его явные и скрытые ресурсы
Сегодня я рада представить вам очень талантливого человека, поэтессу — Светлану Ранджелович. Света расскажет нам о волшебстве окружающего мира. Окружающий мир — это то, что есть у каждого из нас, правда? Никто не обделён 🙂 Давайте сегодня больше поговорим о природе и её явных и скрытых ресурсах — всё-таки это главная часть окружающего мира. Машины, домики и фонари оставим на потом: сегодня в фокусе: небо и погода, растения и животные, вода и земля, тепло и холод
- Окружающий мир может быть НИЧЕМ или просто фоном, на котором мы делаем то, что нам угодно.
- Окружающий мир может быть помощником — опорой, кладовой полезных инструментов, собеседником и т.д.
- Окружающий мир может быть учителем.
Научить ребёнка воспринимать окружающий мир и взаимодействовать с ним — одно из очень важных умений, которые родители могут дать малышу.
Наверное, это не надо доказывать — лучше уделим побольше времени играм и прочим инструментам.
Коротко, но важно:
- Окружающий мир на нас влияет — и мы можем это осознавать или не осознавать. Лучше осознавать.
- Мы также влияем на окружающий мир и то, что в нём происходит — через своё состояние, свою готовность видеть то или иное.
- Большая часть того, что создаёт человек (от механизмов до орнаментов и т.д.), имеет своим прообразом то, что создала природа.
- Способность строить диалог с окружающим миром — это путь к психологической устойчивости и знанию себя.
- Первоисточник хорошего вкуса — гармония природы.
Путь к природе — через внимание
Путь к природе (точнее — тот путь к природе, который приносит добрые плоды) начинается с внимания, с того, куда оно направляется, как направляется и как обрабатывается полученная информация.
Сталкивались ли вы со взрослыми, которые заявляли, что не знают, что такое «красиво»? Я — да: это был хороший человек, но очень утилитарно направленный и скорее несчастный, чем счастливый.
А вы знаете, что наш великий Н.М.Карамзин учился любоваться природой, сверяясь с образцами поэзии того времени и предшествующих веков?
А вы думали о том, что в нашей внутренней реальности то, на что мы не обратили внимания — не существует? И можно прожить в реальности, в которой листья чёрной смородины не пахнут…
Словом, внимание — воспитывается.
В детстве способность «внимать» — огромна. Именно потому нас так греют детские воспоминания. Именно потому мы порой приходим в себя, когда к нам стучатся ощущения детства: вкусы, запахи, топот жуков, ощущения счастья от того, что ручеёк заполняет водой прокопанное русло… Просто от нашего взрослого внимания уже отсечены множество антенн — из-за того, что внимание канализировано проблемами, на решение которых вы бросаем все силы.
К чему я это говорю? К тому, что взрослый человек, для того, чтобы быть хорошим проводником для своего малыша, должен быть внимателен к своему вниманию, имеет право его холить и лелеять, упражнять и баловать.
Всё, что написано ниже, не ранжируется по возрастам. Я не знаю, когда и к чему готов ваш ребёнок: это знаете вы. Есть ли у него склонности к физике или изобразительному творчеству — это знаете вы. И интересно ли вам то, что перечислю ниже — почувствуете только вы. Вот то, что вызовет у вас интерес, то, что вам понравится или воодушевит вас — приглашаю использовать!
Как можно воспитывать внимание?
1. Будьте примером
Без собственного примера — никуда:
- Наслаждайтесь погодой и природой, когда вам «наслаждается». Делайте остановки, паузы, возвращайтесь в «здесь и сейчас» и прислушивайтесь к тому, что происходит.
- Наблюдайте — и рассказывайте ребёнку о своих наблюдениях: о погоде, о растениях, о животных и насекомых, о людях. Просто рассказывайте, без ожиданий. «Что вижу — то пою» — это очень хороший жанр. Пока вы не будете рассказывать — он не узнает, что такой жанр существует и он тоже так может :).
