Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Сегодня я предлагаю вам поговорить о младших школьниках. Очень часто я слышу от малышей 6 лет: «Я скоро стану большим и пойду в школу!». Карапуз говорит это гордо, он улыбается и счастлив! Откуда счастье на его лице? Все просто он думает, что школа дарует ему «взрослость» немного самостоятельности и новую таинственную жизнь. Вот наступает первое сентября и радостный карапуз с букетом цветов (а девочки еще и с бантиками) под звуки дорогих нам песен вступает в новую жизнь. А потом он приходит домой и … все случается, как в том анекдоте
Родители проводили Вовочкy в школу в первый класс… ждут… Вовочка приходит домой.
Родители: Нy, как в школе? Понравилось? какая учительница?
Вовочка: Почему вы не сказали, что эта волынка на десять лет?!
Так что же происходит с нашими детьми в первые годы обучения в школе. Почему из таких любознательных и милых карапузов они превращаются лентяев, пофигистов и растяп?
К сожалению, такое случается со многими детьми. И дело тут не в том, что они глупые и неспособные, а в отсутствии мотивации к учебе. Недостаточно быть умным, чтобы хорошо учиться в школе.
Успех в учебе = умение + желание.
Отстающим ученикам учиться прежде всего не интересно по разным причинам.
У нас в классе был мальчик добрый и веселый пофигист. Когда мы писали диктант, он рисовал рожицы на полях тетради и на просьбы учителя начать писать диктант отвечал всегда: «Я все равно не успею, наделаю кучу ошибок и вы поставите два. Зачем мне тратить свои нервы, я сдам пустую тетрадь и получу два. Но вы не потратите на меня своего времени на проверку, а я сейчас займусь тем, что мне нравится». Никакие уговоры на него не действовали. Никогда! Он знал, что в конце четверти у него появится тройка, и до 9 класса его доучат, а потом перекрестившись отправят во взрослую жизнь. И я вам скажу его план сработал! 9 классов он все-таки закончил. Что с ним стало потом? Я вам обязательно расскажу 😉
А теперь вернемся к мотивации младших школьников. Я глубоко убеждена, что если в начальной школе учитель и родители сумеют привить ребенку любовь к учебе, то ему будет учиться до конца 11 класса легко и никогда не будет проблем ни с уроками, ни с оценками.
Педагоги и психологи утверждают, что правильная мотивация – ключ к успеху в школе (а я еще и добавлю, что не только в школе, но и в жизни, и в работе даже у взрослого человека). Но проблема вся в том, что мотивация и есть самая большая проблема, и не только у младших школьников.
Мотивация к учебе на начальном этапе формируется неверно по разным причинам. Одна из причин – неправильный подход родителей к мотивации. Другая причина – неправильный подход педагогов. И я часто наблюдаю картину, когда родители винят учителей, а учителя – родителей. В итоге получается замкнутый круг, в котором страдает только ребенок.
Поэтому самое первое и самое важное на пути к правильной мотивации – хороший учитель, которого вы будете любить и уважать, с которым вы будете действовать заодно, помогая и поддерживая вашего ребенка.
Если вы не довольны учителем, его порядками, его способами работы, меняйте школу! Это не так страшно 🙂 Я меняла школу 4 раза (по независящим от меня и учителей причинам, так получалось) и ничего плохого в этом не было.
Если учитель вам нравится, вы нравитесь ему, то это уже 50% успеха, поэтому давайте заниматься непосредственно мотивацией.
Что может быть внешней мотивацией? Я хочу, чтобы меня похвалили учителя, родители, я хочу оправдать их ожидания, я получу за хорошую оценку вознаграждение (долгожданный предмет). Я не хочу, чтобы меня наказали, лишили чего-то и т.д. Это тоже внешняя мотивация – избегание неудач. Она кратковременная и очень неэффективная.
Есть еще как бы ложная «внутренняя мотивация», когда ребенок стремится учиться, чтобы быть лучшим, первым. Не путать с мотивацией достижения успеха! Кажется, что в этом нет ничего плохого, но если ребенок будет идти к цели стать лучшим по головам, пренебрегая своими одноклассниками, то ничего хорошего из этого не выйдет.
