Добрый день, уважаемые читатели, гости и друзья! Сегодня я рада представить вашему вниманию интервью с мамой, которая у меня вызывает восхищение — Юлия Луговская, автор блога «Творческий подход к обучению, воспитанию и общению с ребенком».
Юля, мама 9 летнего сына. Вот уже 1,5 года (2 класс) Юля занимается с Митей домашним обучением. В нашем интервью я не хочу затрагивать вопросы эффективности такого обучения, положительных и отрицательных моментов, связанных с ним, так как Юля очень подробно рассказала об этом в своей статье «Мои ответы на вопросы про домашнее обучение». Сегодня мне бы хотелось поговорить о том, как организовать это домашнее обучение.
Юля, несколько лет назад к тебе пришло понимание того, что ты не хочешь отдавать сына в школу, а хочешь учить его дома. Какой был твой следующий шаг после того, как решение было принято? Куда ты обращалась за информацией, какие документы, возможно, потребовались для перевода ребенка на домашнюю форму обучения?
Когда сыну было 6 лет, я искала школу, в которой ему было бы хорошо. И все никак не складывалось, если и находились внушающие доверие школы, то только на другом конце города. А потом прочитала у друзей в ЖЖ, как они учатся на экстернате, задала уточняющие вопросы — и буквально за один день мне открылась картина такого привлекательного будущего нашей семьи, что сразу решила идти этим проторенным путем и записаться в ту же школу. Предварительно я ознакомилась с программой первого класса на сайте экстерната. Она оказалась понятной и очень компактной, что только укрепило мои намерения. Для записи в экстернат никаких особенных документов не нужно (достаточно ксероксов паспорта и свидетельства о рождении, фотографий, заявления), и что меня удивило — даже присутствия ребенка не потребовалось.
Юля, т.е. ты пришла в школу, сдала необходимые документы директору и официально вы теперь прикреплены к школе, но учитесь дома? А необходимо ли по окончании года ребенку проходить какие-либо тесты, собеседования, чтобы отчитаться за полученные знания? Как происходит контроль процесса обучения со стороны школы?
Да, но не в любую школу, а именно в ту, где учились мои знакомые. И не к директору, а к специальному сотруднику экстерната. Сдала документы, заполнила заявление, получила зачетную книжку и учебники. Сын стал числиться учеником этой школы. В начальной школе для перехода в следующий класс ребенок должен сдать экзамены по основным предметам (диктант, технику чтения, тесты по математике и окружающему миру). Экзамены можно сдавать в декабре и апреле. Или за один класс в декабре, за следующий — уже в апреле. В какую сессию, какой предмет сдавать выбирает сам ученик. Перед экзаменами проходят консультации, больше поводов ходить в школу, у ребенка нет. Если не получается сдать экзамен — ученику предоставляется новая попытка в следующую сессию. В итоге можно по одному предмету быть еще в первом классе, а по другому — перейти в третий.
Получается, что так можно учиться не в любой школе, а только в той, которая поддерживает данную форму обучения?
По закону, можно прийти в школу (до последнего времени — в любую, как сейчас будет после новых правил не знаю) и аттестоваться за любой класс. Но на практике все-таки лучше идти в ту школу, которая специализируется на экстернате. Например, в нашей школе около 30 второклассников-экстернов и сдавать экзамены в их компании намного приятнее, чем быть единственной белой вороной на всю школу. Помимо экстерната, есть еще один законный способ учиться дома — семейное обучение, он более распространен. Его плюс в том, что родители получают денежную компенсацию за обучение. А минус в том, что в отличие от экстерната требования к семейному обучению очень расплывчаты и руководство каждой школы их трактует по-своему. Где-то ученикам приходится сдавать экзамены каждую четверть, а где-то и вовсе приходить писать все контрольные.
Очень интересно! Я даже не представляла о наличии таких различий. Теперь у меня сформировались представления о последовательности действий. Но возникает следующий вопрос. Вот разрешение на домашнее обучение получено. Ребенка прикрепляют к школе, а дальше необходимо начать процесс обучения дома. С чего начать? Ты уже говорила, что на сайте можно познакомиться с программой экстерната, а есть ли там список учебников, пособий и материалов, которые необходимы для обучения или это остается на усмотрение мамы?
Нам в школе выдают учебники по всем предметам. Но придерживаться их не обязательно. В программе за каждый класс приводится необходимый набор знаний и навыков. И каждая семья сама выбирает, каким путем к нему прийти. По своему опыту могу сказать, что невозможно раз и навсегда придумать, как вы будете учиться, как разделите с ребенком ответственность за обучение, сколько времени заложите на подготовку. Нужно пробовать разные варианты, экспериментировать. Для начала лучше всего сесть вместе с ребенком, прочитать ему программу, полистать учебники и обсудить, что он уже знает, а чему нужно научиться. И важно принять во внимание, что первоклассника придется еще обучить всяким формальностям — как писать тест, правильно оформлять работу, вести себя на экзамене.
Юля, а какой у вас выработался режим занятий. Расскажи немного, как проходит ваше обучение по различным дисциплинам. Это тематические игры, это обучение больше похожее на школу (парта, урок лимитированные по времени) или что-то еще? Кстати, как обстоит дело с домашним заданием? В школе это обязательная часть учебного процесса, как это выглядит дома?
Когда сын был в первом классе, нам интересно было поиграть в школу. Мы составили расписание на каждый день, стараясь чередовать интересные пособия и игры с отработкой скучных навыков. Я придумывала какие-то дополнительные способы мотивации, метафоры для этих занятий. Потом несколько летних месяцев мы играли в школу магии — писали заклинания, занимались алхимией, ловили волшебных животных, одновременно отрабатывая самый трудный для сына навык — письмо. В этом году мы решили, что к чтению и окружающему миру сын будет готовиться сам (по учебнику и дополнительным пособиям). Было немного страшно, но экзамены он в итоге сдал отлично. А я с сентября занималась с сыном только русским языком. Примерно по часу в день пять дней в неделю — писали диктанты, разбирали правила, подтягивали каллиграфию. В марте начнем готовиться к экзамену по математике, пока еще не решили, как это лучше сделать.
«Домашние задания» как зона бОльшей ответственности ученика у нас тоже есть, это важно. Но все-таки мы стараемся минимизировать школьную часть учебы. Мне кажется, сын и так практически постоянно учится, по доброй воле — читает, слушает аудиоэнциклопедии, ведет расчеты и обдумывает разные проблемы, пишет свою книгу, изобретает и конструирует, играет в настольные игры.
Юля, я понимаю, что все мамы разные, но какие предметы у тебя лично требовали дополнительных знаний и самостоятельно изучения до того, как объяснить материал ребенку и как много тебе приходится готовиться перед вашими «занятиями»?
Я могу уверенно сказать, что в полном объеме знаю не только всю программу первого-второго классов, но также и третьего-четвертого. И если не считать подбора пособий и предварительного знакомства с ними, к занятиям я никак не готовлюсь. Иногда у нас по ходу возникают вопросы, на которые я не могу уверенно ответить. Но мне кажется, тут намного полезнее вместе с сыном идти в Интернет и разбираться. Единственный предмет, который вызывает у сына трудности — это русский язык. И на него я регулярно трачу некоторое время. Но не могу это назвать подготовкой к занятиям, поскольку я стараюсь просто понять проблемы сына и придумать, как их решать (думаю, наличие школы ничего бы в этом не изменило). На всякие интересные выдумки тоже не уходит много времени — если возникает идея, мы быстро к ней готовимся и сразу пробуем на практике. Даже наши ежедневные диктанты я обычно совмещаю с мытьем посуды.
Единственное, на что реально уходят силы и время — это на убеждение ребенка, что нужно отложить книжку, отодвинуть игры и интересные занятия и пойти позаниматься.
