Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Сегодня я хочу с вами поговорить о детском творчестве, о месте шаблонов в этом творчестве и об их влиянии на детское развитие.
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был счастливым, успешным и креативным. И вот сейчас очень модно как раз говорить «креативный» ребенок! А что такое это самая креативность? В самых разных источниках вы можете встретить определения, которые все сводятся к тому что, креативность — это способность находить нестандартные решения и видеть мир свежим взглядом. Это способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.
В погоне за развитием этой самой креативности родители часто делают все с точностью до наоборот. Я сейчас объясню.
Вот села мама рисовать с ребенком трех лет, малыш старается что-то нарисовать, но в три года у него получается не так хорошо, как мечтает его мама. Ей хочется, чтобы дерево было похоже на настоящее, собака казалась собакой, а не палкой с ушами. Сколько раз я наблюдала, как мама или бабушка вырывает у ребенка карандаш, кисточку и начинает рисовать поверх его работы со словами: «Вот, как надо! А ты что рисуешь? Неужели ты не понимаешь, что ты делаешь не так!» И свет в глазах ребенка меркнет, рисовать (лепить, клеить) ему уже не хочется. Он начинает тупо подражать действиям мамы (бабушки, папы, учителя) и исчезает его взгляд на его рисунок. Он превращается в рисунок, который хочет видеть взрослый. Ребенок просто следует шаблону!
Вот теперь мы подошли близко к тому, на чем я бы хотела остановиться подробнее. Мы поговорим о шаблонах!
Шаблон – это образец, которому подражают, которому следуют без размышления; трафарет. И именно поэтому если мы рисуем круг и просим ребенка дорисовать его до какой-то картинки, скорее всего у него получится солнце или снеговик. Если ребенок будет рисовать дом, то это будет дом из квадрата, треугольника и квадрата окошка. И это несмотря на то, что в городе ребенок может таких домов не видеть вообще, но так его научили. По шаблону!
Или мама скупает в магазине всевозможные наборы для творчества с трафаретами, где все по сути сделано за ребенка. Осталось только наклеить в указанное место, раскрасить обозначенное пространство и т.д. Где здесь творчество? Его нет! Это просто работа по шаблону.
Это не значит, что вы не должны использовать готовые наборы, нет. Просто цель у них другая и мы об этом тоже поговорим.
Что еще может мешать творчеству? Это шаблоны поведения. Не рисуй на стене, не в коем случае не испачкайся, не делай то, не делай это. Согласитесь, куда проще прикрепить на стену огромный ватман и разрешить рисовать на нем или постелить на пол большую клеенку, одеть малыша в старую одежду, которую можно испачкать и разрешить рисовать, не боясь перепачкаться. Рисовать руками, ногами, кисточками, на листах разного размера и разной формы. И ни в коем случае не оговаривать ребенка. Забудьте ваше представление о рисовании и творчестве, о том, как бы нарисовали вы. Пусть он сам решит, что и как ему рисовать. Если он нарисует квадратное солнце или овальный дом, это не значит, что он сделал что-то не так. Он экспериментирует!!! Только так родится тот самый креативный ребенок, о котором мечтают родители.
И такой еще момент. Не стоит бежать сразу к психологу, если ребенок вдруг начал рисовать черным цветом. Он просто яркий, он контрастный, он необычный! Боитесь черного цвета, покажите ребенку граттаж. Восковыми карандашами плотно закрасьте плотный лист бумаги и закрасьте его черной гуашью очень толстым слоем. А потом дайте любую царапку ребенку и соскребайте черный цвет, под ним проступит буйство красок! Волшебство, не иначе!
Но я отошла от темы. Плюсы и минусы шаблонного рисования. Давайте сосредоточимся на них.
Минус:
- Он для меня один, но очень большой! Занимаясь творчеством по шаблону вы не даете возможности ребенку фантазировать, реализовывать свои мысли, дать почувствовать свои возможности. Это сложно не лезть. Я прошла через это. Я прятала руки за спину и молча кусала губы, потому что влезть со своим советом очень хотелось. «Я же лучше знаю».
