Добрый день, уважаемые читатели, гости друзья!
Время неумолимо бежит вперед, наши детки взрослеют у нас на глазах. Кажется, что вот они только научились ходить, говорить, творить и уже умеют столько, что нам теперь за ними не успеть. Каждый день жизнь подбрасывает нам новые вопросы, на которые мы должны искать ответы. И вот сегодня я хочу предложить вашему вниманию размышления над одним из таких вопросов: «Стоит ли учить ребенка писать до школы?»
Ответ на этот вопрос попыталась найти Пироженко Татьяна, автор он-лайн школы «Учимся играя» и автор блога «Это интересно».
Только что в школах прозвенел последний звонок. Но не успеем оглянуться, как пролетит беззаботное лето, и снова в двери школы войдут ученики. Как трогательно выглядят малыши-первоклашки! Они еще так мало умеют и знают. И так много им предстоит узнать. Наверное, каждая мама хотела бы облегчить процесс обучения в школе для своего ребенка. Для этого многие родители за год, а то и за два до школы начинают водить своих детей на занятия по подготовке к школе или заниматься с ними дома по школьным предметам. С одной стороны, это совсем неплохо — никакие знания и умения не могут быть лишними. С другой стороны, не утихают споры о том, вредно или нет такое раннее усаживание за парту для здоровья будущих школьников. В дошкольные годы возможен лишь только один тип обучения — в игровой форме. И если математике, чтению, природоведению в такой форме обучать очень легко, для этого придумано множество развивающих игр и занятий, которые вы сможете отыскать, например, на страницах «Школы «Учимся играя», то вот обучить письму таким образом не получится. А в первом классе именно чистописанию уделяется огромное внимание. Ведь хороший почерк, быстрое и правильное выполнение письменных заданий — основы успеха в любых предметах, а не только в русском языке.
Поэтому велик соблазн заранее подготовить ребенка к школе и научить его писать письменными буквами. Для этого существуют специальные тетради — прописи. В них дается образец написания букв, повторяя который множество раз, ребенок доводит навык письма до автоматизма.

Я задалась вопросом, нужно ли учить своего ребенка (дочь через год пойдет в школу) перед школой писать письменными буквами. И хочу поделиться с вами результатами моего исследования.
Надо сразу отметить, что существуют как сторонники прописей, так и их противники. В некоторых странах (большинстве штатах Америки, Германии) вообще было отменено обучение детей письменным буквам. Теперь они пишут печатными. Такой отказ от рукописного шрифта мотивируется тем, что в современном компьютеризированном мире навыки написания текстов вручную становятся все менее востребованными. Поэтому посчитали нецелесообразным тратить время и здоровье детей на обучение вымирающему виду деятельности. Кстати, совсем недавно вопрос об отмене прописей поднимался и в России. Пока эта идея не встретила должной поддержки, но вполне может быть, что следующее поколение детей уже не будет использовать письменные буквы, так же, как наше поколение не знает, что такое писать пером и чернилами.
Плохо это или хорошо? С одной стороны, сидение над тетрадкой, действительно, вряд ли полезно здоровью малыша. Даже если вы соблюдаете все нормы, рекомендованные для правильной посадки маленького ученика за партой, и вашему ребенку не грозит сколиоз и близорукость, то у детей 5-6 лет кости запястья еще не окрепли и недостаточно сформированы для тех нагрузок, которые на них взваливают. Кроме того, неудачи в овладении письмом могут сильно повлиять на отношение ребенка к учебе вообще. У нас в обществе очень силен стереотип: если чистенькая, аккуратная тетрадка, то это отличник и умница, а если в тетради помарки и «грязь», то это двоечник и бездельник. Но задумайтесь, так ли это? Посмотрите автографы великих людей — сколько из них писали разборчивым аккуратным почерком? Тем более, что в конце начальной школы ученики все равно переходят на индивидуальный почерк, вырабатывают свой стиль, который необходим им в том числе и для самоидентификации. Надо ли искусственно тормозить этот процесс, заставляя первые четыре года выводить одинаковые как под копирку буковки? А знакома ли вам несправедливость, когда ученику снижают честно заработанную им оценку по письменной работе только из-за того, что у него «плохой почерк»? Я такое встречала неоднократно!
