправдывать с ущербом для своей психики. Вот цитата из журнала «Вокруг света» за август 2013 года из статьи «Ребенок нашего времени». Говорит психолог Наталья Кириллина, к.м.н., директор Института гармоничного развития и адаптации: «Общество и родители чрезмерно настроены на успех. С первого класса, а иногда и с дошкольного возраста ребенок зациклен на достижении результатов. Дети вынуждены расти в условиях, где их постоянно с кем-то сравнивают. Под влиянием социума родители давят на детей, требуют от них высоких результатов, забывая о других ценностях – уважении к самому себе, свободном времени, игре, семейном досуге. Если человеку постоянно завышать планку и не формировать позитивной самооценки, он никогда не будет удовлетворен результатами. Не достигая желаемого, человек испытывает чувство вины. Отсюда неврозы, с которыми трудно справится даже взрослой сформировавшейся личности, не говоря уже о детях. В погоне за успехом люди не задаются вопросом: а счастливы ли те, кого им ставят в пример? Находится в условиях непрекращающейся гонки невозможно. Ребенок лишается обычных радостей и постоянно думает только о том, как бы оправдать надежды родителей. Если ситуация не изменится, нам на смену придет поколение несчастных людей».
Конечно, есть области, в которых без раннего начала занятиями, тренировки и каждодневного многочасового труда ничего не добьешься. Это профессиональный спорт, балет, музыка и т.п. Заниматься ими профессионально или нет со своим ребенком, каждая мама решает сама. Но если вы не собираетесь делать из малыша профессионала, а просто хотите гармонично его развивать, то хорошенько взвесьте все «за» и «против» дополнительных занятий.
«За»: ребенок получает новые знания и навыки; посещает детский коллектив (актуально для «несадиковских» детей).
«Против»: время, которое тратится на занятия, тему которых он не выбирает, он мог бы использовать для занятий, к которым сейчас «лежит его душа»; в новом детском коллективе циркулируют новые болезни; неудачный выбор педагога может очень сильно сказаться на желании ребенка чем-либо заниматься в будущем.
Но даже если вы решите не водить ребенка на занятия, а развивать его самостоятельно, то тоже надо остерегаться переусердствовать. Если ваш ребенок привыкнет, что как только он открывает глаза, перед ним возникает мама с новой интересной затеей, то он не научится мыслить самостоятельно. Развивая ребенка, наша задача не дать ему готовые знания, а научить эти знания получать. Научить фантазировать, изобретать, делать открытия.
Прислушайтесь: если ваш малыш спрашивает вас: «Что мне делать?», «Куда мы сегодня пойдем?», «Во что мы будем играть?» – это нехороший звоночек. Возможно, это говорит о том, что сам он себя занять не может. И тогда вам надо пока перестать «развивать» его, а дать ему больше свободы. Чтобы он сам выбирал, чем он будет заниматься и что ему интересно на самом деле.
Конечно, есть семьи и есть ситуации, когда факультативные занятия, кружки и клубы – единственный выход как для ребенка, так и для мамы. Я знаю семью, в которой мальчик не говорил до трех лет и заговорил только после того, как пошел на занятия в студию раннего развития. Потому что его родные (замученные бытом малограмотные люди) просто не обращали на него никакого внимания. Его мама так и говорила: «Чего же разговаривать с младенцем – он все равно ничего не понимает?». Для мальчика то, что он попал в место, где его слушают, с ним играют и занимаются, оказалось большим счастьем. Другая знакомая мама вынуждена была целыми сутками зарабатывать деньги, чтобы прокормить семью, а за ребенком смотрела старенькая бабушка, которая еще могла его накормить-обуть, но провести занятия ей было уже не по силам. И то, что их ребенок ходит в клуб развития – единственная возможность для мамы заняться его образованием. Но этот пост я писала не для них. Я писала его для тех, кто ответственно относится к воспитанию детей, кто посвящает этому много своих сил и времени. Думаю, среди читателей Школы «Учимся, играя» таких мам большинство. И я хочу попросить вас, милые мамочки, любите своих детей, занимайтесь и развивайте их, но контролируйте силу своего давления. Если спросить взрослого, что бы он хотел в жизни, очень многие ответили бы: «Делать то, что хочется, а не то, что надо». Но, увы, мало кто может себе это позволить – работа, семья, тысячи обязательств. А у детей эта возможность пока есть. Так в порыве сделать «как лучше» не лишайте своих детей такой возможности.
Татьяна Пироженко (Tavika), блог «Это интересно!»
А в заключение я хочу провести небольшой опрос. Напишите, пожалуйста, в комментариях, какими занятиями (кружки, секции, репетитор и т.д.) и сколько часов в неделю занимается ваш ребенок?
Таня, пожалуй, расскажу о нас. Мы занимаемся дома много, хотя ну не могу сказать занимаемся, мы играем. По утрам Даша (4 года 7 мес) ходит на 3 часа в садик, когда не болеет, а по вечерам несколько раз в неделю у нее кружки. последние два года она занималась по 2 раза в неделю хореографией, ей очень нравилось, но в этом году я перевела ее в школу художественной гимнастики + хореография (в новой школе, так как она в нескольких минутах ходьбы от дома, до этого надо было ездить, не очень далеко, но ехать надо было на транспорте).
В этом же году она попросила начать учить английский язык. Так как я поняла, то сама не потяну, наняли репетитора для занятий 2 раза в неделю. с ней произошла не хорошая история, она нас обманула, но да ладно, сейчас я ищу нового репетитора и как только найду, мы начнем занятия. больше ничего дополнительно не планирую вводить. У нас при таком расписании занято 4 вечера в неделю, но свободен день с 13- 17, если Даша не ходит в садик, то и вообще целый день. (а на занятия получается 2 часа в неделю спорт, 2 часа в неделю английский). пока все, остальное сами дома 😉
По выходным мы предпочитаем выезжать всей семьей на природу на дачу или «окультуриваться». Даша стала интересоваться музыкой живой, балетом, театром. Я стараюсь подбирать разнонаправленные программы.
Вот только вчера купила билеты на оперу для детей, так как Даша попросила познакомить ее с этим видом творчества, после концерта органной музыки, она попросила сходить еще на какой-нибудь концерт. С моей дикой нелюбовью к этому направлению мне было сложно что-то найти, но нашла ))) ели все получится, я обязательно расскажу о нашем эксперименте в начале октября.
Маш, мы 3 недели назад тоже начали заниматься английским с репетитором. Я очень довольна! Дети его обожают и очень ждут следующего занятия. У него методика полного погружения, то есть он говорит только на английском: играет, рисует, ходит в музеи и на прогулки с ними. Вообщем, если надо, я могу дать координаты, напиши тогда на почту.
Ксения, добрый день! Подскажите пожалуйста, где Вы нашли такого репетитора (кот. и в музеи ходит)? Сколько стоят занятия? Репетитор русский?
Ксения, будьте добры — дайте пожалуйста нам координаты — этого «волшебного» преподавателя. Спасибо
Я тоже расскажу о том, как занимаемся мы: дочка (5лет 9 мес.) ходит только в детский сад, ничем дополнительно не занимается. Планируем записать на какие-нибудь активные занятия (танцы, гимнастика) со следующего года. Сын-школьник (13 лет) занимался с 6 лет в разнообразных кружках (карате, боулдеринг (скалолазание), авиамоделирование, худ. студия, историческое фехтование), но в общей сложности не больше трех занятий в неделю по 1-2 часа. Сейчас учится во 2 классе художественной школы (2 дня в неделю, по 4 часа в день).
Спасибо за статью!
Мой сын (6,5 лет) и дочка (3 года) ходят в детский сад. Поскольку я работающая мамочка с очень насышенным графиком, не могу и не хочу загружать детей дополнительными занятиями. Дочка никуда не будет ходить, сын в этом году вероятно пойдет на Дзюдо в ближайщий от нашего дома спортзал. Моя работа — прикладное творчество, поэтому дети дома в свободное время часто рисуют, лепят, вырезают, клеют и т.д.. Вот и сейчас малюют красками на кухне, боюсь даже заглядывать )))
Спасибо за ответ!
Оля, я думаю, что у тебя детки и без кружков научатся стольким вещам, что каждый бы кружок позавидовал 😉
Спасибо, Маша! Да уж, у нас дома можно заниматься практически любым видом прикладного творчества )))
Соне 4,6. В сад мы ходим до 13, два раза в неделю у нас бассейн, 2 раза логопед, каждодневные занятия дома и 1 раз кинезиотерапия. Дома занятия разносторонние, в основано тематические .