Что же делать?
Есть отличный способ «замолчать» сесть рядом и рисовать (лепить, клеить) что-то свое. Разбудите в себе ребенка! Используйте самые разные материалы и основы для творчества. Рисуйте углем на треугольном листе бумаги! Раскатайте бумагу для мольберта по полу и рисуйте на ней. Не умеете рисовать, не беда. Пусть это будут абстракции, игра цвета, никто вас не осудит. И ребенок, видя вас, поймет, что и для него никто не ставит границ.
Есть замечательная книга Макаровой Елены «Как вылепить отфыркивание». Прочитайте ее! И ваш мир никогда не будет прежним.
Естественно, что не может быть в рисовании по шаблону все так плохо. На самом деле, это очень полезное занятие для определенного возраста для конкретных целей.
Плюсы:
- Творчество по шаблону тренирует усидчивость, умение действовать по образцу, исполнительность.
- Творчество по шаблону учит ребенка новым техникам, которые он может применить уже в своем, свободном творчестве.
- Работа по шаблону формирует у ребенка определенный навык (каждый шаблон свой навык).
- Рисование по шаблону научит ребенка ориентироваться на листе бумаги
- Создание мозаики по шаблону разовьет мелкую моторику, а рисование по трафаретам поможет подготовить руку к письму
Какой же вывод мы можем сделать?
Творчество по шаблону нужно использовать с умом. До момента подготовки ребенка к школе лучше не использовать шаблоны вообще. А вот на этапе подготовки к школе можно начинать вводить задания по шаблону в разумных пределах, оставляя место свободному творчеству!
А что о шаблонах думаете вы? Поделитесь своими наблюдениями в комментариях.
Костюченко Мария,
Руководитель онлайн-школы «Учимся играя»
Согласна с каждым словом! И хочу добавить, что сейчас очень модно стало водить ребенка всякие «творческие занятия». Но если вдуматься, то они вовсе не являются творческими. В большинстве творческих мастер-классов ребенку не дадут проявить креативность! Ему всунут в руки заготовку, которую надо будет раскрасить, склеить и т.п. строго определенным образом и теми материалами, которые были заранее подготовлены. Да еще и под чутким руководством мастера, который не даст ни шагу в сторону ступить. Просто так взрослым удобнее проводить занятия с детьми, особенно групповые. Но нужно ли это детям? Поэтому я бы называла такие занятия не «творческими», а «техническими» — на них учат технической стороне творчества. Шаблону. Поэтому после такого занятия дома надо дать ребенку возможность сделать все то же, но уже самому: в своем темпе, по своем вкусу, стимулируя его поэкспериментировать с материалами и техникой. И тогда шаблон+креативность дадут интересный результат:)
Таня, точно модно 🙂 Мы в свое время ходили на рисование и там тоже рисовали дети все одну картину. Педагог показывала, они рисовали. Даше нравилось. несмотря на шаблоны, там ее научили держать кисть, чувствовать краску, лист и рисунок. Но! Это не было единственным источником творчества 🙂
И, наверное, если бы у меня был шанс что-то поменять, я бы не стала сейчас водить на такие занятия. Даша хочет художественную школу, но у нее и возраст уже подходящий 🙂
Абсолютно верно насчет техничности и нивелирования творческой ссоставляющей. И в детском саду то же самое..
И, самое интересное, и в художественной школе тоже..
Получается, чтобы развить в ребенке креативность, до трех-четырех лет надо дать ему простор творчества с массой материалов, не водить на занятия (или найти действительно творческие).
Марина, если кратко сделать выжимку, то да! нужно просто дать в руки разные материалы и не мешать творить 🙂
У меня подруга -художник, из семьи художников. Я ее спросила, когда ребенка учить рисовать, технике именно? Она сказала, что детям в идеале нужно самовыражаться лет до 10, а уже в таком возрасте в художественных школах начинают обучать разным техникам.