С другой стороны, никто не спорит, что буквы, написанные учениками, должны быть понятны и разборчивы для тех, кто их читает. Кроме того, сторонники прописей говорят о том, что тонкая координация мозга и моторики руки, которая вырабатывается именно при написании письменных букв, очень благотворно сказывается на развитии мозга вообще. Но ведь этого же эффекта можно добиться при рисовании, лепке, других занятиях, в которых используется мелкая моторика. Так может быть в начальной школе увеличить часы на занятия творчеством за счет сокращения часов, отведенных на чистописание? Вопрос риторический. Пока урок «письмо» в школе никто отменять не собирается. Ему по-прежнему отводится очень много времени. И по-прежнему малыши с высунутым набок язычком сосредоточенно выводят строчки неуверенных кружочков глядя на недостижимый для них (да и для их родителей) образец, напечатанный в начале строки типографским способом.
Поэтому надо задуматься, что именно мы можем сделать, чтобы подготовить детей к этой нагрузке? Когда мы с дочкой, которой через год идти в самую обычную школу (в гимназиях требования к подготовке могут быть гораздо строже), подошли с этим вопросом к нашей будущей учительнице, она нам сказала: «Письменному письму учить дошкольников ни в коем случае не надо! Даже если ребенок уже созрел до письменных букв. Во-первых, вы можете не заметить, что ребенок пишет какую-нибудь деталь буквы неправильно — не так соединяет, или ведет линию не в том направлении. Переучивать гораздо труднее, чем учить с нуля. А во-вторых, ему будет элементарно скучно на уроках письма и без того не слишком увлекательных.»
Что же остается делать, сидеть сложа руки и надеется на учительницу? Конечно нет! Готовится все-таки надо. И главный аргумент для дошкольной подготовки для меня то, что ребенок, попадая в школу, получает такую большую информационную нагрузку, что собственно обучение тонет в ней как крупинка. Я это прошла по опыту со старшим сыном. Как я рада, что он уже до школы многое знал и умел и первое время там для него не было ничего нового. Посудите сами, на уроке ребенок должен держать в уме, что сидеть надо прямо, что ногами под столом болтать нельзя, что для того, чтобы что-то спросить, надо поднять руку, что соседа по парте зовут Сережка и у него есть солдатики, что хвостик у буквы «ы» должен начинаться внизу кружка, и что угол тетрадки должен смотреть ему в грудь. Как ему тут не запутаться?
Поэтому развивать мелкую моторику перед школой все-таки надо. И приучать правильно сидеть за столом. И правильно держать ручку. Но вот заставлять писать «от сих до сих», назначать, сколько примеров решить и сколько букв выписать, объявлять, что «сейчас мы будем делать уроки» и ругать за помарки или неусидчивость надо только лишь в том случае, если вы хотите, чтобы ваш малыш возненавидел учение. Достаточно просто рисовать, раскрашивать раскраски, обводить картинки по пунктирным линиям (кстати, именно такие задания предлагаются в «прописях для малышей», которые повсеместно продаются сейчас), вырезать и клеить аппликации, вышивать, играть в конструкторы. И делать это в свое удовольствие 🙂 И тогда в школе проблем с письмом у вашего ребенка не будет.
Татьяна Пироженко (Tavika), автор блога «Это интересно!«
Танечка, спасибо большое за интереснейший пост! Я помню, когда я пошла в школу я умела и читать и считать, а вот писать нет. И я так переживала, что надо мной будут смеяться 🙂
Дашку я учу писать печатные буквы, точнее как учу, она сама учится и пишет 🙂
Зато после твоей статьи я поняла, что прописью точно писать не буду учить, так как ты права, переучивать сложнее. особенно когда у мамы с почерком беда и я никогда правильно то и не писала, как учат в школе
Спасибо огромное! Нам хоть и рано, но я задавала себе этот вопрос. Руки в магазине пока держала подальше прописей, учимся писать пока печатные буквы. Уговорили 🙂 Мне так понравилась Ваша статья, что решила и с друзьями поделиться.