О, я слова «кинезиотерапия» даже не знала — посмотрела в Гугле. Не болейте! Кстати, да — я совсем не упомянула в статье, что многие дети кроме дополнительных занятий еще и на лечебные ходят. А ведь это тоже нагрузка! Спасибо, что напомнили.
Спасибо большое за статью!
Я согласна с Татьяной. На мой взгляд, самое главное, что могут дать родители детям — это здоровье. Его сейчас так мало. Поэтому лучше лишний час погулять с ребенком на улице, чем сидеть на развивающих занятиях.
Мои дети (сын 4 года 5 месяцев и дочь 3 года) пока живут на даче с бабушкой. Играют в различные социальные ролевые игры, катаются на велосипедах, играют в футбол… У них много интересных занятий — что может быть лучше! С октября пойдем в сад. Сын хочет заниматься карате, но у нас, к сожалению, рядом с домом нет таких секций. Буду искать альтернативы. Дочке нравится художественная гимнастика (пойдем с 4 лет), а пока попробуем позаниматься хореографией — это два раза в неделю по сорок минут. Самое главное самой не разорваться на много маленьких кусочков, поскольку я работаю полный рабочий день:)
О да — двоих детей водить на разные кружки, да еще работающей маме очень сложно! Спасибо за ваш ответ!
Людмила, здоровье — это действительно самое главное! Таня права, очень сложно двух деток водить работающей маме на секции и кружки. Может найти что-то в выходные? У меня работающая подруга водит сына по субботам в дзюдо, мальчику скоро 5 лет будет. 1 раза в неделю им пока достаточно. остальное время он ходит на полный день в садик + они дома играют и занимаются
Сынок Кирюша ( 4 года на днях) ходит в садик и два раза в неделю на английский. Пока больше не планируем, хотя с удовольствием отдала бы хотя бы на детский фитнес. В дни английского получается только читать, в остальные вечера немного занимаемся/играем. На выходных стараемся заниматься больше, часто уезжаем за город.
Спасибо за ответ! Успехов Кирюше в английском!
Про выходные согласна — ребенку очень важно чувствовать себя в семье, когда и мама и папа вместе с ним играют или отдыхают
Моему сыну еще всего 1 год и 8 месяцев. В среднем режим у нас был такой: три раза в неделю по часу английский и один час бассейн, этой осенью, видимо, сократим английский до двух часов. А так в основном, конечно, занимаемся дома. Я часто с ним играю, провожу тематические занятия, занимаемся по подготовленным мной материалам и многое другое, но я бы не сказала, что ребенок не может себя занять — у него прекрасно это получается, и, кроме того, он хорошо дает мне понять, чем он сейчас хочет заниматься, а чем нет, я и не настаиваю. И у меня есть железное правило — обязательно давать ему «свободное время», не терзая себя мыслью, что я в это время могла бы еще чем-то с ним позаниматься 🙂
Про загруженность — это очень индивидуальный вопрос. Помню себя в детстве, я ходила в музыкальную школу, (которую очень хотела закончить мама в своем детстве), но полюбила я ее только классу к пятому. А вот на кружки, которые выбирала сама (шахматы, теннис, рисование) — бегала с удовольствием. Кроме этого постоянно была занята — то КВНы какие-то готовили, то концерты для ветеранов или ко дню учителя, мама удивлялась, как я все успеваю? А мне очень нравилось жить активной жизнью, так что тут надо смотреть исключительно на состояние и характер ребенка — кому-то и один кружок перегрузка, а кто-то легко выдержит 3-4 и еще попросит.
Да, гуляем мы с сыном очень много — 5 часов в день (правда, три из них он спит на свежем воздухе).
Спасибо за ответ!
Очень хорошо, что вы успеваете так много гулять — это очень важно. А насчет темперамента я с вами согласна — у некоторых деток просто моторчик какой-то, который им не дает остановиться 🙂
Ирина, у вас отличный подход к занятости малыша. ПОлностью согласна с правилом самостоятельного времяпрепровождения ребенка и мамы. После годика я тоже с Дашей практиковала такое, начинали с 5 минут и постепенно увеличили до часа, а то и двух. Хотя бывает время, когда она совсем не хочет играть сама, но это в редкие дни ненастроения )
Статья хорошая!
Сыну 4 года.
Я занималась ранним обучением ребёнка!
Планы были грамадьён, мысли такие же.
Но я сильно этим увлеклась…. Забыла про себя…. Был срыв….. я резко всё сократила летом прошлого года. Просто мозг мой сильно устал и сказал стоп – приехали на курорт, а я не помню куда что положила… это был шок для всех… (всё не опишу).
Я в детстве? ))))
Салки, вышибалы, футбол, горки и снегокат, горки и лыжи, сдача мальчишкам (за брата). Лежишь вечером зимнем на снегу а сверху темнота и звёзды. Велик, верхушка деревьев – выше всех залезла, ссадины на коленках …. Но мы и гуляли без страха во дворе и без родителей ……
Как сын пошёл в садик… возвращался домой и с разбегу на ковёр к игрушкам…
Попробовала на инглиш курсы – не захотел, несколько раз сходили-попробовали, не стала водить. Хотя очень хочется, пока жду…
Сейчас дома занимаемся по не многу, намного меньше чем раньше (нет сил и времени у меня и к сыну прислушиваюсь). Стал сам просить.
Т
.к. ему интересна военная тема – то у прадеда выспрашивает слова немецкие ))))) а я немецкий вообще не помню )))
Записала в бассейн в обычной поликлинике с инструктором (не тренером). Пока 1 раз в неделю. После этого лета, он проникся и захотел в бассейн. Ещё бы от «мамы отлипиться» чтобы на занятия пойти )))
Нужно учесть что мы живём за городом и на до садика на машине 40 минут ехать. Т.е. на дорогу время тратим не мало…
Но есть ещё мысли – мои родители спокойно относились к моей учёбе и не ругали за плохие оценки, не «заставили» физически заниматься (хотя очень спортивная я была и пробовала многое). Итог – я очень сутулая и спину ровнять мне не просто (нужна помощь мануальщика и мышцы качать). Английский я пошла учить уже взрослой – я так радовалась ему, но учить уже сложнее.
Когда дети поступают в ВУЗы мало кто отдаёт себе отчёт, мало кто может понимать суть профессии, на которую идёт учиться. Мои подруги по универу, не «понимали» на сколько врачи мало получают (я это видела в детстве и всё понимала, но я была без паники — мне повезло – у меня есть переплетения профессия и дела))) ….. итог – паника перед выпускным и «куда дальше» (ординатура).
Мамы хотят многое дать. Все живут по разному. В моей жизни требования очень большие («наследница бизнеса»). Мне не хватает знаний, сейчас мне их сложно добывать….
Так же я взрослею и приобретаю опыт… пытаюсь не «грузить» ребёнка…. Но и время упустить не хочу….
Мыли разные, школы нашего времени и нынешние разные (требования, лишняя информация).
Вроде дети…. Всё успеют….. но время летит…. Эх.
Когда я закончила школу и узнала кто куда поступил и кто кем стал…. Школа такой не показатель.
Так меня понесло…… )))))
Вывод к статье нужно прислушаться, задуматься и нести ответственность.
Всё же продолжу ))))
Важно – маме заботиться о себе, если она «не уставшая – почти смертельно» и быт организовала, то и будут силы на игры с ребёнком, а там и ненавязчивое обучение возможно!!!!!
Это я точно поняла!!!!!!!
Всем легкости и любви в семье и в жизни!!!!!!
Спасибо за такой развернутый и очень личный ответ! Действительно, развитие никому не должно быть в тягость — ни ребенку, ни маме. Если мама «перегружена», то тоже ничего хорошего из развития не выйдет. Удачи вам!
Катерина, спасибо большое за ваши личные воспоминания и переживания. Согласна с тем, что маме все занятия должны быть в радость, и согласна с тем, что иногда можно упустить время. Я с какими только репетиторами не занималась английским класса с 5 и … бесполезно, прочитать и понять я еще могу что-то, но вот сказать ни слова!
И про институт соглашусь! мало кто понимала на кого мы учимся и кем станем, даже я сама )) но уже с конца второго курса я начала работать и продолжать учиться на очном отделении, было сложно, но работа дала много новых знаний и учиться легче было.