Параллельно я прочитала много умных книжек, в том числе про отфыркивание. Поэтому, даю детям возможность самовыражаться.
Я, кстати, клеила ватман на стену, но дочка предпочитала рисовать на стенах, а не на ватмане ))
Но шаблон тоже важен. Ведь срисовывая или повторяя что-то по образцу дети уцатся наблюдать за деталями, сравнивать, координировать движения, подбирать цвета. Я за смешанную методику ))
Маша, с одной стороны да, я тоже это знаю, что лет до 10-12 не стоит лезть с шаблонами. Но с другой стороны в современном мире не лезть нельзя. Т.к. школа — это и есть шаблон, как бы мы ее не любили. И тут встает вопрос о подготовке к школе и работе с шаблонами. Поэтому просто надо аккуратно его использовать и иметь помимо шаблонов разнообразие и свободное творчество
Постараюсь выразиться,чтобы меня правильно поняли. Я читала и Макарову, и Озерову, и много еще всего. Вся такая прониклась! На практике оказалось по-другому. Мальчик, сейчас 5л. В 1,5-2г.давала ему карандаши/фломастеры и пр.не рисовал НИЧЕГО, потом я стала рисовать ему, навязывая шаблоны, что-то пошло, потом опять пусто, мог не рисовать месяцами. Года в 3 с небольшим купила книгу как нарисовать того-то и, о чудо!ребенок перерисовал все, что предлагалось, потом я еще парочку приобрела. Порисовали и успокоились, затишье было потом. Склеила я гигантскую елку-раскраску повесила на стену, пусть малюкает, но сын рисовал только вокруг нее на обоях. Рисование красками всегда заканчивалось руками-ногами и проч. Летом (ребенку 4,10 было) папа доверил ему помогать стол красить, думал большой уже…Не досмотрел.. потом я все ноги оттирала ему, благо посоветовали подсолнечным маслом тереть, а то бы ацетоном пришлось. Это вот она креативность??? Так вот. Я считаю, что надо предлагать то, что будет приемлемо для мамы, если у меня дети за 5минут обрисуют себя с ног до головы, а потом я их двоих полчаса отмываются, а потом столько же все вокруг, включая полы и ванну…И я уже уставшая и злая… Опять ушла от темы. Так вот, вывод. Ребенка надо научить сначала, только этих шаблонов и техник должно быть превеликое множество, чтобы он смог потом придумать свое. Ходим второй год на рисование и лепку (редко, но что-то рисует и лепит дома, раньше говорил, что не умеет даже не пробуя.) Вот сегодня нарисовал для меня установку для чистки картошки, я в восторге была. Проведу аналогию с конструктором, дайте россыпь деталей, что построит ваше чадо? А если он по инструкции соберет пару десятков моделей? Думаю в первом и втором случае его постройки будут разные и интерес в первом случае достаточно быстро пропадет. И совсем не значит,что он всегда будет только по инструкции делать, обязательно захочет построить свое. А со статьей я во всем согласна,но, к сожалению, у меня так не получается. Возможно, есть где-то гении, которые мазюкают и постепенно придумывают что-то грандиозное, но у меня они не родились.
Елена, мне сложно ответить на ваш комментарий не видя ваших игр с ребенком (я не могу подсказать, почему у вас было так), но я не соглашусь, например, с фразой
«дайте россыпь деталей, что построит ваше чадо? А если он по инструкции соберет пару десятков моделей?»
Первое, что мы делали после покупки конструктора — выкидывали инструкцию. НИКОГДА мы не использовали готовые решения. Только эксперементирование с блоками и другим деталями. И всегда у нас (пишу у нас, т.к. я сама могла сесть и собирать конструктор рядом с дашей) получались невероятные и особенные сооружения. Собственные динозавры, дом вверх дном, фантастические животные, чудо-деревья и т.д.