- Если вам кажется, что наблюдать нечего, используйте такой ключ: перейдите с позиции «что-то нет ничего особо интересного» на позицию «интересно, а что такого мне удастся сейчас обнаружить?» В 99% случаев это срабатывает: что-то интересное обнаруживается, причём в достаточно короткие сроки.
- Узнавайте то, что вам хочется узнать про окружающий мир: если у вас возник вопрос — читайте книги и статьи или пишите в «Клуб почемучек», проводите эксперименты, «вспоминайте детство» в лужах босиком и т. д. — это очень важные вещи.
2. Предоставляйте ребёнку свободное время на природе
Даже если вам кажется, что ему скучно, и даже если и на самом деле скучно — не надо спешить занять малыша на природе (вот хорошая статья по этой теме). Кстати — видите жука на фотографии? 🙂 Вот пусть ребёнок поищет всякое такое… никому не нужное :). У него свои приоритеты: он постоянно учится, и ему зачастую нужно то, что перешло для нас, взрослых, в категорию неважного.
3. Подключайте ассоциации
- Подключайте ассоциации к настроению. Как вы себя чувствуете? Как ромашка, которая проспала рассвет и сейчас торопится раскрыть лепестки? Как вот этот клён — он шумит листьями, а вы как раз что-то про себя напеваете? Как лужа — хоть бы вас кто-то взбаламутил? Как рябинка — так хочется отдохнуть, а ветер всё качает и качает верхушку?
- Подключайте ассоциации к эмоциям. Давай найдём грустные деревья? Давай — весёлые? А можно представить, что мы пишем книгу, а героев наберём из окружающего мира. Возьмём тех, у кого яркий, интересный характер. Вот озорной одуванчик с оттоптанным листом. Вот ленивая лужа — ей лень даже небо отражать, такая она мутная. Вот листья балуются, куда-то летят. И т. д.
- Подключайте ассоциации к творчеству. Давай насобираем всяких штучек вокруг себя и сделаем портрет сегодняшнего дня? Сделаем так, чтобы даже через год по портрету мы всё-всё вспомнили! Вот букет, похожий на тебя, каждый цветок что-то о тебе рассказывает. Сделай букет, похожий на меня. Какие цветы понадобятся?
4. Используйте игры в подобия.
Игра «Море волнуется», «Крокодил» — когда надо изображать пантомимой разные предметы и объекты, и подобные игры — тоже из серии ассоциаций и уподобления.
5. Сочиняйте сказки «на ходу»
Главное — начать. Как найти начало сказки в двух шагах от себя?
1). Примечаем необычное. Что-то, что бросится в глаза. Например, ты шёл-шёл, и вдруг увидел:
Жила-была собачка, и был у неё свой пенёк, на котором ей снились волшебные сны. В этих снах она превращалась в самолёт и летала над полями и морями. Пришёл к ней как-то кот и говорит: «Собачка, дай мне поспать на твоём пеньке!» И так далее…
2).Рассказываем о том, что очень понравилось. Например, мы нашли яркий красивый цветок:
В тёмном-тёмном лесу родился однажды синий цветок. Он открыл синий глаз и захлопал лепестками: никак не мог разглядеть, что находится рядом с ним в темноте. И так далее…
3). Рассказываем о том, что пугает. Вот какие непонятные шрамы на коре у дерева:
Ветер много летал днём и ночью повсюду, и больше всего на свете любил гладить деревья и траву. И только одно дерево он не гладил — боялся. Но однажды он подумал: почему я так боюсь познакомиться с этим деревом? Это неправильно, я же смелый. «Здравствуйте, дерево! Можно вас потревожить? Меня давно волнует вопрос: а откуда у вас на коре такие шрамы?» Дерево качнулось в ответ и скрипучим голосом повело свой рассказ. И так далее…
4). Иногда нас привлекает недостижимое: а как там в небе?А что это за норка? А каково это — бродить среди травы? А чей это корень? А куда их унесло ветром?
5). Иногда найти точки входа в сказку можно с помощью… режиссуры. Любимая игрушка отправилась гулять. Куда она залезла? Что нашла? Где заблудилась? С кем встретилась?
Наверное, есть еще разные способы: я рассказала о тех, которые знаю и проверила.
6. Задействуйте разные каналы восприятия
- Зрение
- Слух
- Обоняние
- Осязание
- Мышечные впечатления
— Давай закроем глаза. Какие звуки ты слышишь, а какие я — кто больше насчитает, пальчиков загнёт?
— Какие растения чем пахнут? Давай найдём для чая — самые душистые!
— Вы ходили босичком: в гости к траве, в гости к камешкам, к земле, к песку, к воде? Где больше всего понравилось?
— Говорят есть листики, у которых оборотная сторона пушистая-бархатистая. Пошли искать?
— Поиграйте: вы по парку не ходите а летаете? Полетайте, взмахивая крыльями-руками, минут 5 и поделитесь «бабочкиными» впечатлениями: как леталось? Что нового заметили? Где больше хотелось летать, а где меньше и почему?
— Устройте 5-ти минутку наблюдения — сядьте на корточки и 5 минут рассматривайте всё, что происходит на земле или в траве. . Потом — обменяйтесь рассказами.
— И т. д.
7. Используйте игровые идеи
Есть игры, которые настраивают внутреннего доброго наблюдателя. Или наблюдателя-художника, наблюдателя-актёра, наблюдателя-учёного — в зависимости от того акцента, который вам близок.
Примеры игр:
- Не совсем игра, но… Найдите «любимчика» в природе — дерево, на которое вы всегда обращаете внимание, или муравейник, или пруд… Каждый визит к «любимчику» — это разговор о том, как он выглядит, как поживает, что происходит вокруг и т. д.
- Микропутешествие. Лучше проводить его в знакомом месте в лесу, в парке или на даче. Возьмите катушки цветных ниток — по катушке каждому участнику. Участники расходятся в разные стороны и привязывают конец своей нитки на любом объекте на уровне земли (обозначают старт). Назначается общее место встречи. Все участники начинают не торопясь по поверхности земли отматывать нитки к месту встречи. Тут нужно задать тон: взрослый ведущий периодически задаёт вопрос: как идёт путешествие? Рядом с чем вы находитесь? Какие трудности? Кого встретили? Также ведущий поощряет детей рассказывать о любой неожиданности, по ходу дела можно сочинять любые вопросы. Цель: исследовать микромир, поменять угол зрения и масштаб восприятия, впустить в себя ещё одну грань окружающего мира.
- Очень хорошая игра описана в блоге «Это интересно!», в статье «Scavenger hunts или лесная находилка» — это даже целый пласт игр. Вот ссылка.
- Сухое рисование: если у ребёнка есть склонность замечать формы и линии в природе, его могут увлечь короткие уроки «сухого рисования»: вы размещаете на экране фактурную природную картинку (примеры здесь) и сухими тонкими кисточками вместе стараетесь повторить линии, которые создала природа — обрисовать веточки, листики, цветы, семена.
- Искатель: во время прогулки можно что-то вместе искать. Например: есть ли среди сугробов снежные существа? Пример. Вот ещё один из примеров прогулки «с поиском» — фотоохоты: поиск «фонариков»
8. Игры «в фотоаппарат»
Эти игры я выделяю в отдельный блок, потому что их много (и становится всё больше), а инструмент один — видоискатель от настоящего или воображаемого фотоаппарата.
Как-то один известный фотограф сказал: главный инструмент фотографа — это рамка из спичечного коробка (я бы добавила — или кольцо из пальцев, сквозь которое можно посматривать на окружающий мир).
Такой «видоискатель, который всегда с собой» позволяет особым образом фокусировать внимание. Это очень хорошо развивает восприятие разных граней мира. Мне очень понравилось высказывание одной мамы, блогера и фотографа Кати Логиновой: «Говорят, что взгляд человека, который привык использовать фотоаппарат, – особенный. Он замечает детали и выделяет гармоничные картины из общей массы окружающих нас образов. Однозначно так! Готова всякому человеку и взрослому и подрастающему ребёнку посоветовать заниматься серьёзно фотографией для развития гармонии и вовне, в внутри».