Поэтому так важно найти золотую середину в занятиях с детками и гармонии с собой )
Спасибо. за статью. Лишний раз убедилась, что иду в правильном направлении пускай порой и не совсем правильно. Дочке 3 года. Ульяна сначала ходила в ясли в один сад, сейчас мы перешли в младшую группу в другой сад. Хотела начать водить ее в развивающие центры или же на какие-то занятия. Не сложилось, на одни центры не хватает денег, хотя они и рядом с домом. В другие далеко ездить. Попробовали с ней пойти на танцы, хотя дома и прыгает и танцует, но зайдя в класс, она прижалась ко мне и не пошла к другим прыгающим детям. Посмотрела на все это мероприятие и потащила меня на выход. Моя мама — педагог с более чем 30 летним опытом работы стала настаивать. чтобы я повела ее на следующее занятие, но я обсудив с мужем данный вопрос, не повела ее. Поскольку мы решила, что для начала она должна привыкнуть к новой группе. Моя мама обозвала меня лентяйкой и еще кучей эпитетов, но я решила отложить вопрос с походом на занятия на чуть более поздний период, чтобы ребенок смог сначала привыкнуть к новой группе. Дело еще и в том что я советовалась об этом с воспитательницей, которая вела группы моей дочки в яслях, она поддержала мое решение.
Я бы на вашем месте поступила бы так же. Сразу два новых детских коллектива — для малыша это слишком много. Даже первоклашкам советуют не начинать учебу в школе и новые кружки-секции одновременно. Надо дать им возможность адаптироваться в одном месте, а потом уже приводить в другое.
Екатерина, согласна с вами, что надо дать ребенку время адаптироваться и привыкнуть + не маловажную роль играет темперамент и характер ребенка. У меня Даша в 2.6 года смело вошла в группу хореографии и сказала мне:» Ну все, жди меня за дверью, я заниматься» и тоже было в садике (мы пошли в 3,6). ни одной слезинки или каприза. Я склонна думать, что это пришло время + она очень боевая у меня )) но вот ее подруга пошла в ясли в 2 с небольшим и до сих пор (ей 4, 9 года) плачет по утрам, приходя в сад.
Поэтому вы 100% правы в том, что идете от ребенка, что ориентируетесь на ее чувства.
Бабушки — это отдельная история, тут просто нужно абстрагироваться
Как принято в таких случаях писать в «интернетах» — +100500 ! :))))) Согласна с большинством мыслей и аргументов.
Мы не посещаем никакие кружки, считаю, что оптимальное время для появления их в жизни ребёнка 2 класс — уже достаточно взрослый, чтобы не возникали всевозможные «малышковские» проблемы, и к ученичеству уже более-менее адаптировался.
Дочка помогает мне готовиться к моим занятиям с малышами. Действительно помогает, реально. Иногда что-то нужно проверить на ней, иногда прошу что-то придумать (движение для танца или что-то ещё), иногда прошу помочь выбрать музыку, или она просит, например, мячиками пожонглировать.
Все остальные занятия — из жизни, исходя из потребностей и любознательности на текущий момент.
Юля, я знаю вашу систему воспитания и всегда удивляюсь ее простоте и мудрости. Вот у кого нам всем надо учиться!
Полностью Таню поддерживаю, очень точно и мои мысли выразила )
Сын (почти 6 лет) ходит в сад с 3 лет. За эти 6 лет что у нас было:
постоянно и много занимаюсь с ним сама: лепка, рисование, аппликация, конструирование, умственное и физическое развитие. Много читаем, рассказываем, показываем…
с 3 месяцев до 3 лет ходили в бассейн. Плавать не научился, но на физической форме это отразилось, как мне кажется.
С 2 лет начали (без фанатизма) ходить на занятия в группу раннего развития по системе Монтессори. Ходили год 1-2 раза в неделю. Однозначно положительно повлияло на развитие речи (ибо мелкая моторика задействована). Научился убирать за собой игрушки — навык закрепился. etc
Тогда же пошли на музыкальные занятия «Мама, музыка плюс я». два раза в неделю. Два притопа-три прихлопа плавно переросли в то, что в этом году сын перешел в вокальный ансамбль у того же преподавателя. Т.е. начиная с 2009 года занятия вел один педагог и программа шла на усложнение. Соответсвенно, ансамбль — это следующая ступень по усложнению. Теперь у него занятия 3 раза в неделю: вокал, хореография, актерское мастерство.
С 4 лет ходили на ОФП, ибо ребенок невероятно шилопоп и энергию надо было направлять в мирное русло. В 5,5 перешли на айкидо — тренер взял, хотя обычно младше 6 лет не берет. Но сын впечатлил разумностью и исполнительностью: проникся. Продолжаем ходить сейчас.
Перспективно хотим отдать на английский. Но мальчишка замотивирован, ибо все лето я с ним занималась азами (хоть, честно говоря, сама язык знаю очень и очень плохо). Ему понравилось — рвется в бой! 🙂
При этом занятия посещает только те, которые нравятся. Был эпизод, когда мы с ним сходили на занятия к художнику (рисование) и на лепку. По 2 раза. И то, и другое ему не понравилось, отказался. Я не настаивала. Равно как и бассейн мы прекратили посещать по его инициативе: сказал, что устает после сада. И не хочет заниматься (три года, между прочим, было 🙂 ).
Для полноты картины… В детстве я занималась художественной гимнастикой. С 4 лет. Занятия были сначала 3 раза в неделю по 2 часа. А с 6 лет 4 раза в будние дни по 2-3 часа вечером и в выходной день 3-4часа (вот только не помню, один выходной был занят или все же два). Гуляла во дворе в осенне-зимний сезон я достаточно мало. День был расписан. Но вот что поразительно, я успевала все: детский сад с домашними заданиями от логопеда, поиграть, погулять и пр. дошкольные радости и потом школа с д/з, игры, театры-музеи и пр. Вобщем, не было ощущения притесненности и недоигранности :). (кстати, на всю жизнь осталось: чем больше я загружена, тем больше успеваю. А при свободном графике жизни не успеваю ничего)
дополню: все индивидуально. Надо равняться не на соседского Васю, а смотреть на своего ребенка: если ему интересно и он ходит не из под палки, почему бы не водить на кружки и секции. Мой деть доволен. И погулять успевает нормально 🙂
Это самое правильное решение — смотреть именно на своего ребенка. Не завидовать соседям, не гнаться за успехом, не реализовывать свои мечты. А делать то, что ему действительно интересно. Успехов вам!
Юлия, прочитала и поразилась )) у вас очень плотный график, но вы правы в том, что ориентироваться надо на ребенка и .. на маму! Про себя могу сказать, что мне проще самой все игры организовать и провести, чем возить Дашу на занятия, меня утомляет сам факт поездки, особенно в плохую погоду, но опять же — все индивидуально!
Хотя сама, как вы и сказали, чем больше загружена, тем больше успеваю
Дочь Маруся (почти 6лет) ходит в садик и студию раннего развития. В студии занятия 3 раза в недели, всего 8 уроков по 30 мин. Кроме подготовки в школу, есть уроки музыки, рисование-лепка, гимнастика с элементами танцев.
В прошлом году из-за осанки добавили еще 2 урока по 30 мин. танцев, врач посоветовал . Дочери очень нравилось, но я заметила, что к маю ребенок «выдохся» . В этом году будем думать насчет доп. занятий, танцев. Сад мы иногда пропускаем.
Очень хорошо, что вы чутко отнеслись к усталости дочки. Никуда торопиться не надо — главное это ее настроение. Удачи!
Елена, к маю обычно и в школе детки выдыхаются, поэтому если возможность есть, такой малышке действительно лучше уменьшать нагрузку
Сыну 1 год и 11 месяцев. Мы продолжили развивалку 2 раза в неделю (ВТ и ЧТ) и пошли на детскую аэробику 3 раза в неделю (ПН, СР, ПТ). На аэробике он выпрыгивается на полную катушку, ведь дома я ему не могу все это устроить. Все занятия дляться час. Каждый день гуляем не меньше 3х часов. Все эти занятия мне важны и для всестороннего развития и для его социализации. Там много сверсников.
Спасибо за ваш комментарий!
Как верно подмечено все. Не надо перегружать ребенка. Надо просто показать ему, что он может этим заниматься, если захочет, и руководствоваться в первую очередь желаниями ребенка.
Спасибо за мнение!
Только тут для меня есть один очень сложный вопрос: не получится ли, что ребенок выберет путь наименьшего сопротивления и не станет ходить на те занятия, результат которых виден не сразу и требуется много труда — та же музыка, например. Мой старший сын особенно к этому склонен. Раз-второй не получилось, и все — больше он заниматься этим делом не хочет. Не хватает упорства в достижении цели. Мы с этим боремся, но как найти ту грань, когда я его заставляю для его же блага и когда я «давлю» на него?