У меня был период я пыталась дашу научить собирать по инструкции магнитную мозаику и она один раз так посмотрела на меня и проникновенно попросила отстать, что я больше никогда не предлагала. Я вообще очень мало знаю детей, которые используют инструкцию.
Даша первый раз собрала по инструкции конструктор пару месяцев назад и то это был специфический дракон, подаренный крестным (и то, потому что ничего кроме дракона из этого набора не собрать). До этого момента у нас всегда были просто наборы блоков лего ну и какие-то детали с животными, окошками и т.д.
Возможно, у вас какой-то свой особый случай. Я не берусь давать советы, не зная ни вас ни ребенка, ни игр, ни подхода. Но мои наблюдения показывают, что без схем и шаблонов детям больше нравится и играют они с удовольствием и рисуют, а шаблоны насаждаем мы сами 🙂
Здравствуйте! Не смогла удержаться от комментария. Я с 2,5 лет стала покупать конструкторы Лего и всё делала только по инструкции, собирала я, ребенок играл собранными машинками, но в свободном творчестве мы строили дома — обычные с окошками и дверями. Сейчас сыну уже 5,6 лет — и он может собрать полностью машину по инструкции, а может сразу или по ходу придумать совершенно свою модель, причем он и пистолеты, и дома строит уже разнообразно и трехэтажные, и какие-то диагональные. Я просто подумала, шаблоны — конечно плохо. Но вот как ребенок соберет сам машину, если например не видел и не разбирал уже собранную настоящую машину?? То есть быть может это разбирание моих шаблонных моделей — помогло ему собирать свои машины, или понять принцип устройства машины — как сделать колеса так, чтобы большая грузовая машина не проседала и ездила.
Я много думала и переживала, правильно ли я поступаю, покупая шаблоны от «умницы» и «это может мой малыш» для лепки и рисования??? Но вот садимся делать зернышки для курочки — а дочь берет и заклепывает им глаза или полностью прячет под пластилином. А без этих картинок все-таки каждый раз катать колбаски ей надоедало. Тоже самое с рисованием, я предлагаю делать мазки или точки, показываю, а она смотрит, но потом закрашивает полностью лист. Плохо?
Не знаю, я сейчас конечно наученная, как дети делают — так и хорошо, но все-таки иногда показать ребенку, как еще можно, мне лично кажется — это тоже хорошо, без навязывания, на своем листе…
Интересная тема.
Юлия, выбор в данном случае за вами и вам решать, что для вас приемлемо, а что нет, что хорошо и что плохо.
Я против шаблонов в 2-3 года, но я не истина в последней инстанции 🙂 каждый выбирает сам. ради интереса нарисуйте дочери круг квадрат и треугольник и попросите их дорисовать, чтобы получились какие-то объекты или предметы.
Если у нее преобладает шаблонное мышление, она вам дорисует ровно то и ровно так, как вы ее учили, например к кругу дорисует лучи и будет у нее солнце. а если попросите домик, то скорее всего нарисует квадрат и на нем треугольник, хотя в городах таких домиков не найти 🙂 просто именно так учим мы и в книгах так нарисовано.
Супер, если все будет не так! я искренне порадуюсь 🙂
Да, про домик — это точно, потом сама пыталась рисовать ДРУГИЕ домики.
В том то и дело, что я не учу, показываю, как делать штрихи, как рисовать спираль. Из круга нарисует человеканога. Домики вообще не рисует.
Но вот, что самое интересное, все кто предлагает — «поиграть с детьми» с помощью печатных материалов — вот там по моему мнению всё однотипно и стандартно, проведи линию, посчитать и т.д. Особенно для детей младшего возраста. С детьми 5-6 лет уже больше фантазии примеры и чтение.
А вот сын на такие задания смотреть не хочет, ему в садике хватает этих тетрадок.