Юля, спасибо большое за такое познавательное и интересное интервью! Я каждый день все больше и больше задумываюсь именно над этой формой обучения, хотя изначально я больше хотела, чтобы Даша посещала школу. Но в свете новых законов об образовании и рассказов от родителей школьников, мое мнение меняется.
Что бы ты посоветовала родителям, которые находятся на перепутье и пока однозначно не решили, что же им выбрать?
Наверное, прежде всего, отделить собственные мысли, убеждения, пожелания от навязанных обществом. И не бояться ошибиться. Важно понять, что никто от вас не требует принять решение сразу на все 11 лет. Так что можно начать с домашнего обучения, а потом пойти в школу. А можно радостно отпраздновать школьный «первый раз в первый класс», а спустя несколько лет перевести ребенка на домашнее обучение. Но с ребенком и его мнением нужно обязательно считаться.
Юля, еще раз спасибо за увлекательную беседу!
А вам, уважаемые гости и друзья, я предлагаю поделиться своими мыслями по поводу домашнего обучения или опытом, если таковой имеется. Мне очень интересно ваше мнение!
Маше спасибо большое за такую гостью интересную. У меня вопрос к Юле: в каком городе Вы живёте? Просто насколько я знаю, форма экстерната разрешена только с 5-го класса, а в начальной школе возможно только семейное образование. Может, это только у нас так? Мне казалось, что это общий закон, по всей России. Наверное, я ошибалась.
Кстати, денежную компенсацию родители получают при таком варианте (семейное образование) не всегда (что противозаконнно, но уж лучше пусть без компенсации, но и без палок в колёса), и именно из-за неё школы часто так неохотно идут на СО. Иногда родители сами отказываются, а иногда такие условия ставит школа — мол, «платить мы вам не будем, но ведь и денег не возьмём» :).
Интервью очень интересное, спасибо большое! А для тех родителей, кто ещё взвешивает «за» и «против», может оказаться очень ценным дополнением в их «копилочку».
Юля, если я не ошибаюсь, то Юля живет в Москве
Ясно! Меня, в принципе и СО вполне устраивает, при нормальном и благоразумном составлении договора. Хотя, согласна, что при таком варианте много «размытостей». Но если что — в Питер будем ездить, не проблема. Там и школы экстерна есть (только с 1-го ли класса или только собирались с 5-го сделать? Что собирались — это точно!), да и в моей школе меня педагоги помнят — я там первая так училась, приведу смену :). Но, если честно, конечно, хотелось бы поближе. По многим причинам.
Юля, по закону и экстернат, и СО может начинаться с 1 класса. Другое дело, что найти экстернат для началки трудно, но в Москве (а мы действительно здесь) варианты есть.
А в Питере есть экстернат, не требующий туда приезжать, все зачеты, экзамены проводятся по скайпу. У меня уже несоклько знакомых туда перешли.
Отлично, значит, это была только инициатива. Но у нас в городе, боюсь, всё же экстернат будет не найти.
Про скайп — это здорово! Слышала про такой способ отчётности, но мне казалось, что это ещё в проектах. При осознанности и отсветственности родителей такой вариант очень даже неплох.
Юлечка, Вы не знаете, где конкретно в Питере есть такие школы? У нас ещё время есть, но хорошо бы заранее понять, где и как именно мы будем учиться.
я знаю только номер питерской школы (277), где учатся по скайпу. но наверняка есть и другие школы, с обычным экстернатом.
и еще советую ЖЖ сообщество freeedu.livejournal.com — там много информаци по ДО и можно задать вопрос
Вот именно это мне было и нужно — номер школы, где можно через скайп 🙂 Спасибо огромное! Про обычные школы экстерна в Питере я знаю — у нас в семье несколько человек так училось в разные годы. Досье собрали 🙂
Маша, интересное интервью. У нас с тобой мысли прямо рядом ходят. Только сегодня целый день думала на эту тему, и решила взять у Юли интервью по поводу домашнего обучения. А тут в ленте интервью с Юлей 🙂
Ира, у нас с тобой вообще часто мысли и идеи в одно время приходят, я это давно заметила 🙂
Спасибо Маше и Юле за интереснейшее интервью! Много интересных организационных подробностей узнала из него. Я пока не решаюсь взяться за домашнее обучение. Для меня в нем, кроме очевидных плюсов, много и минусов. Например, как быть с социализацией? Да и страшновато брать на себя такую ответственность. Но, кто знает, когда придет время, может это и будет хорошим вариантом обучения для моей Кати. В любом случае, интересно обо всем об этом побольше узнать, а уж потом взвесить все «за» и «против».