Я бы, наверное, в таком случае показывала ему успехи других людей в этой сфере, рассказывала интересные истории о том, как они к этому пришли и как им теперь зато здорово, что они не сдались. + похвала за незначительные успехи, шажки, которые потом незаметно перерастают в большие. То же караоке, игры в музыкантов, если речь идет о музыке. Надо дополнять и разбавлять скучные занятия в кружке нескучными дома.
Я так думаю.
Таня, а я вот по себе смотрю и иногда отказ быстрый у меня возникает, потому что я понимаю, это не мое. так у меня с танцами в детстве было и с другими разными кружками. я занималась месяц или два и все, желание пропадала, так как я понимала, что не моё это, хотя тогда мне было лет 6
Спасибо за статью!
Сын Ваня (7 лет). В этом году пошли в школу.
Из за проблем со здоровьем развивающие дополнительные занятия вошли в нашу жизнь в возрасте 1 года. У ребенка врожденная глухота, после постановки диагноза все занятия были направлены на то, что бы научить его слышать, различать звуки, голоса и конечно же говорить. 2 раза в неделю были занятия с сурдопедагогом и ежедневные занятия дома. Потом сурдопедагога сменил логопед. Мы пошли в обычную массовую школу. Дополнительно 2 раза в неделю художественная школа. У сына способности к рисованию, хочу на них сделать упор.
Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота — это не про нас.
Да, в вашем случае особенно осторожно нужно подбирать нагрузку. Как хорошо, что вы смогли пойти в обычную школу, и как здорово, что Ваня рисует! Удачи вам!
Марина, я бы сказала, что в вашем случае некоторые дополнительные занятия просто необходимы и, как Таня сказала, нагрузка действительно должна быть очень аккуратно сформирована
Всем доброго времени суток.
Очень замечательная статья. Я педагог дополнительного образования, веду курсы у деток от 7 до 13-14 лет. В прошлом году дошкольники были. Дети очень перегружены. С одного занятия бегут на другое. У дошкольников уже: студия раннего развития, английский, потом они бегом на танцы (хор, изо), а на след день другие занятия. Таким образом вся неделя у дошкольника уже расписана! Ребенок живет по взрослому графику. Дети постарше тоже загружены по полной. После школы миллион всяких кружков. Я вела группы в субботу и воскресенье, потому что у детей просто не было возможности ходить в будние дни. Вывод: с одной стороны мне нравится, что дети сейчас разноплановые (и на фотостудию и на каратэ ходят), целеустремленные, организованные, но с другой стороны мне жалко, что детства у них практически нет. Мы даже в музей не смогли сходить из-за их расписания((( Во всем нужна мера. Иначе наших детей ждут неврозы и нервные срывы.
У самой дочка 3,5 года. Тысяча-тысяча-тысяча думушек куда ее отдать. И танцевать она любит — танцы, пластичная — гимнастика, рисовать, клеить любит — изостудия, хочу чтоб защищаться умела — картэ……. Но решили повременить до 5-6 лет. Там может сама подскажет куда душа лежит. Любите детей. Спасибо.
Я рада, что мои мысли поддержал профессиональный педагог. Спасибо за комментарий!
Спасибо большое за ваш комментарий! Было очень интересно прочитать мнение не только мамы, но и профессионального педагога ))
Я всегда считала, что у ребенка должно быть как можно больше занятий, что бы не оставалась времени на всякую ерунду, бесцельный просмотр телевизора и т.д. Но сейчас все больше убеждаюсь, что все деть разные и кому-то действительно требуется много разных секций что бы реализовать свою энергию, а кто-то может и не выдержать даже школьной программы. У нас в школе с первого класса ввели дополнительные обязательные занятия. Что то вроде кружков, только насильно. Ребенок пришел из школы, через 1,5-2 часа опять надо идти. Если вы занимаетесь в других секциях и кружках нужно принести справку и вас от некоторых предметов освободят. Честно признаюсь мы часто прогуливаем эти ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ дополнительные занятия. Сын после школы иногда приходит и не раздеваясь засыпает. А вообще сыновья уже 4 года спортивной акробатикой занимаются, тоже для общего развития, уж очень любим мы тренера нашего, ходим именно к ней, я часто наблюдаю за ней учусь у нее ее умению общаться с детьми, решать конфликты, призывать к порядку, утешать если надо. В этом году она нас хотела к другому тренеру передать, говорит, что мальчишкам все что могла дала им надо дальше расти, а мне так жаль с ней расставаться. Спасибо Татьяна за статью, прочитав понимаешь, что каждая мама должна чувствовать своего ребенка и я кажется действую в нужном направление.
Да, нагрузка на малышей и в школе очень большая. Я от многих мам слышала, что их ребенок, который в садике днем не спал, приходя с уроков стал засыпать днем.
А что тренер у вас любимый — это самое главное. Мне кажется, что на занятиях не так важно чему учат, как важно, кто учит.
Успехов вам!
Екатерина, я вот школьной нагрузки не разумной очень боюсь. такого о современных школах наслушалась уже… что пока раздумываю о том, чтобы оставить дочку на домашнее обучение. но у меня еще 2 года на размывание есть
Мария, мне кажется многое от учителя зависит. Наша спокойно относится к тому что мы на обязательные дополнительные не приходим, сама нам часто говорит, «погода плохая сидите дома или Женя сегодня был уставший, эту неделю на дополнительные не приходите. Так что мудрый учитель — это решение многих проблем, в том числе и трудного материала и чрезмерной нагрузки. Тут недавно разговариваю с нашей учительницей говорю что Женя (сын 2 класс) дома очень долго делает уроки и невнимательно, а она так спокойно: «дайте ему время втянутся после каникул» и все мои тревоги ушли, и я успокоилась.
Всем доброго времени суток!
спасибо за статью, очень познавательно.
Расскажу о нас.
Моему сыну 3 года 11 месяцев. Второй год ходит в обычный садик.
В этом году записала его на спортивный кружок, чтобы научился кататься на коньках и чтобы не был постоянно с мамой. Специально с сыном не занимаюсь, так изредка, когда вижу что ему чего-то очень хочется.
Хотелось бы еще почаще бывать в бассейне (бываем 1-2 раза в месяц), и то только потому, что малыш часто болеет простудными заболеваниями.
На следующий год пойдет заниматься в музыкальную школу, на флейту. Занятия там проходят в игровой форме, самое то, что нам нужно. Я записываю на кружки ребенка не потому что чтобы он был супер «вумный», а для того чтобы он больше общался со сверстниками.
Спасибо за ваше мнение! Успехов вашему сыночку!
Мария, а можно вопрос. вы сказали: «Специально с сыном не занимаюсь», т.е. вы дома совсем не играете или …. не очень просто фразу поняла
Добрый день. Моего сына зовут Илья, нам 4 года и 3 мес. Живем мы в Севастополе. Наверное именно по этому еще во время беременности возникло мое желание приобщить сына к воде. Мы уже 4 года ходим в бассейн. Занимаемся 2 раза в неделю по 45 минут. С этого года он перешел в большой бассейн — 50 м. Продолжаем заниматься и ребенку это нравится. Считаю что плаванье — лучший вид спорта. И нагрузка и закаливание и массаж в одном флаконе. Но! В этом году решила — спрошу у сына хочет ли он продолжать заниматься. Дело в том что плаванье не прекращается весь год: с сентября по май в бассейне, а с мая по сентябрь в море. Оказалось что он не против. А наоборот даже за. И очень гордиться своим переходом на новую ступень — большим профессиональным бассейном. Не знаю что из этого выйдет дальше — будет ли спорт его профессией, но знаю одно. У ребенка всегда надо спрашивать чего хочет он сам. Так же ходим в сад группу смешанного возраста. И это большой плюс. Он очень тянется за взрослыми детьми. Что касаемо занятий дополнительных — например очень хотела отдать на дополнительный английский но, уверена что пока нагрузки достаточно. Будем заниматься дома в игровой форме, как делали это в прошлом году. Считаю что однозначно в наше время нужно заниматься любым спортом и подвижностью. А остальное направление выберет сам ребенок будучи школьником. Но не более 2-х кружков.
Евгения, по доброму вам завидую)) я мечтала о занятиях в бассейне, но так как мы занимались при поликлинике, то это был небольшой курс на несколько месяцев, потом направление не давали нам уже. а другого бассейна рядом нет с домом (((
Доброе время суток!