Я очень рада, что статья пригодится вам и вашим друзьям 🙂
Спасибо за статью! Много полезного узнала. мы пишем буквы по приницпу как получается (пока что). надоело буквы писать -не надо. но иногда Лизка сама приходит и просит , чтобы я ей что-то написала, а она сама переписывать рядышком будет.
Это самый лучший вариант — когда ребенку самому интересно 🙂
А мне кажется, что как всегда однозначного ответа нет и быть не может. Почему я заинтересовалась статьей? Потому что моя дочь в школу идет только осенью, а писать прописными буквами пытается уже сейчас. Находит тексты с соответствующим шрифтом и начинает копировать. А еще ее подруга-соседка (3 класс) пишет ей записки тоже прописными буквами. Она, конечно же, тоже хочет быть уже взрослой и просит научить ее писать так, как Лена (так зовут подругу). Что делать? Останавливать? Говорить — тебе еще рано, в школе учительница научит? Всячески уговаривать писать печатными? Не знаю, правильно это или нет, но я учу ее писать прописью и чувствую, что так в нашем случае лучше.
Думаю, в вашем случае я бы тоже стала учить писать по письменному. Одно дело, не готовить к письму специально, а другое — если ребенок сам пытается писать. Тогда лучше показать правильный вариант, чем он придумает какой-то свой. Тем более, что можно найти прописи, в которых не только образцы букв есть, а стрелочками показаны направления движения — куда какую линию вести.
Таня, спасибо за статью! Я конечно много из нее для себя решила: я хотела, хоть и не в этом году, но в 5-6 лет точно учить сынулю писать, чтоб в школе ему было легче. Потому как по себе знаю, что если до школы уметь читать, писать, считать, то учиться будет легко(только вот не очень интересно было мне,потому как все умела и в 1 классе мне было скучно, но сейчас ведь другая программа обучения, да и требования другие). Буду учить сына, если сам этого захочет, принуждать не буду.Сейчас пока и по прописям для малышей заниматься не хочет, хватает на 5-10 минут.
Правильно, я тоже думаю, что торопиться не стоит. Лучше мелкую моторику в играх развивать. Тогда и в школе учиться будет легче, и никаких побочных эффектов не возникнет. А 5-10 минут в вашем возрасте — это уже хорошо!
Таня, согласна с вами, заранее обучать письму точно не стоит, если ребенок сам не захочет. Дочь ходила на подготовительные курсы перед первым классом гимназии , помимо других заданий, прописи тоже нужно было писать, в том числе и дома. Писать красиво так и не научилась, а вот нежелание учиться появилось.
К сожалению, я слышала уже несколько таких историй. Поэтому и задалась таким вопросом. Спасибо за рассказ о вашем опыте!
Спасибо за статью, я поодерживаю мнение автора! Нам до школы 2 года, дочка еще не пишет письменными буквами, но много рисует, раскрашивает, обводит. Но перед школой все-таки нужно будет учится письму (да и не только письму) ссудя по отзывам родителей детей, которые уже ходят в школу. Рядом с нашим домом находится самая обычная школа. Учителя начальных классов все в один голос заявляют, что не нужно ребенка учить писать, считать и т.д., но….. когда наш соседский малькчик в этом году пошел в первый класс этой школы, на первом же уроке учительница дала задание переписать с доски в дневник расписание уроков.
Поэтому как не крути, а готовится нужно: и уметь читать, и писать, и считать…. вот такое противоречие у нас получается со школами, я уже про специализированные не говорю.
Да, к сожалению, такое встречается. Как и везде личный фактор очень много значит — будет равнодушная учительница, будут такие казусы.
Спасибо за статью. этим вопросом мучаюсь уже 2 недели, размышляю- и пришла к такому же выводу. Больше игровых моментов в «совместных уроках» и результат не заставит себя ждать!
Спасибо за статью. Жаль, что не прочла ее раньше- многих своих ошибок могла бы избежать в вопросах чистописания- немного отбила желание у деток к прописям.