Таня, вот и у меня пока очень много вопросов и я пытаюсь взвесить все и разложить для себя по полочкам, чтобы к тому моменту, как настало время идти в школу, я хоть понимала, как хочу себя повести и как лучше будет Даше
Я давно думаю над этим вопросом. Очень давно. Учитывая последние изменения и школьные реформы, учитывая то, что я вижу и знаю, общаясь с мамами школьников домашнее образование становиться мне все ближе и ближе. Много вопросов. И самое главное большая ответсвенность ложиться на родителей. Но время подумать еще есть.
Ирина, мне кажется, отвественность на родителях лежит всегда. пока нет проблем, можно верить, что кто-то берет на себя ответственность за образование и лечение наших детей, но при первых трудностях иллюзия развеивается.
Мария, я так благодарна Вам и Юле за это интервью. Это именно та информация, которая последнее время (уже около 2 месяцев, хотя сыну всего 1 год) меня очень сильно волнует. Уже много изучала информации по этой теме. Но Ваши вопросы и ответы дали мне гораздо больше. Обязательно загляну на блог к Юле и прочитаю все остальные её ответы. Из первых рук это всегда очень ценно.
Спасибо за такое интересное интервью! У меня трое детей, двое из которых — школьники, мы часто путешествуем, жили полгода в Таиланде. Тогда моя дочь была в третьем классе, и мы по договоренности со школой эти полгода обучались дома, то есть, сами.
А сейчас собираемся в другую страну переезжать, поэтому экстернат в российской школе мне вдвойне интересен. Жаль только, мы не из Москвы… У нас в городе все более консервативно.
Спасибо за очень интересное интервью. Я когда жила в Казахстане, тоже задумывалась на эту тему, но переживала на счёт общения с детьми, социальной жизни. А сейчас мы живём в Малайзии и школа здесь просто замечательная, поэтому такой вопрос уже не стоит. Но всё равно очень интересно узнать чужой опыт. Спасибо.
Тоже много думала на эту тему. У меня есть опыт преподавания в школе 3-х предметов и еще один предмет без опыта, только в дипломе. Так что, если будет стоять задача самостоятельного обучения моего ребенка, я думаю, что смогу объяснить сложные для понимания моменты по основным предметам.
Хотя, конечно же, нужно приучать ребенка самостоятельно получать знания из доступных источников информации.
Буду смотреть по своему ребенку. Пока мы решили идти в школу, а там будет видно.
Спасибо за разъяснения технической стороны. Думаю, что мы с детьми пойдем по похожему пути. Во всяком случае пока от обычной школы мне кажется больше вреда.
Маша, спасибо большое за интервью!
Юля, а в России нельзя вообще не быть прикрепленной ни к какой школе. А просто обучать ребенка дома и например к 13-17 когда сдать ЕГЭ и экзамены по всем предметам и получить аттестат?
я знаю людей, которые приходили с ребенком в школу в 10-11 лет и просто сдавали экзамены за началку. но затрудняюсь сказать, насколько сейчас это законно.
если бы мы решили пойти по пути анскулинга, мы бы просто ходили на экзамены в наш экстернат, не готовясь и не заботясь о результате.
У нас в Беларуси есть СО только в Минске, в областных городах, редкость, в нашем, например, нет никого. Экстернат — не знаю, есть только надомное обучение для больных детей. Я этой домашнего образования интересуюсь уже с полгода, старшему пока 4 года, время есть изучать информацию. Мне очень нравится СО, но вопрос дисциплины и организации занятий — кажется самым сложным. В моём случае. А ещё беларуский язык))) Постоянно путаю его с польским, на котором и говорю и пишу достаточно хорошо.