Так, как я являюсь новичком на ваших страничках, то заранее извиняюсь, если что не так.
Нужны ли детям занятия?- да нужны.
Только нужны детям больше родители и их забота.
Прежде чем отдать ребенка куда-то или выучить что-то, надо честно спросить у себя для чего это надо. Чтобы сказать подружкам (из-за своих комплексов из детства) что мы уже в три года читаем и знаем всех президентов США и столицы Мира. Или мы занимаемся теннисом или танцами (типа, пусть се знают, что это самый дорогой тренер, самая дорогая школа в городе и мы себе это позволить можем!). Зачем это ребенку??? Ведь, для него куда полезнее погонять мяч во дворе часа три, а не тратить время на дорогу.
Художественная гимнастика)))- кто сказал, что это полезно для растущего детского организма? Человек в норме не запрограммирован на такое- зачем изначально делать из ребенка «инвалида».
Чем меньше дети сидят за партами и в четырех стенах квартиры, тем лучше. Да, ведь проще ребенка отдать в любую секцию и поставить себе галочку, что мы для ребенка делаем все, а не оторвать «попу от стула» и каждый день 3 часа всей семьей проводить на свежем воздухе играя в футбол, катаясь на велосипедах, совершая пешие прогулки, кататься на лыжах санках и коньках и т.д. и т.п..
Самое главное надо любить своих детей и желать им здоровья и счастья, а для занятий математикой, английским, чтением и многими разностями хватит и часа в день. А все остальное время нужно учить ребенка тому, что такое хорошо и что такое плохо своим примером, примером своей семи.
Мой друг слушая, как читает наша пятилетняя дочь говорит, что он так и в четвертом классе не читал, хотя имеет два диплома (один из которых красный), а школу он еле-еле на тройки окончил. Но сейчас является успешным бизнесменом и живет по правильным принципам заложенным с детства. Так что все в Мире относительно)))
Надо воспитать очень счастливых детей, а не очень умных. Ведь все лидеры (согласно статистики) глубоко несчастны.
Ольга, согласна полностью, что надо воспитывать счастливых детей! Но и умных тоже )))
Спасибо за такой обширный комментарий! Очень интересно было узнать ваше мнение!
Сергуне 3 года 7 месяцев. Очень долго не говорил, поэтому прошлой осенью ездили на занятия в центр раннего вмешательства. Потом я сама с ним занималась дома лепкой, рисованием, много идей почерпнула у блогомам. Но перед каждым занятием спрашивала себя, что ему сейчас важнее — заниматься или просто поиграть. С нового года стали ходить в обычный садик. Свободного времени стало меньше, в будни всего два часа перед сном. Поэтому я предоставляю выбирать Сергуне самому, будет ли он играть в машинки, валяться на кровати, смотреть мультики. Часто несет мне пластилин или краски, и мы занимаемся. Очень любит лепить из соленого теста. А в выходные мы ходим зоопарк, театр или игровой центр Динозаврия. И еще в бассейн скоро будем ездить. Сейчас начали свою работу развивающие центры, и я послушав других родителей в воскресенье сводила ребенка на одно занятие. Очень меня удивили некоторые задания. Например, такая последовательность: бутылка- бокал, бутылка — бокал. Или картинка «найди лишнее». Там были нарисованы символы игральных карт. Честно говоря, Сергуня и карт-то в глаза не видел никогда. Кроме того педагог не смогла заинтересовать детей, и уже через десять минут Сергуня прочно засел среди машинок. Больше не пойдем. Зато когда пришли домой, Сергуня приволок мне пластилин, и мы с ним налепили всех персонажей сказки «Репка» и играли с ними аж два дня.
Татьяна, я в принципе мало разделяю понятия игра- занятия, так как у нас все в игре, и если с этой точки зрения смотреть, то игра намного важнее!!!
Согласна с вами в том, что иногда развивающие центры являются таковыми только по названию. Очень много зависит от компетентности и личных качеств педагога.
Танюша, какая статья актуальная. Я все оттягиваю эти кружки именно по этим соображениям. Но, у меня как раз такой случай что надо. Потому что с садом мы потерпели фиаско в этом году. С утра я работаю. До часа, а потом только и время нам позаниматься вместе, а потом погулять. Совсем не хочется куда то еще идти. И не считаю это в 3 года нужным вообще. Но, общение с детьми и язык. Вот две вещи из за котрых нужно что то выбрать. К сожалению спорта в этом возрасте нет. А старшего сына не могу уговорить с ним заниматься. Он тренер по большому теннису. Говорит, ракетку не поднимет 🙂 даже не знаю, что выбрать.
Лиза, у вас да… язык!!! это уже другая мотивация. А в садик Том совсем ходить не хочет или болеет? почему фиаско?
А про теннис, есть же детские ракетки, у нас рядом с домом есть центр для малышей большой теннис, мне просто не надо, но вот Улю ее папа мечтает отдать, так как сам теннисист. и там лет с 4 берут, так что ты на старшенького наседай 😉
Потому что мама у него ненормальная, и после одного совместного дня в садике решила, что не может туда свое дитятко послать :)))
Насчет тенниса, да, конечно детские. Но они все равно тяжелые. Раньше 4 лет невозможно. Так что еще год.
Лиза, я согласна с тобой в том, что в 3 годика можно вообще никуда не ходить, а заниматься и играть только дома. Тем более у Тома есть старшие братья — есть кому подавать пример.
А своего собственного тренера иметь — это очень здорово 🙂 Думаю, стершенький все-таки согласится позаниматься с братиком 🙂
У меня 2 сына 5,5 лет и не1,3. Старший ходит в сад, но там с ними практически не занимаются, к школе не готовят. Поэтому мы начинаем посещать подготовку к школе это 2 часа в неделю. Еще хотим в бассейн и на ушу. Но это не по принуждению, через палку мой ребенок ходить не будет. С младшим ходим в школу раннего развития это 2 часа в неделю. Дополнительно дома только творчество по желанию моему и детей:-)
Анна, а почему только творчество? можно же организовать совместные игры с детьми и тематические и творческие и в театр играть, да что угодно! В садике все равно не научат ничему, по мне водить в садик только для того, чтобы там ребенка чему-то научили, бесполезно
Да, на садик, к сожалению, надежды никакой. Но я и старшего сама к школе подготовила прекрасно, и дочку сама буду учить. У нас подготовка к школе только по субботам, а меня это не устраивает. Жалко выходной терять. Мы лучше куда-нибудь съездим всей семьей или какие-нибудь мероприятия посетим. А закорючки в тетрадочки подождут 🙂
Моей дочери сейчас 6 лет. на дополнительные занятия стали ходить с 3 лет, это были танцы. На следующй год стали ходить на танцы редко и на ИЗО. Рисование реьенку понравилось больше и поэтому в следующий учебный год мы тоже ходили на рисование+ англ.яз который ей совсем не понравился проходили около 6 месяцев на него. Когда спросила почему не хочет оказалосьчто очень много новых слов доавляется разом и она не может запомнить а когда что-то не помнишь или не допонимаешь уже не так инетерсно на занятиях(педагог разговораивала с нимим только на английском). В новом учебном году мы решили оставить все так и танцы причем поменять напрваление с эстрадных на бальные или восточные и ИЗО. все занятия на которые мы ходили и ходим 2 раза в неделю кроме ИЗО-1 раз. Хотелось бы так же сказатьпро занятия в садике. Как это там не занимаются? У меня шок. вы на занятих сидели???? Садик учит многому детей но не все дети усвоивают. минус у садика что детей много, но занятия-то ведутся подгруппами на которых их от8-12 человек. Не знаю что за садик вы посещаетете раз так говорите. Развитие детей одна из приоритетных задач детского образовательного учржедения. У нас в садике хорошая программа которая направлена на всестороннее развитие личности ребенка. Некторые думают что если они посещают какуб-то студио доп.развития, что именно там дают знания их реенку. а на деле как правило оказыается что ребенок получил знания в садике, на доп. занятих навыки закрепил и вот он уже все понимает и знает. И не забывайте, что когла вы вечером спрашиваете реьбенка что он делел в салике он вспоминает то что было не так давно, а все занятия основыне были до обеда. а после кружка, студии и т.п. вы сразу спрашиваете что было как было и он конечно на свежих эмоциях все вам выкладывает. Уважаемые мамы, подойдите к педагогу с утра когда у него спец..это время на общение с вами и спросите планы непосредственно образовательной деятельности. Я думаю многие удивятся когда увидят то что их дети изучают ежедневно. и Не забывайте что образовательный процесс отслеживается строго! Бывают такие дни когда родители могут присутвствовать на занятих. Попросите своих педагогов устроить такой день. А вообще если вы отдали своего ребенка в садик, доверьтесь воспитателям. А если думаете что им там так легко и замечательно попробуйте побыть с группой детей 25чел хотя бы до часу дня,потом скажите свое мнение. ВСЕМ УДАЧИ!
