Я уже рассказывала вам о своей радости. Скоро моему блогу «Учимся играя» исполняется три годика и в честь день его рождения я организовала конкурс. Сегодня я хочу представить вашему вниманию конкурсную работу от Хортиевой Татьяны. Встречайте!!!
Прочитайте стихотворение Марины Вишневецкой. Оно очень ярко отражает абстрактность понятия «время» и его непонимания детьми. И хотя осознание, да, именно осознание времени приходит к 12 годам, все диагностические материалы для ребенка дошкольного возраста основываются на назывании последовательности времен года, дней недели, месяцев. Знаниями последовательности времени «измеряют» не только состояние психического, интеллектуального развития дошкольника, но и способность к овладению чтением (методика раннего выявления дислексии по А.Н. Корневу).
Меня всегда мучил вопрос, как же помочь ребенку понять время, дать его почувствовать, реально подержать его в руках. Ведь для ребенка все усваивается в реальности (вкус, цвет, запах, объем, звук и т.д.). Много лет назад таким реальным ощущением временем для моей дочери стал простой отрывной календарь. Как все началось? Отвечу – с Нового года. Дочери исполнилось только 4 года, дед Мороз принес подарки, а дочь уже его ждала снова: «Когда он придет?» И тогда я взяла одну потолочную плитку, 4 картинки с изображением времен года, сделала 12 кармашков для месяцев (разделив их цветом, соответствующим времени года), 7 кармашков для дней недели (отметив последовательность цветами радуги и точками) и один отрывной календарь. И место он много не занял, мы его прикрепили на двери детской.
«Когда все листочки с этого календаря упадут в свои кармашки, тогда дед Мороз снова принесет подарки. Но каждый день может падать только один листок». И мы начали складывать листочки в кармашки каждый день. «Сегодня понедельник, 1 января, зима» — сначала говорила я, а дочь отрывала листок и складывала в кармашек. Когда все семь кармашков были заполнены, мы считали, сколько дней в одной неделе и складывали ее в кармашек месяца. Затем все начиналось снова. Спустя недели три дочь сама уже называла дни недели, припоминала месяц. А через год ребенок усвоил:
- Последовательность времен года.
- Последовательность дней недели.
- Последовательность месяцев.
- Цифры и счет.
- Понятия вчера, сегодня, завтра.
- Понятия прошлое, настоящее и будущее.
- Сделал вывод, что каждый месяц начинается с цифры 1, а заканчивается 30 или 31 (исключение февраль).
- Считали, что в году 365 дней.
Все это мы сопровождали стихами, загадками, рисунками, наблюдениями, историческими исследованиями.
Как еще можно работать с таким календарем? Отметить в календаре дни рождения близких и не забыть приготовить подарки; считать, сколько дней осталось до похода в цирк; можно отмечать погоду, например каждой первой недели, а потом сравнить, как изменялась погода в течение сезона (отмечать особенности месяца), когда пошел снег, когда распустились почки и т.д.
Этот придуманный когда-то календарь я до сих пор использую в работе. Конечно, он уже много раз обновлялся (в первоначальном варианте не были подписаны названия, они появились позже и дети осваивают чтение; на некоторых вариантах использовались стрелки часов). Я коррекционный педагог. Стаж работы 27 лет. Календарь использовала при обучении детей с задержкой психического развития и детей с тяжелыми нарушениями речи. Он срабатывает на все сто процентов. Самое главное – это систематическая, последовательная работа. Буду рада, если мой опыт кому-то пригодится.
Хортиева Татьяна Владимировна