Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. На прошлой неделе у меня в блоге завязалась очень интересная дискуссия о том, стоит ли отдавать ребенка в школу или оставить его на домашнем обучении. В рамках данной беседы стали всплывать вопросы о детях Никитиных, Звонкина и других педагогов, которые рискнули пойти против общепринятой системы и внести в свой процесс воспитания и развития детей нечто новое и необычное. Совершенно неожиданно мы выяснили, что одна из читательниц моего блога, Мария (у Марии есть свой очень интересный блог Chateau magic) лично знакома с детьми Александра Звонкина и готова поделиться своими мыслями и эмоциями от встречи с Дмитрием и Евгенией Звонкинами. Я очень благодарна Марии за этот пост, потому что всегда хочется заглянуть за кулисы. А сейчас передаю слово Марии.
« Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит »
М.В. Ломоносов
Здравствуйте, уважаемые читатели. Эту статью про мое знакомство с детьми Александра Звонкина, автора книги «Малыши и математика», я написала по просьбе Марии Костюченко, сайт которой я очень люблю и саму Марию считаю очень неординарной личностью.
Свой рассказ я начну с того, как я познакомилась с самой книгой и почему она меня заинтересовала.
Когда мне было лет восемь, родители купили сборник оригинальных задач по математике, чтобы я занималась по нему летом. В сборнике я увидела известную фразу Ломоносова, которую поставила эпиграфом к этой статье. Эта фраза впервые заставила меня задать себе философский вопрос : каким же образом математика может упорядочить ум? Родители мне тогда стали объяснять, но для меня все эти понятия были абстрактны. Математика всегда казалась мне очень строгой наукой, для взрослых.
А когда мой сын был еще совсем маленьким, я, как и многие, начала изучать самую разнообразную литературу по образованию детей. Тогда я узнала о существовании книги «Малыши и математика», но найти мне её тогда, почему-то, никак не удавалось. Я решила разыскать координаты автора через интернет, чтобы узнать у него, где можно купить книгу. И вот, интернет дает информацию, что Александр Звонкин преподаёт в университете города Бордо во Франции. Как здорово, подумала я, ведь я тоже живу во Франции и смогу найти координаты автора через сайт его университета.
Тем временем, одна знакомая дала мне почитать электронную версию книги. Так что, автору писать не нужно было.
Книга «Малыши и математика»,мне очень понравилась по нескольким аспектам :

Во-первых, Звонкин рассказывает о редком в те времена опыте создания математического кружка для дошкольников. Интересно было прочитать про эволюцию этого кружка в знакомых реалиях России до и перестроечного периода. Ведь обычно про такого рода занятия можно прочитать у американских авторов, но там совсем другой менталитет и образ жизни. А здесь все знакомо, понятно.
Во-вторых, автор, помимо задач как таковых, рассуждает о воспитании детей, о своих впечатлениях об учениках, о школьной системе, об образовании вообще. Большая роль отдается родителям, которые регулярно должны общаться с детьми так, чтобы это общение было полезным и позитивным для всех. Родители должны научить ребенка думать, размышлять, а не просто впихивать в него различные знания и правила. Родители должны чувствовать своих детей и поддержать делом и советом по существу, не навязывая своей точки зрения.
Однажды кто-то сказал Звонкину, что он лишает детей нормального детства со своей математикой. Мне понравился его ответ : «Я занимался с детьми тем, что люблю сам, а именно этот аспект наших занятий кажется мне очень важным«. «Если я чему-то и учил детей, так это тому, чтобы воспринимать окружающий мир с интересом».
Меня воспитали на похожих принципах, поэтому все эти мысли мне очень импонировали, мне захотелось узнать, какими выросли его дети.
Спустя некоторое время я пила чай в гостях у одной моей парижской приятельницы, мы разговорились об образовании детей, о книгах. Она мне показала новое издание книги «Малыши и математика». Я ей мимоходом сказала, что мне интересно, чем занимаются дети Звонкина, что они, вроде как, живут во Франции.
Она вдруг мне заявляет, что готова меня с ними познакомить, если я того желаю, ибо она их очень хорошо знает, и что живут они в Париже. Через какое-то время она организовала вечеринку в квартире Жени Звонкиной и пригласила на неё своих знакомых, желающих познакомиться с героями математического кружка. Сами герои тоже были согласны 🙂
Так и состоялось наше знакомство. А теперь расскажу о самих Диме и Жене Звонкиных.