Насчет садика хочу рассказать, как это происходит у нас.
Дело в том, что у нас в группе 37 человек, на занятиях на 2 группы не делят — садик забит под завязку. (На занятиях я была, забираю дочку до сна сразу после кружков, поэтому она все рассказывает еще по свежему следу). Из-за этого, как бы хорошо не была продумана программа, педагог просто не успевает обратить внимание на каждого, проверить и опросить. Кроме того, Катя с 4х лет читает самостоятельно, мы много занимаемся дома, поэтому, например, тема по изучению дней недели и времен года для нее была актуальна года два назад, а никак не почти в 6 лет. Но я не жалуюсь 🙂 Катя получает огромное удовольствие просто от занятий в группе детей. Не важно, что она не получает новых знаний — знания я ей дам. Важно, что она учится взаимодействовать в коллективе, быть самостоятельной, участвовать в групповых видах деятельности. Ведь читать-считать можно научиться и одной. Но одной научиться петь хором невозможно.
И труд воспитателей я очень ценю и считаю их почти святыми людьми (особенно при наших группах за 30 человек). В нашем садике весь коллектив мне очень нравится. Но я не думаю, что можно отдать ребенка в садик (или в клуб развития) и считать, что больше ничего делать не требуется — все равно, основная нагрузка по воспитанию и обучению ложится на семью.
Согласна с вами. Сергуня много рассказывает о том, чем занимались в садике. Причем воспроизводит занятие, как диктофон)))) Едем домой, а он: «Какое сейчас время года? Давайте подумаем. Молодцы, осень!». Или еще про правила дорожного движения расскажет. А вежливый какой стал. Правда, один раз мне заявил, » выйдешь за дверь, там и будешь командовать» . Наблюдайте за детьми. В садике они воспроизводят семью, а дома отношения в группе.
Сыну 2,6. Он очень мелкомоторный мальчик. Все самокаты и беговелы ему по-барабану. В этом свете я сплю и вижу, когда дособираю справки для бассейна — плавать любит. Буквально с конца лета только ребенок стал понемногу играть сам, но темпы, которыми этот навык развивается, меня радуют. Ну и что, что книжки только про экскаваторы и бульдозеры, про них же короткие видео. Зато арсенал игр со спецтехникой у человека исключительно широкий 🙂 Английский я не возьмусь подсчитать в часах, он у нас второй язык дома, так что занятием не считается.
ДО какого-то времени у меня было ощущение, что я в се время только с ребенком занимаюсь, теперь настало время переключиться немного на себя. Попробуем пойти в сад. Приходится баллансировать буквально на лезвие бритвы: ребенок категорически не любит контактов со сверстниками, а мне уже просто необходим глоток свежего воздуха. Будем смотреть, как мы оба с этим справимся. Дополнительного ничего сейчас не планируем, разве что возобновить наши встречи англоязычные в библиотеке, но это 1 раз в неделю в качестве экскурсионной поездки на метро для ребенка.
Я сама до школы и в школе жила, как в стихотворении «драм кружок, кружок по фото…» С 4 лет изъявила желание заниматься музыкой, в 12 страшно хотела бросить, но мама не позволила. Зато сразу по окончании музыкалки с удовольствием отучилась в художественной школе, выпуская вместе с основной школой. Были и гимнастика с 5 до 8, танцы по часов в неделю лет до 10, стенгазеты и вожатство, мучительный английский, театральная студия. Есть, что вспомнить :))))
Это прекрасно, когда после такого напряженного детства и юности у вас есть что вспомнить! Вот что значит, когда ребенок сам выбирает, что ему интересно и нужно!
С сыночком не торопитесь. Как раз в среднем к 3 годам у деток возникает потребность в общении со сверстниками. Поэтому скоро-скоро он сам потянется к деткам. Я вас прекрасно понимаю — мой старший сын был настоящий «мамин хвостик». Он до трех лет совершенно игнорировал других детей, а всей любовью его жизни были машины. Я с ужасом думала, как же он сможет ходить в садик! Но все прошло на удивление просто, периода адаптации практически не было. А вскоре в садике появились первые настоящие друзья. Мой Витя до сих пор мгновенно сходится с людьми и всегда является душою любой компании. Так что мне даже смешно вспоминать, как я переживала, что он так и будет дичиться сверстников всю жизнь 🙂
А во сколько ребенок пошел в сад? Я уверена, то у моего тоже наступит период приятия, и даже, возможно, лидерства в группе, но оттянуть сад никак нельзя — отдадут другим место.
Витя пошел в сад ровно в 3 года. А когда дочка пошла в садик в 3 и 8 у меня уже не было никаких страхов — по ней было прекрасно видно, что до садика она «дозрела». У обоих адаптация прошла легко, ни один из них даже не рыдал по утрам 🙂
Надеюсь, что и у вас все пройдет отлично.
Здравствуйте! Очень рада, что прочитала статью Татьяны. Иногда меня мучили угрызения совести, что я маловато уделяю времени детям и не успеваю дать им так много, но теперь я успокоилась 🙂
Старшей дочери Даше 12 лет. Ее в 4-5 лет я пробовала отдать на танцы, гимнастику, но дочь очень быстро отказывалась ходить за занятия. Я не настаивала. Еще она много лет, начиная с трех лет, один раз в неделю она ходила в театр кукол на мифологию, где дети не только знакомились со сказками народов мира, позже — мифами, но и много играли и сами писали разные истории. Ей нравилось. Пробовала отдать на музыку, причем это были домашние занятия со знакомым Даше человеком, но Дашу тоже хватило ненадолго.
Сейчас она ходит в хореографическую школу второй год, нагрузка немаленькая: три раза в неделю по два часа. И сейчас дочь попробовала бросить школу, но я впервые выступила против. Нам хореография заменяет школьную физкультуру — Даша на самообразовании. И потом, все-таки она должна научиться преодолевать трудности, с которыми она периодически сталкивается на хореографии. Я думаю, это пойдет ей на пользу.
И что мне нравится, Даша сама сейчас стала выбирать то, что ей интересно: сама выбрала занятия вокалом и ходит второй год. Подумывает и о гитаре, но не знаю, хватит ли ее?
Второй дочери Арине 4 года. Она ходит в частную студию, общается с детьми разного возраста. Пожалуй, основные занятия проходят в студии, с детьми занимаются люди, которым родители полностью доверяют и в плане профессионализма, и в отношении общения с детьми. Два раза у Арины в студии музыка с песнями, хороводами, игрой на разных (самых простых) музыкальных инструментах. Один раз в неделю хореография, даже скорее импровизация-игра с актрисой театра кукол. Потом с детьми постарше она ставит постановки, где многое дети придумывают сами. Еще один раз в неделю — творческое занятие (рисование, лепка, аппликация) и один раз в неделю я провожу творческо-развивающее занятие. Еще со студией Арина ходит на разные выставки. И мифология — раз в неделю. Поэтому записывать дочь еще куда-то смысла не вижу. И потом, для меня очень важен педагог, который может или увлечь, или надолго отбить у ребенка всякое желание заниматься.
Дома нет продуманной системы занятий, Арина любит конструкторы, мозаику, иногда к ней присоединяюсь и я. Много рисует, любит смотреть развивающие мультфильмы про алфавит, химию, геометрию, хотя я принципиально пока ее не учу считать и писать. Иногда делаем зарядку или просто возимся. Иногда вместе делаем какую-нибудь аппликацию или лепим, часто это бывает спонтанно, например, после путешествия у нас рождается поделка поезд и т.д. Часто играем в настольные игры, если получается — всей семьей. Еще Арина любит играть с папой, у них свои сюжетные игры 🙂
На собственном опыте убедилась, что дети очень хорошо развиваются, когда рядом родители увлечены интересным делом, и дети это видят. Например, когда я готовлюсь к очередному празднику в студии или дню рождения, а это бывает нередко, Арина проявляет небывалую активность и сама сидит что-то крутит из бумаги, клеит, красит. Меня хватает только на то, чтобы взглянуть на эти поделки. И хоть я совсем в это время не уделяю детям времени, Арина рядом и занята, а главное — очень довольна.