Мотивация достижения успеха, о которой я вспомнила – это желание ребенка добиться результатов ради результата, законченности процесса, получения знаний. Это одна из самых ценных мотиваций! Важнее только познавательная мотивация. Она своим содержанием и направленностью целиком лежит в сфере учебной деятельности.
Вспомните возраст «почемучек» вашего малыша. Ему же все было интересно, все хотелось знать. Он готов был слушать ваши ответы на все его вопросы, вникать во все объяснения, уточнять, переспрашивать. И вот если нам, как родителям, удастся поддержать такой интерес ребенка в начальной школе и уж тем более продлить его до конца 11 класса, тогда проблем с мотивацией у ребенка скорее всего не будет!
Таким образом, главная задача родителей и педагогов – пробудить в ребенку тягу к знаниям.
Основа любой мотивации – люди, нас окружающие.
Нежные добрые отношения в семье и школе, при которых дети чувствуют себя уютно и защищено, – важнейшая основа для здорового развития мозга и, в частности, мотивационной системы.
Как складывается структура мотивации младшего школьника вы можете увидеть на схеме ниже.
В заключении статьи я хочу вот, что сказать. Создание мотивации младшего школьника к учебе – процесс сложный, многогранный и требующий кропотливой работы и родителей и педагога. Поэтому прежде всего родителям необходимо наладить контакт с первым учителем ребенка и действовать сообща. Никогда не принижать авторитет учителя перед ребенком, даже если вы не считаете его правым в каких-то вопросах. Если у ребенка что-то не получается, обсудите возможные причины с учителем, постарайтесь выработать общую линию поведения, в которой ребенок будет чувствовать вашу поддержку, положительный настрой и любовь. Из любой сложной ситуации можно найти выход, результатом которого будут довольны учитель, родители и ребенок!
Самое главное, вы должны помнить, что какую бы оценку не принес из школы ребенок, главное, чтобы он был здоров! А ребенок должен знать, что даже, если в его дневнике вдруг появится неуд, вы любить его меньше не станете. Вам может не нравятся его поступки, его оценки, но чтобы не случилось вы его любите! И вы всегда с ним заодно и никогда против него!
P/S/ помните историю про мальчика в начале статьи? Он вырос и стал отличным автослесарем, который видел насквозь любой автомобиль и мог починить его с закрытыми глазами. Этой историей я не пытаюсь сказать, что не нужно учиться в школе. Я хочу сказать, что у каждого свой путь и своя мотивация. Получая двойки в школе, герой моей истории не стал тунеядцем или бандитом, он стал отличным специалистом в своей области. Не всем суждено быть отличниками. Я пишу это и понимаю, что сама я бы тяжело переживала плохие оценки своего ребенка. Я рада, что Даша не дает мне повода для расстройства, но даже, если бы она принесла мне двойку, меньше любить я бы ее не стала и она это знает! Вот, что по-настоящему важно!!!
А как мотивируете на учебу ребенка вы?
Близкие по теме статьи:
Спасибо, что поднимаете такие важные темы! Очень мало информации о том, как научить ребенка учиться в школе, как вести себя родителям. Вы все очень правильно написали. Только сегодня разговаривали с дочкой на тему, что «знания» не равно «оценка». Вижу, что этот разговор положительно подействовал и сегодня она с другим настроем шла на пробную диагностику по математике 🙂 Дочка во 2 классе, стараемся не растерять любовь к обучению, на каникулах играли с ней и младшим братом по вашим занятиям с картинами и по бесплатному курсу по абстракционизму. И я так рада, что дочка осталась такой же увлеченной и любознательной. Спасибо за ваш труд!
Евгения, про школьников, к сожалению, вообще мало информации. и это печально ((
Мария! Вспоминая себя, хочется отметить роль учителя, а именно как происходит подача материала: интерактивные технологии, нестандартные уроки- заинтересовывают детей. Процесс запоминания происходит быстрее и эффективнее.
Нелли, согласна! если подойти с выдумкой, то даже самый скучный материал станет супер увлекательным!
Мария! Написано все безусловно верно, конечно хотелось бы ключики — у кого и что сработало. Конкретные примеры и приемы, техники. Не факт, что нам это подойдет, но коллективное знание, мозговой штурм. В плане мотивации с внутренней у нас проблемы (хотя учится хорошо), в качестве внешней мотивации работают тайм-менеджерские техники. Приводить примеры зачем нужна математика и почему хорошо читать — это надо, но эффект у меня минут на 5.