Я с большим интересом прочитала материал, потому что пару лет назад всерьёз обдумывала возможность перевода дочки на домашнее обучение. Но о подобном виде обучения я задумалась только после того, как мы уже почти два года проучились в прогимназическом классе. После того, как ребёнка привезли на скорой в травму зашивать ногу (одноклассница в бассейне толкнула), после того, как одноклассницы-восьмилетки накрасили на новогодний огонёк глаза в стиле Мулен руж и Пляс Пигаль в одном флаконе и обсмеяли дочкин карнавальный костюм лисички, после того, как учительница громогласно объявила на родительском собрании о том, что снимает с себя все педагогические полномочия, поскольку ей за классное руководство уже на платят.
мы перешли в другую школу, там были свои сложности и заморочки, но мы всё пережили благополучно. Сейчас мы учимся в пятом классе. Не скажу, что всё гладко и весело. Но я рада, что мы смогли ужиться в школе, вписаться в её организм. Справились с мыслями о своей необычности и избранности, о своей уникальности, в том числе и родительской, о своих необычайных творческих возможностях, развитие которых возможно лишь в кругу нашей исключительно положительной семьи.
Всё же я рада. что ребёнок умеет находить своё место в коллективе. В любом. И находить друзей, и быть счастливым и успешным. Для меня школа — это не столько набор теоретический знаний и практических навыков по предметам, сколько школа жизни, школа общения. Если угодно, даже школа выживания. Прививка от снобства и зазнайства, которые в итоге оборачиваются одиночеством ребёнка.
Мне кажется, индивидуальное домашнее обучение — это штучный товар, а не массовый продукт. Он хорош для единиц. Единиц детей и единиц мам. Слишком много нюансов, о которых не скажешь не то что в в маленьком комментарии — в большой статье 🙂
Маша, спасибо огромное! Супер полезное интервью!
Я тоже все чаще задумываюсь о том, что Лизу жалко отдавать в местные школы. Есть у меня чувство, что ничему хорошему ее здесь не научат. Если соберешься оставить Дашу на ДО, то предлагаю как-то он-лайн объединяться и пытаться вместе грызть гранит науки!
Настя, рада, что статья оказалась тебе полезной. Договорились, если что надумаю, напишу
а у меня такой вопрос к Юле и другим мамам, обучающим ребенка дома-есть ли какие-то критерии для мамы? для её «профпригодности» для до? что нужно, чтобы не сомневаться в своей способности обучить ребёнка?… я боюсь, что у меня не хватит умения, терпения, навыков или чего-то ещё, что «выплывет» только в процессе.
Бэла, тут так же, как и со всем остальным — есть ли критерии для мамы и показатели ее профпригодности, которые следует учитывать заводя детей? Мне кажется нет, любая женщина может стать хорошей мамой своему ребенку. И учить писать и читать, этот так же, как учить ходить и говорить, просто следующий этап.
Главное не пытаться превращаться в учительницу, а искать свои способы, подходы. И, конечно, могут быть трудности. Но с трудностями ребенка все равно ведь лучше родителей никто не справится.
Юля, вот полностью согласна с тобой! Главное найти свой подход к ребенку и тот способ подачи материала, который будет интересен и маме и ребенку.
Здравствуйте. Простите у меня вопрос. Я тож собралась заняться дом обучением. Но не знаю с ЧЕГО НАЧАТЬ?! подскажите пожалуйста. Что купить? с каких предметов начинать? У меня нет абсолютно никаких представлений) детям 8, 11 лет.
Девушки, у меня сын на домашнем обучении. В этом году и дочка пойдет в нашу домашнюю школу:))
Очень понравился проект: http://www.pisma-iz-skazki.ru/ot_avtora/
Мы с дочкой лето по нему занимались, она сама вела занятия в школе игрушек, почувствовала, что такое школа и очень увлечена процессом! Рекомендуем, вдруг кому-то будет актуально.