Игровые способы поиска композиции и сюжета я описываю в серии «Играем в фотоаппарат» . Вот названия некоторых «игр»: фотографируем… ветер, необычные рамки для сюжетов, фотографии теней и т. д. В общем, это отнюдь не скучно, и если темы игр вас увлекут — подключайте ребёнка: он найдёт вам и тени, и рамки, и узоры, и ветер :).
Немножко об опасностях и искушениях 🙂
То, что стоит учесть, черпая из источников волшебства окружающей природы.
- 1. Не допускайте профанации, общих мест, непрочувствованности, забалтывания. Всё, что связано с природой — оно живое. Что я имею в виду: заяц — это не только трусишка с длинными ушами плюс капуста плюс морковка, а медведь — не только любитель мёда и малины. Везде, где есть возможность углубить, прояснить образы, прикоснуться к живому — надо это делать.
- 2. Очень важно: будьте искренними. Во всём, что касается отношений с природой (хотя это действует во всём) особенно остро чувствуется фальшь. И дети фальшивку внутрь себя никогда не пропустят. Без искреннего восхищения грандиозный великолепный Шишкин сводится даже не к «Утру в сосновом бору», а к «Трём медведям». Совет: вас не впечатлило — ну и оставьте. Если есть вопросы — просто ответьте. А вот если вы в восхищении — лучитесь! 🙂 Ищите подходы, которые вам по душе, иначе все попытки проникнуть в волшебство окружающего мира выродятся в сюсюканье, уйдут от любви и настоящего внимания и пользы никому не принесут.
- 4. Не «заорганизовывайте» :). Свободное время на природе — очень важно. О себе могу сказать: бывают дни, когда с фотоаппаратом в руках меня просто потряхивает от счастья и удовольствия. И бывают дни, когда я решаю: сегодня — без фотоаппарата.
- 3. Каждому своё. Не надо продавливать то, что вам очень понравилось. И в то же время то, что вам понравилось — не выпускайте из рук. Вас увлекло получение из одного кадра множества картинок — наслаждайтесь. Если у ребёнка нет интереса к этому — вам ваше, ему — его. Никто не знает, когда к нему придёт понимание и чувствование каких-то вещей и явлений: у всех свои пути. Но мама, сияющая за монитором или с фотоаппаратом в руках — сияет вообще, всё равно рядом с ней хорошо! Ребёнок впитывает и ваше сияние, и замечает (сознательно или не совсем) то, на что вы ставите акценты, что вам нравится, что вы любите.
Вообще, путь познания волшебства окружающей природы — очень благодарный. Там — неисчерпаемость, там — критерии красоты, там истоки творчества, там — просто интересно.
Большое спасибо за внимание и — любви, острого зрения и слуха, доброты в окружающем — чутком добром — мире!
Специально к слёту Василис я подготовила 7-минутный ролик, в котором постаралась коротко описать 12 идей по теме «Игры в фотоаппарат». Буду очень рада, если идеи вас вдохновят.
Продолжение следует — в моем блоге «44 конверта» или на видеоканале.
Ранджелович Светлана,
автор блога «44 конверта«
У меня ребенок с удовольствием фотографирует на мобильный все, что видит дома или на улице. Сначала фотографировал лишь бы щелкнуть, сейчас уже смотрит предварительно на экране мобильного на картинку, чтоб на ней появилось то, что он хочет сфотографировать. Сама люблю фотографировать — заразила детей:)
спасибо, Светлана, за чудесную статью! я как-то всегда равнодушна была к фотографированию. думала — не умею, и фотоаппарат — мыльница. что на него снимешь? а сейчас вдохновилась. пойдем с детьми ловить чудеса в фокус фотоаппарата!
Мне очень статья понравилась! Как будто мои мысли и даже еще не мысли, а не оформившиеся ощущения, отношение к описанной теме красиво и стройно изложили. Спасибо! приятно встретить единомышленника, да еще талантливого!