Старшая дочь уже насмотрелась на мою подговку до того, что третий год сама проводит в студии праздники, пишет сценарии, готовит реквизит, я только немного помогаю, если просит.
И это вы называете «мало уделяете время детям»?! По-моему, ваши девочки просто умнички! И вы им даете как раз то главное, что им необходимо — свободу выбора и личный пример активного творческого человека.
Удачи и успехов им и вам!
Статья очень актуальная! И замечательная! Такое впечатление будто Таня ее на одном дыхании написала о наболевшем )))
О нас. Левушке 6,5 лет. На след. год в школу. Сейчас у нас два раза в неделю логопед (ближе к вечеру после садика по дороге домой), утром в субботу эстрадная студия (там три занятия по 40 минут: пение/хореография/театр), + 1 раз в неделю бассейн (2 часа). Планировалось еще бисероплетение 1 раз в неделю, но его поставили на воскресенье… а этот день тратить на сидение в помещении очень не хочется… Тем более, что можно в субботу после студии куда-нибудь уезжать на природу, на отдых и до воскресенья вечера не появляться дома ))) На подготовку к школе отдавать ребенка не стала — все знакомые мамы смотрят на меня осуждающе — все идут, а мы нет.
Были и есть большие метания с музыкальной школой…. Тем более, что следующий год я так понимаю последний для поступления…. Но…. что-то пока не чувствую в себе сил настаивать, если потребуется…. А вообще, мы ходили в музыкальную школу поступать на подготовительное отделение еще в 4,5 года. Нас прослушали и взяли. А учиться мы не пошли — уехали осенью на море…
А вообще, занимались хореографией (с 3 до 4 х), музыкой с индивидуальным педагогом ( с 3 до 4х), на капоэйру ходили и в бассейн (в прошлом году. Но ходили — громко сказано — болели по большей части (((
Ну, и логопед у нас весь прошлый год был. Доделываем сейчас то, что не успели.
Считаю, что надо обязательно к ребенку прислушиваться, поэтому не приветствую занятий по расписанию и т.п. Ну и товарисч у меня такой особо упорный -не хочет что-то делать — ни за что не будет. Поэтому, сегодня я вот розочки из осенних листиков мастерила вечерком, а он пластилиновую крепость лепил — не до осенних поделок человеку — у него турнир роботов в крепости! ))
Писала, действительно на одном дыхании — сильно меня расстроили примеры из нашего окружения.
Думаю, с Левушкой у вас все очень гармонично получается. А то, что он занят своим проектом — это прекрасно! Чем дальше, тем больше у ребенка своих собственных, отличных от мамы, увлечений и пристрастий. Главное, что вы сидите рядышком, что он видит маму, занимающуюся творчеством, и берет с нее пример.
я считаю, что занятия детям не просто нужны, они необходимы для правильной организации его времени и мыслей…
раньше все было проще: свобода — бег — прятки — улица целый день… развивается и речь и моторика, укрепляется здоровье, а сейчас некоторые родители бояться отпускать ребенка одного на улицу и он сидит дома за телевизором, компьютером или покупают ему «продвинутые» игрушки, где нажал на кнопку — она тебе 3 песни спела и сказку рассказала… Поэтому к 6 годам многие дети не знают что такое ножницы, не умеют правильно держать карандаш и др. По опыту скажу, что в летнее время, когда в нашем садике занятий мало, дети буквально «сходят с ума», они начинают беситься, играть в агрессивные игры и каждый раз говорят, что им скучно… как только начинается сентябрь, выходит из отпуска педагог по музыке, живописи , дети не только с удовольствием ходят на занятия, но и с удовольствием возвращаются к игрушкам после них.. у них уже нет желания просто бегать и орать или валяться на полу… некогда… надо игрушками поиграть.. а то скоро физкультура… или лепка… весь день занят.. Мое маааленькое наблюдение (3,5 года) за детьми в детском саду показывает, что у детей, с которыми НЕ занимались меньше словарный запас, часто задержка речи, слабая моторика, отсутствует гибкость мышления и фантазия.
НО другой вопрос, что родители в связи с этой модой на «раннее развитие» сделали из этого культ и хотят, чтобы ребенок в 2 года читал, а в 3 говорил на 2-х иностранных языках.. это тоже перебор…
Лично я свою девочку (5 лет) вожу пока только на танцы (подвижный ребенок, ей это нравится очень, сама попросила) — 2 раза в неделю по 1 часу (один будние дни, второй — суббота) и один раз на живопись (0,5 часа). Присматриваюсь к курсам подготовки к школе.. но пока решила не перегружать…
Занятия — это труд… самое сложное сейчас по рассказам учителей начальных классов не НАУЧИТЬ… читать или писать, а ЗАСТАВИТЬ ЗАХОТЕТЬ это делать.. потому что дети не приученные с раннего возраста к занятиям к 7 годам перестают хотеть напрягаться вообще.. Если раньше умственное развитие им заменяла активная помощь по дому, в огороде, они привыкали к слову НАДО…. то теперь наши дети освобождены и от этого и не привыкли трудиться нигде и никогда..
Полностью с вами согласна!
Особенно понравилось про то, что научить чему-то можно, а вот привить любовь к этому — задача гораздо более сложная. Да, дети не должны расти потребителями, которых только увлекают и завлекают, им нужно привить умение трудится.
Добавлю и я свои 5 копеек)
У моей старшей дочери в прошлом учебном году встал вопрос о выборе дополнительных занятий, либо школа исскуств (последний год обучения, экзамены и выпускной) 4 раза в неделю по 2-3 часа. Либо бальные танцы 3 раза в неделю по 2 часа. Нагрузка ОГОГО!!! И везде получается и нравится, но выкладывалась по полной и очень уставала. Пришлось делать выбор, я конечно не настаивала, но очень хотела что бы она выбрала школу исскуств, все таки учебное заведение. Аттестат об окончании (с отличием) И к моей радости она выбрала школу. Из за бальных очень переживали так как получилось что бросили партнера, педагог уговаривала настаивала не бросать. но мы все таки выстояли)) И хорошо, что так получилось. смогла окончить на отлично и засветиться с сольными танцами на конкурсах. сейчас продолжает заниматься в школе исскуств но уже факультативом в своё удовольствие. На бальные возвращаться не хочет, партнера уже упустили). Да и в школе нагрузка увеличилась. так что ей хватит.
А младшая 2г 4м помимо садика «помогает » готовить и проводить занятия в детском центре. Вместе с ребятками танцует,творит, играет. Вчера например доделывали яблоки из папье-маше. Посмотрели на яблочки, поиграли, попробовали на вкус и начали их раскрашивать, все детки желтенькие рисуют, а она фиолетовым))) Посмеялись.
Да-да, отдавая малыша сразу на несколько кружков мы часто не учитываем того, что с возрастом нагрузка там будет увеличиваться. Поэтому все равно придется что-то одно выбирать. Вашей старшей пришлось не просто… Но она сделала свой выбор. И очень здорово, что вы дали ей в этом свободу.
А малышка занимается, по-моему, самым оптимальным образом — рядом с мамой, но и среди детей 🙂 Удачи вашим девочкам!