Антонина, ключики у каждого свои 🙂 и что одному подойдет, другому вообще может не прокатить. С дашей работает признание ее самостоятельности и ее зоны ответственности. Она никогда не любила контроль, поэтому я не контролирую, лишь помогаю, если ей это нужно и она просит. Я не стою за спиной и не жду, когда она выполнит ДЗ. Если не выполнит, ей краснеть.
У нее есть полный выбор, когда делать дз, т.е. я могу спросить, ты перед хореографией сделаешь или отдохнешь. Она скажет, можно я сейчас поиграю, почитаю, мульт посмотрю, а вечером сделаю.
— ок, конечно!
И это ей нравится.
Мой ребенок в 1 классе. Для меня большая проблема заставить его что-то делать дополнительно. Делает с трудом обязательное задание, по быстрому кое-как, чтобы не перетрудиться. Мотивации почти нет. Математика говорит скучная, русский ему не пригодится. Вот ИЗО или окружающий мир — это интересно, и то не все задания у него вызывают интерес. Я каждый день ему объясняю, что уроки эти ему в жизни пригодятся. После 30-50 минут уговоров он соглашается, идет заниматься, тут же отвлекается и снова садится после моих долгих уговоров. Уроки делает, только если у него получаются они легко, при малейшей трудности теряет всякий интерес. У меня впечатления, что мотивировать его мне придется до института. С учителем нам повезло, она хорошо их мотивирует, в школе он со всем справляется, а дома есть два интереса- мультфильмы и игры на компьютере. Пытаюсь ограничивать. Чтобы играть на компьютере, даю ему задания прописать 4 строчки букв.(Это сработала, буквы стал писать лучше). Играет строго 30 минут в день (но не в развивающие игры, а военные). Пытаюсь использовать разные методики развития мотивации, но пока не смогла нащупать нужную.
Ирина, а вам было бы интереснее прописи писать или кино посмотреть? бух отчет составить или в театр сходить? не знаю, что еще в пример привести, смету какую-то написать или чертеж против вечера с друзьями?
Я к чему это, ему же реально не интересно. Когда Даша делает упражнения по русскому, я знаю, что ей это не в кайф, она не любит писать больше всего, она может читать, рассуждать, решать сложные мат задачи, но не писать! для нее это ужас ужас! Но она пишет без напоминаний, потому, что понимает, что без этого дальше не получится. С этим надо смириться. Вот вы ходите на работу? неужели все в ней устраивает? нет! но вы взрослая и можете себя заставить, а ребенку трудно это сделать. И мотивация сделал — даю поиграть, простите меня, но она провальная изначально, как и деньги за отметки и кнут и пряник.
Я не могу сказать идеальной для вас мотивации — это многолетняя сложная и кропотливая работа родителей. Это как фундамент в жизни ребенка.
Уж не бейте меня тапками, но подумайте, почему ему интереснее поиграть в игру или посмотреть ТВ? Мой опыт общения с детьми с такими приоритетами показывает, что в свое время, родители заменяли совместную игру и совместную деятельность планшетом, т.к. это проще и освобождает маму. Может у вас все совсем не так, я вас не знаю. Я описываю ситуацию на основе предположений и того опыта общения, который был в похожих ситуациях у меня.
что тут можно посоветовать? вернуться в детство и играть с ним, показывать ему ваше расположение, говорить много, но не поучительно, а как бы делясь (пришли с работы и вскользь расскажите, что было сложного у вас, чего делать абсолютно не хотелось и как вы себя пересилили, а самое главное зачем и какое удовольствие внутреннее получили, что справились и как вам это помогло и т.д.)
А можно случаи из детства вспоминать.
Есть еще вариант, который родители бояться применять, но он тоже в определенных условиях очень действенный. не трогайте его, пусть неделю, две не делает дз, получает плохие отметки. При этом не ругайте, а любите его еще сильнее. Единственное, что можно говорить добрым голосом, что каждый поступок влечет за собой последствия и твои последствия вот такие. ты так решил, я тебя люблю и я смирилась с твоим выбором. главное, чтобы тебе было хорошо. если у него есть голова на плечах и в нее были заложены какие-то основы жизни он сам поймет, что вы его долбить не собираетесь, вы принимаете его и любите и теперь реально от него зависит, что будет с его жизнью и учебой. если сейчас не замотивировать не вывести на правильный путь, представьте что будет в 14+ ???