Тогда вопрос, а если в 2 года не приклей на обозначенное место (хотя для ребенка очень и очень нужно постараться попасть ровно в круг и в квадрат), тогда что? Даем кучу геометрических фигур и просим ребенка «Давай творить»?
Как вы, Мария, занимались с Дашей например лепкой или аппликацией года в 2-3?
Я лепила рядом, но я не объясняла особо ничего. Хотя ошибки у меня были в этом плане. я училась на них. я бывало грешила и солнышком и домиком. к
этому надо прийти. почитайте книги Елены Макаровой «Как вылепить отфыркивание» «В начале было детство». они хорошо мозг на место ставят.
про печатные материалы. Не нужны они детям младше 4х лет, а то и 6. Я делаю задания например много от 5+ но опять же по просьбам мам. Но я не делаю для детей до 2х, т.к. они бесполезны и даже когда очень просят я отказываю.
На мой взгляд шаблоны важны — в общем-то это часть культуры. Проблемы с шаблонами начинаются, когда взрослый при взаимодействии с ребенком сердится, если тот рисует, лепит и тд «не так», или когда просто навязываются шаблоны, как в садике на занятиях, например. Мой старший сын категорически не принимал шаблоны, но я и не сердилась. Однако видела, что он упирается в воспроизведение того, что придумал и дальше просто говорила: » А можно сюда приделать вот это и пририсовать вот это — будет похоже на….Хочешь?» Говорила ему, что если что-то собирать (клеить) по инструкции, то можно получить именно то, что нарисовано на коробке. А можно что-то не знаю что получить, новое, но с неизвестным результатом. И спрашивала — как хочет.
Умение понять инструкцию — тоже важный навык.
В итоге сын в 6 лет способен сам собрать по инструкции, а когда хочет — свободное творчество, причем даже пишет инструкции к своим творениям :). В садике заставляю воспитателей не заставлять :).
А вот дочка больше просит «покажи, как» или как собрать, чтобы получить, то что нарисовано на коробке. Ей больше нравится подражать тому, что я делаю или рисую. Но она и сама что-то выдумывает, хотя и не так яростно, как сын.
Так что главное — наблюдательная, а не назидательная позиция взрослого и вера в то, что ребенок все освоит.
Марина, шаблоны важны, но чем позже, тем лучше. как правильно девочки в комментариях заметили то лучше до 10 лет не учить, но! при подготовке к школе так или иначе мы должны детям дать шаблоны и научить с ними работать. это реалии школьной жизни.
Дочь просит показать.. могу предположить, что боится ошибиться и получить осуждение. Вообще, чем больше свободы, тем лучше. Но я уже говорила, я просто высказываю свое мнение и оно может отличаться от вашего.
Как можно креативно нарисовать кошку, если шаблон крутится под ногами))). Ну а если серьёзно — то никто лучше матери не знает, что и как лучше для её ребенка. К примеру, я, придерживаясь своего мнения, стараюсь детям показать и шаблоны (включая разнообразие техник их исполнения) и предоставить возможность покреативить.
Ольга, согласна, что никто кроме матери 🙂
И дети всегда будут проецировать нас, поэтому если проблемы у ребенка, нужно посмотреть на себя 🙂 но это я так, много комментариев писала на тему мотивации 😉
Здравствуйте, Мария. Я отчетливо помню тот день, когда мои дети рисовали креатив на ватманах. Их еле отмыла, одежду и коврик выбросила- отстирать гуашь не получилось. Дети, по видимому, тоже удовольствия не получили, глядя не меня. Я долго сердилась и убирала кухню. Рисование на обоях- вообще табу. Правда, не без этого. Раньше по старинке- указывала деткам на шаблон- надо только так и вот так. Но вот сейчас им по 5 лет, я стараюсь уходить от шаблонов- рисуйте как хотите. Если что- подскажу.
Большое спасибо за статью. В ней для меня было много полезного.