Оба они очень приветливые, интеллигентные, с чувством юмора и приятные собеседники. С ними легко общаться. Каждый, кто узнает, что они те самые Звонкины задает им один и тот же вопрос про математический кружок, нравилось ли им и что дало. Я не была исключением. А Дима и Женя очень спокойно, с улыбкой рассказывают о своих впечатлениях, о своей семье, делятся анекдотами, шутят.
По складу характера, я бы сказала, что Дима более интроверт, а Женя скорее экстраверт.
Оба говорят, что математический кружок был очень интересен для них, что они до сих пор помнят многие задачки. Самое главное, это время, проведенное с отцом, общение, а также игры, сделанные для занятий вручную мамой. Конечно, были моменты, когда им не хотелось заниматься,и они озорничали, спорили, как и все дети.
Сам кружок был не единственным в их детстве занятием. Они находились в созданной родителями и родителями их друзей своеобразной домашней образовательной системе. Сам папа преподавал математику, мама занималась с детьми английским языком. Одна из мам детей, участвовавших в математическом кружке, преподавала им основы живописи, а один из пап водил детей в лес, учил ориентироваться на местности, устраивал спортивные занятия.
Кроме этого, с детьми много читали, общались, водили в музей. А сами родители постоянно самосовершенствовались в плане своего образования и воспитания детей. Сам Александр Звонкин уверяет, что свой пост профессора в университете Бордо он получил, благодаря опыту, полученному от своего математического кружка.
Диме математика нравилась с детства. В семь лет он решал дома довольно сложные для его возраста задачи, а вот в школе получал двойки по метематике. В основном из-за оформления задач. А ему хотелось мыслить и рассуждать.
В Москве он учился в спецмат школе. После переезда семьи во Францию и окончания средней школы Дима поступил в престижнейший парижский лицей Людовика Великого. Затем в Высшую Нормальную школу на прикладную математику, готовящую научных работников и преподавателей высшего звена. Защитил диссертацию. Преподавал по приглашению в разных университетах мира : МГУ, Московского Независимого Университета, Стендфордского университета, а также учебных заведениях Швеции, Швейцарии, Индии, итд.
Дима прекрасно владеет французским и английским языками, говорит по-польски, по-немецки и по-чешски.
Кроме этого, Дима организовал клуб русской бардовской песни в Париже, занимает активную гражданскую позицию.
А еще, в продолжение кружка «Малыши и матемктика», Дима преподает математику и логику детям в Русской гимназии Парижа (не путать со школой при посольстве РФ во Франции).
У него растет замечательная дочка.
Несмотря на все перечисленные заслуги, Дима очень прост в общении. А общаться с ним очень интересно!
Женя Звонкина говорит, что математика её никогда особо не интересовала, но занятия с папой это было нечто другое, такая интересная игра, а не что-то непонятное. Любимой книгой по математике была история про приключения Томатика и Кубарика.
С детства Женя любила рисовать, рисовала так много, что её родители решили было, что из неё получится когда-нибудь художник. Но, как только Женя научилась писать, вместо рисунков она стала сочинять истории.
Чем это закончилось? Окончанием киноведческого факультета по специальности киновед, диссертация по творчеству Киры Муратовой, преподавание, озвучивание фильмов и создание собственных короткометражек, кинофестивали. В общем, Женя полностью посвятила себя кино, не как актриса, а как, в какой-то мере, сочинитель историй и артист. Вот они, способности и увлечения, проявившиеся в детстве.
У нее тоже растет замечательная дочка.
А тем временем, книга «Малыши и Математика» переведена на английский язык и опубликована Американским математическим сообществом : « Math from Three to Seven. The story of a Mathematical Circle for Preschoolers».
Удалось ли Александру и Алле Звонкинам сделать так, чтобы их дети выросли всесторонне развитыми, интеллигентными, думающими, интересующимися окружающим миром? Конечно, и на отлично! Надеюсь, что они внесут свою лепту в воспитание своих внучек (и будущих внуков).