Это будет очень тяжело!! Идеальный дети, хорошие дети брыкаться начинают! я точно знаю, что мне туго придется, хотя в душе мечтаю, чтобы все обошлось 🙂
Мария, хочу выразить свою благодарность Вам за то, что Вы делаете. С удовольствием и пользой читаю ваши статьи, применяю идеи игр, читаем рекомендованные книги. Большое впечатление на меня произвел ваш рассказ о том, как начинали учиться вы с Дашей (где-то была статья на сайте) и фраза про уроки (примерно следующая): «Свои уроки я уже сделала в школе очень давно, теперь твоя очередь учиться, и это ТВОИ уроки» Именно так я сказала своей дочери-первоклашке, когда начали задавать Д/З. В начале учебного года было очень сложно писать — придумывали разные игры (писали фразы-заклинания, которые спасают героев, а не просто строчки прописи), чтобы поддерживать интерес и не нависать коршуном. Сейчас уже вторая половина учебного года и я практически не контролирую выполнение д/з, это зона ответственности моей ученицы. Когда просит помочь, вместе разбираемся, не отказываю, но в основном делает сама, я даже не знаю, что там задают 🙂 Мне кажется, что это один из важных моментов поддержания внутренней мотивации школьника — позволить ему самому контролировать свой познавательный процесс.
Ника, 100% верно, все, что вы написали!
позволить ему самому контролировать свой познавательный процесс — золотые слова 🙂
Здравствуйте! У меня дочка-первоклашка, сама делала всю домашку, пока не произошел перегруз (помимо основных уроков, она занимается и танцами, и рисованием, и музыкой). Стала уставать, интерес стал угасать, а когда стала опять высыпаться и гулять, интерес вернулся. Мне кажется ребенок должен нести нагрузки не просто согласно своему возрасту, но согласно своей внутренней готовности это все выдержать. Вот тогда и интерес будет ко всем изучаемым предметам. Ну и, конечно, роли учителя никто не отменял.
Нина, в данный момент родители должны следить за нагрузкой. Ребенок бывает не может сам понять, что ему от чего-то надо отказаться. КОгда Дашка пошла в школу, она просила ей добавить в хореографии (3 раза в нед) и 2м англ еще рисование, пение, бассейн и т.д. и т.п.
Я отказала и я отказалась от профессионального балета, когда учителя меня уговаривали и Дашка попала под их уговоры. Так сказать воспользовалась родительским правом «вето». Сейчас мы с ней как-то говорили о том, комфортно ли ей в таком режиме занятий и она мне сказала: «Спасибо тебе, мамочка, что не послушала и не отдала меня в художественную школу и музыкальную по моим уговорам и спасибо, что я осталась на хореографии, а не перешла в балет».
Но что было бы, если бы я пошла у нее на поводу и на уговоры » я хочу и мне не в тягость?»
скорее всего, она не справилась бы и ее самооценка понизилась, как и иммунитет и вообще все желание что-то делать. поэтому тут 100% задача родителей не допустить перегруза. и здорово, что вы вовремя сбалансировали расписание и интерес к учебе вернулся!
Недавно, освежая свои давние знания по возрастной психологии, меня осенила простая мысль: познавательная мотивация в возрасте 6,5- 7 лет это возрастная норма. Если ее нет, значит родители что то делали не так до этого возраста ребенка. Какие то этапы развития, какие то возрастные задачи не были решены ребенком своевременно. Можно играть и заниматься с ребенком как вы, можно взаимодействовать с ребенком иначе…это не так важно. Важно что бы у ребенка была возможность успешно и продуктивно проходить все этапы своего развития. Любовь и привычка думать она может быть, а может не быть. От чего зависит? От семейных ценностей или от природных склонностей? Не знаю…
Оочень интересная статья, моя дочь еще в школу не ходит, но уже не за горами школа. Дельные советы. Спасибо Марии и другим мамам, что делитесь своим опытом!
Мария, спасибо за статью. Все правильно. Если честно, я настолько боюсь школы, по рассказам знакомых- домашние задания- ужас что… крики ругань до 11 вечера. У меня близняшки. Одним словом, идём мы в школу почти в 8 лет. Хотя по развитию- нет проблем пойти и в 6,5.