У меня пока нет ребенка, планируется. Но я хочу поделиться своим опытом — как выглядело мое детство и что из этого вышло =) И хочу сразу сказать, что, возможно, многим покажется диким мой режим, но это было отлично, и я точно также намерена растить своего ребенка, если он это выдержит :). Мои родители много работали, но мы жили с дедушкой и бабушкой, так что на все кружки, кроме вечерних, водили меня они. Прямо в нашем доме была пристройка, в которой был детский клуб, и еще было и есть много спортивных клубов, художественных, музыкальных и других досуговых детско-подростковых учреждений (не во всех городах много возможностей для детей, я знаю). Я не ходила в садик, зато меня водили на все кружки, который были в этом клубе. В 3 года мама отдала меня в школу развития, где преподавали английский (О, ужас!! Я хочу сказать, это не ужас никакой, а очень полезно — языки благодаря этому мне даются очень легко, например, перед поездкой в Италию я поучила итальянский с самоучителем две недели и худно-бедно самостоятельно изъяснялась с местными, в совершенстве владею английским, говорю на немецком и еще пара языков в зачаточном состоянии, потому что это все требует времени), танцы, мягкую игрушку, рисование. Также меня года в 4 привели на плавание. Каждый день у меня были какие-то занятия, иногда два вида. Тогда еще на улицах было безопасно, еще был Советский Союз. Но чуть позже на улицах мы почти перестали играть, и без взрослых ходить нам категорически запрещалось, то и дело всплывали какие-то чудовищные истории, в тюрьмах объявляли амнистии и даже взрослые женщины не ходили вечером без мужчин и вообще все ходили предпочтительно маленькой толпой для безопасности. Зимой у нас темнеет полчетвертого дня, так что дети обречены были на домашнее времяпрепровождение, если только не занимались в секциях. Это лирическое отступление. Так вот. Еще меня водили на ушу, в 6 лет отдали в художественную школу, которую я впоследствии с отличием окончила, в 7 лет привели в большой теннис, где я была чемпионкой города несколько раз и входила в сборную области. Все это время я продолжала заниматься бальными танцами и не было года, чтобы наша пара не занимала одно из призовых мест на городе и области. И да, еще меня родители отдали в гимназию, а не в обычную школу, как все наши соседи, чему я своим родителям безмерно благодарна. Со школы начинаются те важные различия, которые проходят через всю жизнь. Гимназия была гуманитарная, языковая, мы изучали английский, немецкий и латынь, углубленно литературу и историю. Русский язык вдолбили дай бог. Правда, теперь 80% населения воспринимается как неграмотное, но с этим можно жить :)))) Я не помню, чтобы чувствовала себя вымотанной или просто уставшей. Постоянная занятость держит в тонусе, переключение с умственных упражнений на физические — это то, что доктор прописал. Тренировки у меня по-прежнему были каждый день, и один или два раза в неделю было две тренировки в день. При этом у меня не было изначально лошадиного здоровья, в детстве я была довольно дохлая, но спорт мне очень сильно помог. В 9м классе я окончила художку, временно оставила спорт, готовилась к выпускным экзаменам и пошла на подготовительные курсы в медицинский университет. Гимназию я окончила с золотой медалью и поступила благодаря этому не общим потоком, а одной весенней олимпиадой по химии. Вернулась на бальные танцы, ходила на теннис и плавала в свое удовольствие. Получила параллельно второе высшее образование, продолжала изучать иностранные языки. Где-то в промежутке научилась ездить на лошади, летать на параплане, сплавляться по горным речкам и т.д. Это может звучать для кого-то как фантастика, но чем больше ты умеешь, тем легче тебе обретать новые навыки, делать свою жизнь разнообразней и найти то, что тебя зажигает, то, что тебе приносит удовольствие. Я никогда не соглашусь с теми, кто говорит, что кружки и секции отбирают у ребенка детство. Это полная глупость. У меня был огромный круг общения по сравнению с любым ребенком моего возраста. И то, что мы делали, имело цель и было осмысленно. Тупое шатание по двору «вокруг дома» или даже дворовые игры, и уж тем более телевизор или компьютер весь день, что не в школе, не прибавляют много к развитию ребенка, не дают ему представления о том, что такое цель, достижение, преодоление, заработанная награда. Все это может и, скорее всего, покажется большинству «слишком», но я никогда не жалела, что меня растили именно так и жалела бы, если бы это было как-то иначе. Спасибо за внимание 🙂
Арина, я просто «снимаю перед вами шляпу»! Вашей энергичности и целеустремленности хватило бы человек на пять!
Ваш пример еще раз показывает, что надо ориентироваться только на своего ребенка. Если ему такой режим в радость — значит, это и есть его путь в жизни.
Желаю вам и дальше оставаться таким активным человеком, а вашим будущим деткам — чтобы они были похожи на маму 🙂
Спасибо : )
У меня сыну 7 лет. В этом году пошел в 1 класс. Он уже второй год занимается большим теннисом в спортивной школе. Сейчас нагрузки там увеличили, ходим 4 раза в недели, занятия 1 час в день. После тенниса идет на рукопашный бой (3 в неделю). 2 раза в неделю после рукопашки ходит играть на аккордеоне по 30 минут. При этом между всеми этими занятиями у него 30-40 мин перерыв, которые он проводит в игровой комнате. Потом еще раз в неделю ходим заниматься сальфеджио, раз в неделю в церковный хор, в субботу в изостудию, а в воскресенье в воскресную школу. В общем мы из категории загруженных детей) Меня саму немного пугает такой график (мы уже второй год в таком ритме). Но ребенок в восторге, просит еще в театральную студию ходить))) При этом мы успеваем 2 часа погулять, сделать домашку, ну и просто поиграть, почитать. Не знаю как будет дальше, я переодически интересуюсь у него, может он не хочет куда-то ходить или устаёт. Но он говорит что ему все нравится. Не знаю откуда у моего ребенка столько энергии … Так, теперь о младшем сыне … Ему 3 года, в садик не ходим, занимаемся дома (в игре). С октября начнем ходить в бассейн 1 раз в неделю. И всё. Пока не дорос ещё до большего))) В следующем году планирую на каток еще его отдать. А ну еще он часто вместе со старшим братом присутствует на занятиях в хоре и уже все ноты знает.
Хорошо, что ваш сын не тяготится таким графиком. И хорошо, что вы прислушиваетесь к нему. Единственное, что я бы посоветовала, чтобы вы давали иногда своему сыночку время просто поскучать 🙂
очень интересное мнение, Татьяна. и комментарии интересные. моему Сереже сейчас 3, 2 и в сад он не ходит. и на занятия не ходит. но мы много играем-занимаемся дома. и я уверена, что он знает и умеет не меньше детей которые посещают развивашки. но не это главное. я не вожу его никуда потому что мне здоровье ребенка дороже, а с соплями (извините) даже в самые навороченные сады приводят. и в 3 года я могу многое рассказать ребенку сама в нужное время и в нужном месте. настроение и режим в 3 года очень не постоянны. сейчас вот осень и дневной сон возвращается, а после него гораздо приятней дома провести какой нибудь эксперимент или полистать альбом с репродукциями, а потом, вдохновившись, сотворить вместе что нибудь свое. мы играем по многим областям знаний, математика, речь, эксперименты, английский, музыка и рисование, подвижные игры, географические путешествия. я придумываю занятия для творческих понедельников, содержимое монтессори полок, игры по анатомии человека. вдохновение или готовые игры можно найти в интернете. и времени свободного у меня не много, я работаю пятидневку. но ребенок — это моё вдохновение и второе детство. возможность расширить свой мир. и то что интересно мне, часто становится интересно и сыну. и с его характером ничего навязать ему просто нельзя.
и еще, в развивашках часто шумно, громогласные преподаватели начинают призывать к занятию… Сережу это просто пугает. и я уверена, что в 5 лет ему будет гораздо легче освоится в саду и кружках, чем сейчас.а как приятно после работы поиграть с ребенком в математическую сказку и порисовать, а не ехать в автобусе на час английского, где больше половины времени Сережа будет пытаться покинуть занятие)))
Я полностью согласна с вами.
И очень хорошо, что вы отдельно выделили аспект, что маме часто бывает самой интересно позаниматься и поиграть со своим малышом, а не отводить его для этого куда-то. Мне было бы грустно, если бы я пропустила первые шаги своих детей, их первого самостоятельно нарисованного «головонога» и первый прочитанный ими слог.
и еще, ваши размышления навели меня на мысль, что у нас до года все было сложно, я много предлагала интересного ребенку, а он требовал от меня еще больше! и чем больше я уделяла я ему времени в играх, тем больше ему хотелось еще. поэтому я пришла к философии, методике, материалам и квартироустройству по Монтессори. небольшое рассуждение я написала в блоге у себя)http://mamaseregika.blogspot.ru/2013/09/20.html
Спасибо, что поделились своими рассуждениями.
Спасибо за статью. Полностью согласна. Сыну скоро 3 года. Кроме садика водить буду пока только на спортивные занятия, если ему понравится. Гораздо приятней провести время, занимаясь с ребенком тем, что ему действительно будет полезно, чем водить на развивалки. Никто его потребности и способности не знает лучше, чем я. Кроме того, в таком возрасте многое зависит от настроения. Ему, например, прямо сейчас интересно подержать в руках пособие, которым заинтересовали детей 3 минуты назад, или просто глянуть , что там шумит во дворе, а их срочно зовут лепить. Другое дело, когда он станет старше, сформируются четкие интересы в каких-то областях, тогда и пригодятся кружки, возможно.
Спасибо за комментарий! Я тоже так считаю — ребенок подрастет и уже сам сможет выбрать себе и занятия и их темп. Не надо торопиться и навязывать ему свои желания в том, кем ему быть.