С уважением, Мария
Автор блога Chateau magic
Спасибо за интересный рассказ! Действительно, всегда было любопытно, какими вырастают дети у авторов различных нашумевших методик и систем. И вот что я думаю — совершенно неважно, какую именно методику выбрали и продвигают родители, важно то, что они сами неординарные личности!
Я думаю, быть неординарной личностью мало. У многих талантливых людей дети, в лучшем случае, посредственные личности. Дети Звонкиных и Никитиных в первую очередь говорят об атмосфере в семье.
спасибо за столь интересную статью!
Совсем не знаком мне был автор и учебник. обязательно возьму на заметку, скоро будет актуально)
иногда думаю, какие же некоторые родители умные и заботливые. хочется стремиться к таким идеалам. вот только не всегда получается,т.к. нет задатков таких(
О, спасибо, обе Марии!!! спасибо, спасибо, не важно правда не важно чем родители с детьми занимаются, важно что они проводят время вместе познавая! только сейчас думаал над этими мыслями и подхожу чита юих так хорошо сформулированными ! спасибо!
Я рада, что статья понравилась 🙂
Спасибо огромное за статью! Очень интересный опыт!
Выше Марина в комментариях написала, что «задатков нет». Мне кажется дело не в задатках, а в желании родителя участвовать в жизни детей. Пусть это будет не математика, а любое другое совместное дело, проект и отношения будут уже другие, и развитие!
Дело не в задатках, главное создать благоприятную среду, подать пример. Если дети видят, что родители сами интересуются чем-то новым, с увлечением занимаются любимым делом, то и сами они последуют примеру родителей, будут обладать здоровым любопытством . Важно прислушиваться к своим детям, не давить на них, только вовремя направлять их мысли, подсказывать, если они того хотят.
В книге Звонкина описано много психологических моментов, когда он спрашивал сам себя, как лучше поступить, чтобы его дети не чувствовали давления с его стороны в той или иной ситуации, чтобы их заинтересовать.
Очень интересно! Спасибо!
Об Александре Звонкине ничего не знала, интересно будет почитать о нём и его системе, обязательно прочту его книгу «Малыши и математика». Может и мы что-нибудь полезное к себе применим!
Спасибо большое за статью! Интересно было узнать о жизни детей замечательного автора книги. Приятно, что все у них сложилось хорошо! И я очередной раз убедилась о важности совместного познавательного времяпровождения и простого общения с детьми! Спасибо, Мария!
Полностью согласна с вами : совместное времяпровождение очень важно лля развития детей!
спасибо за рассказ. думаю все же решающим моментом стало именно то, что дети выросли в среде увлеченных своим делом людей.
Я тоже так думаю!
Книгу Звонкина читала давно, когда старший сын был дошкольником. Интересовалась опытом Никитиных. Использовала информацию, развивала ребенка, как могла. Задачки из книги Звонкина с детьми решала, по методике Никитиных «Сложи узор», «Кубики для всех» занималась. (Надо сказать, что я учитель начальных классов, так что много чего использовала). В результате старший сын сейчас очень хорошо учится, проблем с математикой, физикой нет совсем, поступил в физико-математическую школу Новосибирска. Младший нестандартно решает математические задачи, ему тоже больше нравятся точные науки. Спасибо авторам за эти замечательные книги и пособия, они, нам, родителям очень помогают развивать наших детей.
Я считаю, что в каждом ребенке есть способности к точным наукам, нужно только найти подход, чтобы они стали понятней. У вас получилось 🙂
Елена, а можно Вас попросить поподробнее рассказать о том, как Вы занимались чо своими детьми?
Как выделяли время еа занятия? Какие подручные средства использовали и использовали ли?
Очень интересно у слышать опыт родителя-учителя!
Ну надо же, как бывает! Как раз сейчас читаю книгу «Малыши и математика» и думаю, что было бы интересно узнать о Диме и Жене. Не успела набрать запрос в поисковике, как приходит рассылка с анонсом этой статьи. Спасибо большое обеим Мариям за столь неожиданный приятный и полезный сюрприз!
Рада, что вам понравилось 🙂
Как интересно! Большое спасибо Мария за то, что поделились, пишите интересные комментарии. А Марии Костюченко тоже спасибо за то, что умеете увидеть ценное и опубликовать не откладывая в долгий ящик.
🙂
Да, все зависит от личности родителей,учителя, преподавателя, воспитателя. Личность дает развитие личности.