Я уже рассказывала вам о своей радости. Скоро моему блогу «Учимся играя» исполняется три годика и в честь день его рождения я организовала конкурс. Сегодня я хочу представить вашему вниманию конкурсную работу от Хортиевой Татьяны. Встречайте!!!

 Прочитайте стихотворение Марины Вишневецкой. Оно  очень ярко отражает абстрактность понятия «время» и его непонимания детьми. И хотя осознание, да, именно осознание времени приходит к 12 годам, все диагностические материалы для ребенка дошкольного возраста основываются на назывании последовательности времен года, дней недели, месяцев. Знаниями  последовательности времени «измеряют» не только состояние психического, интеллектуального развития дошкольника, но и способность к овладению чтением (методика раннего выявления дислексии по А.Н. Корневу).

Меня всегда мучил вопрос, как же помочь ребенку понять время, дать его почувствовать,  реально подержать его в руках. Ведь для ребенка все усваивается в реальности (вкус, цвет, запах, объем, звук и т.д.). Много лет назад таким реальным  ощущением временем для моей дочери стал простой отрывной календарь. Как все началось? Отвечу – с Нового года. Дочери исполнилось только 4 года, дед Мороз принес подарки, а дочь уже его ждала снова: «Когда он придет?» И тогда я взяла  одну потолочную плитку, 4 картинки с изображением времен года, сделала 12 кармашков для месяцев (разделив их цветом, соответствующим времени года), 7 кармашков для дней недели (отметив последовательность цветами радуги и точками) и один отрывной календарь.  И место он много не занял, мы его прикрепили на двери детской.

 Календарь своими руками

«Когда все листочки с этого календаря упадут в свои кармашки, тогда дед Мороз снова принесет подарки. Но каждый день может падать только один листок». И мы начали складывать листочки в кармашки  каждый день. «Сегодня понедельник, 1 января, зима» — сначала говорила я, а дочь отрывала листок и складывала в кармашек. Когда все семь кармашков были заполнены, мы считали, сколько дней в одной неделе и складывали ее в кармашек месяца. Затем все начиналось снова. Спустя  недели три дочь сама уже называла дни недели, припоминала месяц. А через год ребенок усвоил:

  1. Последовательность времен года.
  2. Последовательность дней недели.
  3. Последовательность месяцев.
  4. Цифры и счет.
  5. Понятия вчера, сегодня, завтра.
  6. Понятия прошлое, настоящее и будущее.
  7. Сделал вывод, что каждый месяц начинается с цифры 1, а заканчивается 30 или 31 (исключение февраль).
  8. Считали, что в году 365 дней.

 Все это мы сопровождали стихами, загадками, рисунками, наблюдениями, историческими исследованиями.

Как еще можно работать с таким календарем? Отметить в календаре дни рождения  близких и не забыть приготовить подарки; считать, сколько дней осталось до похода в цирк; можно отмечать погоду, например каждой первой недели, а потом сравнить, как изменялась погода в течение сезона (отмечать особенности месяца), когда пошел снег, когда распустились почки и т.д.

            Этот придуманный когда-то календарь я до сих пор использую в работе. Конечно, он уже много раз обновлялся (в первоначальном варианте не были подписаны названия, они появились позже и дети осваивают чтение; на некоторых вариантах использовались стрелки часов). Я коррекционный  педагог. Стаж работы 27 лет. Календарь  использовала при обучении детей  с задержкой психического развития  и детей с тяжелыми нарушениями речи. Он срабатывает на все сто процентов. Самое главное – это систематическая, последовательная  работа. Буду рада, если мой опыт кому-то пригодится.

Хортиева Татьяна Владимировна

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. . Онлайн-школа «Учимся играя»
Учим временные понятия или как «потрогать» время

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *