Ребёнок от 2 до 4-х лет. Сказочный возраст

Самый сказочный возраст

После 2-х лет у ребёнка наступает самый настоящий сказочный возраст. Наконец-то пришло время сказок на ночь, которого так ждут многие мамы.  Начиная с этого времени, ваш малыш уже способен следить за развитием сюжета сказки, делать какие-то выводы для себя. Чем старше становится ваш ребёнок, тем более сложные, более сюжетно-запутанные сказки вы можете ему рассказывать. Если в два года малыш ждёт от вас простых незамысловатых сказок о любимых зверушках, то ближе к 4-м вы уже рассказываете ему о необыкновенных путешествиях, волшебных превращениях.

Детям очень нравится, когда взрослые  рассказывают ему сказки про одного и того же героя (мышонка, зайчонка, маленький паровозик и пр.). Скорей всего ваш малыш сам выберет для себя любимого героя и попросит придумывать новые сказки с его участием. С помощью этого героя вы можете рассказать вашему малышу об окружающем мире, добре и зле, привить нравственные ценности. Но не обязательно сказки с любимым героем малыша должны содержать в себе глубокую мораль, иногда ваш ребёнок будет просить вас поставить своего любимца в ситуацию схожую с тем, которую сейчас проживает он сам. Например, поездка к бабушке, поход в магазин, поцарапанная ножка. Обычно малыши ассоциируют себя с любимым героем, и, рассказывая сказку о нём, вы как бы показываете ребёнку, как следует правильно вести себя в той или иной ситуации. Так, например, уже на протяжении трёх лет моя дочка просит рассказывать ей сказки о котёнке Кузьке. Она не ждёт интриги в этих сказках, а просто хочет видеть пример другого ребёнка, похожего на неё. Кузька неоднократно помогал нам, например, в ситуации, когда надо было объяснить дочке, почему огонь может быть опасен, как правильно вести себя в общественном транспорте или почему не стоит просто так рвать цветы. Конечно, взрослея, ожидания вашего ребёнка от главного героя возрастут. Ведь внутренний мир малыша, его фантазии не стоят на месте, а развиваются вместе с ним. Сейчас я уже рассказываю дочке сказки о Кузьке, который полетел на Луну или отправился в Страну Динозавров, побеждать злого Тираннозавра.

Начиная с 3-летнего возраста, ребёнок уже может слушать сказки с продолжениями. Он способен запомнить, где именно вы остановились в прошлый раз. Родителям же это даёт возможность придумать продолжение сказки в течение следующего дня, вместо того, чтобы изобретать на ходу. Сама, как мама, я очень люблю такие вот сказки с продолжениями и получаю от них не меньше удовольствия, чем моя дочь.

Также в этом возрасте я советую вам обращаться к сказке не только для того, чтобы развеселить ребёнка, но и успокоить его. Родители детей 2-4 лет часто сталкиваются с проблемами детских истерик. Это естественное проявление в процессе взросления наших малышей. О том, как использовать сказки во время истерик я писала в статье «Медитативные сказки, как средство от детских истерик».

Кроме сказок для развлечения и успокоения ваших детей, вы также можете использовать короткие обучающие  сказки во время игр с вашим ребёнком. С помощью сказок можно познакомить ребёнка с цветами, буквами, цифрами, рассказать о разных процессах, происходящих в природе, например о круговороте воды, превращении гусеницы в бабочку и пр.

Не забывайте и про домашний театр, о котором мы говорили в прошлой статье. Теперь вы можете обыгрывать любимые сказки вашего малыша, например такие как «Колобок» и «Репка» уже вместе с ним, распределяя героев между собой. К тому же существует огромное количество игр со сказками. Например, попробуйте порисовать сказку со своим 2-летним малышом, как это делали мы с дочкой. С ребёнком постарше вы можете обыгрывать сказки, как это предлагает делать Мария Костюченко в своём проекте «В мире сказок».

Кроме всего вышеперечисленного вы также можете использовать сказки в терапевтических и воспитательных целях, решая те или иные проблемы вашего малыша. Терапевтическую сказку на вашу проблему вы можете придумать сами или найти уже готовую в сборниках или ресурсах интернета. Сказкотерапия, на мой взгляд, замечательный инструмент для воспитания ребёнка, который помогает отказаться от такого малодейственного метода, как наказание. Более подробно о терапевтических сказках мы поговорим в следующей статье.

Какие книги читать

Существует огромное количество книг для чтения детям возраста 2-4 лет. Многое зависит от развития каждого определённого ребёнка. Существуют дети, которые в 4 года с интересом следят за приключениями Буратино, а также Элли и её друзей, другие же хотят читать только истории и сказки про животных, третьи любят разглядывать картинки в энциклопедиях. Не стоит сравнивать своего ребёнка с другими, ориентируйтесь на его интересы и потребности.

Начиная с 2-х лет, кроме народных сказок про животных, я бы рекомендовала включить в библиотеку малыша книги с короткими историями, в которых участвуют одни и те же герои. Например «Маша и Ойка» Софьи Прокофьевой. Для этого возраста также подойдут сказки Сутеева, Цыферова, рассказы о животных Е.Чарушина, с его же великолепными иллюстрациями. К списку любимых поэтов я бы добавила С. Маршака, В. Левина, Д. Хармса.

Детям от 3-х лет нравятся серии книг с одними и теми же героями. Сейчас существует несколько таких серий, но на первом месте, конечно,  остаются книги Свена Нордквиста про старика Петсона и его котёнка Финдуса. Картинки в этих книгах можно рассматривать часами! Я также рекомендую для этого возраста добрые сказки Дональда Биссета (мои любимые), серию книг «Саша и Маша» Анни М.Г. Шмидт, «Город добрых дел» Ричарда Скарри, рассказы про животных Пришвина, Б. Житкова, В. Бианки.

Ближе к 4-м большинство малышей уже с удовольствием следят за приключениями героев длинных повестей-сказок. К ним относятся многие из произведений Э.Успенского и А. Усачёва, всеми любимый «Волшебник изумрудного города», «Винни Пух», а также огромное количество других интересных книг.

Как читать книги

  1. Читайте не слишком быстро, но и не слишком медленно.
  2. Читайте с интонацией, подражайте звукам, крикам животных, тону и образу говорящего. Но будьте внимательны, не переигрывайте! Позвольте ребёнку подключать и своё воображение, когда он создаёт образ героя. К тому же сильно театрализованное чтение может быстро наскучить ребёнку.
  3. Прекращайте читать, прежде чем ребёнок устанет и сам потеряет интерес к чтению.
  4. Сделайте чтение обязательным ежедневным ритуалом, например, перед сном или после обеда. Но это не значит, что вы не должны читать в другое время дня, особенно если ребёнок сам об этом просит.
  5. Обязательно отвечайте на вопросы ребёнка по ходу чтения. Объясняйте ему значение новых непонятных слов, фразеологических оборотов, пословиц. Если ребёнок не задаёт вопросов сам, но вы уверены, что он понимает не все слова в ходе чтения, останавливайтесь время от времени, чтобы спросить, знает ли он значение того или иного слова.
  6. Обсуждайте прочитанные книги, спрашивает ребёнка, что или кто ему больше всего понравился в книге, упоминайте книги в ваших играх.
  7. Когда выбираете книги для чтения, перемежайте новые, более сложные книги с простыми, уже прочитанными ранее, любимыми ребёнку. Не стоит постоянно нагружать мозг ребёнка новой информацией, новыми словами. Иногда надо позволить ему расслабиться и просто получить удовольствие от любимой сказки.
  8. Также чередуйте чтение сказок с рассказами о животных, природе. Не забывайте читать или хотя бы листать энциклопедии, книги о странах, интересных открытиях и пр. Обязательно читайте весёлые книги, над которыми вы с малышом можете смеяться вместе.
  9. Если вы понимаете, что книга, которую вы начали читать, ещё непонятна для ребёнка, отложите её в сторону и попробуйте вернуться к ней через 6-12 месяцев. Пусть вас не смущает, что сын подруги был без ума от этой книги в более раннем возрасте, чем ваш малыш. Все дети разные, у всех разные потребности и интересы.
  10. Позволяйте ребёнку выбирать, что вы будете читать, но не забывайте время от времени предлагать ему новые книги. Не давите на малыша, если он наотрез отказывается  читать какую-то книгу, даже если она была вашей самой любимой книгой в детстве. Ваш ребёнок – совершенно другой человек со своими интересами. Наша цель  — привить ребёнку любовь к чтению, а не отбить интерес от этого занятия посредствам давления.

Игры на развитие речи

Для того, чтобы научить наших детей любить литературы, прежде всего нам надо научит их любить и знать родной язык. Один из способов, который поможет ребёнку в освоении языка – филологические игры. Такие игры со словами, кроме всего прочего, спасут вас во время долгой дороги на машине, автобусе, поезде, самолёте или во время долгого ожидания. Я расскажу вам о нескольких играх, в которые играем мы в нашей семье:

  • Съедобное-несъедобное самая простая игра, в которую можно играть и с 2-летним малышом.
  • Игра в антонимы. Вы говорите слово, а ребёнок подбирает к нему антоним.
  • Игра в рифмы. Вы говорите слово, а ребёнок подбирает рифму. В дальнейшем можно придумывать небольшие стихотворения из этих пар рифм.
  • Множественное число. Говорим ребёнку словосочетание или предложение, а ребёнок говорит его же во множественном числе, например: красивая девочка – красивые девочки, машина едет – машины едут и т.п.
  • Словообразование. Это любимая наша игра (причём, играем мы в неё на 2-х языках). Цель: составить из двух разных существительных новое слово, которое соответствует нормам языка, а затем объяснить, что именно означает это слово и как его можно использовать. Например: из слов «банан» и «самолёт» получается «бананолёт» (самолёт, у которого вместо крыльев бананы), из слов «крокодил» и «ёж»  получается «крокоёж» (крокодил с колючками)  и т.п.
  • Отгадай животное. Вы описываете животное, а ребёнок, должен отгадать, что это за животное. Например, вы говорите: это большое животное серого цвета. Оно живёт в Африке или Индии, и у него длинный нос. После того, как ребёнок отгадает животное, наступает его очередь загадывать.

Ребёнок после 4 лет. Время волшебных сказок 

Детские психологи утверждают, что детям лет до 8 очень сложно понять, что происходит на самом деле, а что является порождением их фантазии. Это является одной из причин того, почему наши маленькие фантазёры так любят сказки. Ведь они искренне верят, что происходящее в сказках может стать реальностью, что где-то за соседним поворотом существует волшебная страна, где живут феи и волшебники. И эта самая вера в сказку помогает им разобраться в том, что хорошо, а что плохо, вселяет в них уверенность, что добру суждено побеждать зло, помогает развить систему нравственно-моральных ценностей. Эти знания необходимы нашим детям в этом возрасте, они вселяют в них уверенность и дают чувство защищённости. Повзрослев, наши дети поймут, что мир далеко не идеален и не живёт по законам сказок, но вера в лучшее, заряд оптимизма, полученный ими в детском возрасте, поможет им сохранить равновесие в своей душе, остаться людьми даже в сложных жизненных ситуациях. Быть добрым и отзывчивым – не недостаток, а большое богатство, которым обладает далеко не каждый в современном мире. В наших силах воспитать наших детей хорошими людьми, а волшебные сказки – наш верный помощник.

Возраст от 4-х лёт можно поистине назвать возрастом волшебных сказок. Ребёнок уже достаточно взрослый, чтобы с интересом следить за сюжетом сказки, он понимает причинно-следственные связи. Очень часто дети представляют себя героями сказки, обыгрывают сюжеты в своих играх или придумывают свои собственные сказки, которые рассказывают родителям либо игрушкам. В наших силах обеспечить наших детей этой так необходимой ежедневной порцией волшебства, которая в свою очередь запустит в работу ту часть мозга, которая отвечает за игры и фантазии.

Даже если вы не уверены в своих силах сказителя, я всё равно советую вам попробовать придумывать волшебные сказки для своих детей. Для ребёнка близкий контакт с мамой или папой гораздо важнее идеально рассказанной сказки. Вспомните, кто из волшебных героев является любимым героем вашего ребёнка, и на основании этого начинайте придумывать сюжет сказки. Это может быть сказка про путешествие в страну цветов и встречу с феей цветов для вашей девочки, или про остров динозавров для сына. Несколько советов о том, как придумывать сказки для своих детей вы найдёте в моей статье «Учимся рассказывать сказки». Не бойтесь спрашивать совета у своего ребёнка, пусть он станет соавтором вашей сказки.

Вы также можете сделать вашего ребёнка героем сказки. По своей природе дети эгоцентричны и они будут с особым интересом слушать сказки про себя самих. Главное, не забыть использовать несколько личных деталей, чтобы ребёнок поверил, что действие сказки происходит именно с ним. Например, упомяните имена родных и друзей, название города или улицы, сделайте напарником героя ваше домашнее животное или любимую игрушку, используйте дверь в кладовку или одёжный шкаф для перехода в волшебную страну и т.п.

Вы также можете использовать такие сказки в терапевтических целях. Для этого следует наделить вашего ребёнка теми качествами, которые вы хотите привить ему в реальной жизни. Например, расскажите вашей дочке, которая боится темноты, сказку о том,  как она вывела из ночного леса заблудившегося гномика. Если ваш сын с трудом отправляется спать по вечерам, расскажите ему сказку, в которой он, засыпая, попадает в волшебную страну, где совершает героические поступки. Упомяните, что для этого нужно обязательно лечь спать до 10 часов вечера. Обязательно помните, что в таких сказках ваш ребёнок всегда должен совершать только положительные поступки! Сказки такого плана придают ребёнку веру в свои силы. Он видит окончательный результат и стремится к нему.

Это не единственный способ сказкотерапии, который можно использовать со своим ребёнком. Вы также можете рассказать ему сказку о другом ребёнке, у которого была та же проблема, что и у вашего малыша (грубил взрослым, не убирал за собой игрушки, рвал книги и пр.). В такой сказке вы показываете, что случилось с героем по причине его поведения (попал в страну грубиянов, от него ушли книги или игрушки и т.п.), и каким образом у него получилось побороть свою проблему. Использование волшебных элементов в таких сказках,  встреча с феями и волшебниками (добрыми или злыми) даёт вам возможность придумать оригинальный сюжет для сказки, увлечь и заинтересовать вашего ребёнка происходящим, чтобы ненавязчиво донести до вашего взрослеющего чада мораль сказки.

Психологи считают, что поскольку понимание ребенка во многом отличается от понимания взрослого, оно намного ярче и глубже, в этом возрасте нет необходимости объяснять ребёнку суть сказки. Позвольте ему самому воспринимать сказку, как ему удобней, на подсознательном уровне. Понимание её сути придёт с возрастом. Но при этом важно отвечать на вопросы, которые задаёт вам ребёнок по ходу повествования. С детьми же школьного возраста можно начинать анализировать сказки, обсуждать поведение и поступки того или иного героя.

Может оказаться, что, несмотря на все ваши попытки, у вас никак не получается придумать волшебную сказку для своего ребёнка. Не огорчайтесь, самое главное – проводить время с вашим ребёнком, а сказки можно найти и в книгах. Тем более, что для детей дошкольного возраста их сейчас издаётся великое множество. Выбор литературы за вами.

Что почитать ребёнку после 4-х лет

В первую очередь, я бы вспомнила о волшебных сказках русского народа. В русском народном творчестве есть целый пласт интересных и красочных сказок, в которых добро всегда побеждает зло. Это такие сказки, как «Царевна-лягушка», «Финист – Ясный сокол», «Иван Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка» и пр. Вспомните также про сказки в обработке русских писателей, например «Аленький Цветочек» Аскакова. Не забудьте познакомить своих детей с творчеством великого русского поэта А.С. Пушкина.

Кроме русских сказок почитайте со своими детьми восточные сказки, сказки народов Великобритании, скандинавские сказки. Не забудьте о всемирно-известных сказочниках, таких как Ханс Христиан Андерсен,  Вильгельм Гауф, братья Гримм, Шарль Перо и т.д.

Кроме этого существует огромное множество современных авторских сказок-повестей. Это и «Приключение Незнайки и его друзей» Носова, книги про домовёнка Кузьку Т.Александровой, «Муфта, Полботинка и Моховая Борода» Эно Рауд, рассказы Носова и Драгунского, «Папа, мама, баушка, 8 детей и грузовик» А. Вестли, «Плюк из Петтэфлета» Анни М.Г Шмидт, «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф, а также огромное множество других прекрасных книг. Дошкольники очень любят произведения Астрид Линдгрен. Несмотря на то, что многие родители сейчас читают «Карлсона» и другие книги Линдгрен своим 3-летним детям, я всё же уверена, что эти книги более понятны и интересны детям 5-8 лет. А то и старше.

Не торопитесь прочесть ребёнку книгу только потому, что другие мамы уже читают её своим детям. Книга по возрасту принесёт вашему малышу гораздо больше пользы. Я не являюсь любителем адаптированных книг и считаю, что лучше подождать год и прочесть книгу в оригинале, а не её упрощенный пересказ.

Важно: Даже если ваш ребёнок уже читает сам, не переставайте читать ему книги. Ничего так не сближает родителей и детей, как традиция семейного чтения и обсуждение прочитанного.

Игры на развитие речи

В прошлой статье я уже рассказала вам о нескольких играх на развитие речи. Чем старше становится ваш ребёнок, тем более интересные и сложные игры вы можете ему предложить. Варианты языковых игр, в которые можно поиграть с детьми, возрастают, когда дети начинают читать и писать. Много хороших игр, любимых мной самой, собрала в своей статье «Филологические забавы для детей 4-6 лет» Татьяна Пироженко.  Я же от себя добавлю пару игр, связанных со сказками. Они направлены на развитие фантазии ребёнка:

  1. Отгадай сказку. Загадайте ребёнок сказку или книгу, которую вы читали, рассказав о ней в нескольких словах. Затем предложите ребёнку загадать сказку вам. Мотивируйте его как можно чаще выступать в роли ведущего в таких вот играх.
  2. Придумываем сказку. Игра для всей семьи или большой компании. Первый участник начинает рассказывать сказку. Каждый следующий продолжает сказку 1-2 предложениями.
  3. Старая сказка на новый лад. Предложите ребёнку вместе переделать любимую сказку. Это можно сделать любым нравящимся вам образом: перенести действие сказки в наши дни или в другую сказку, поменять местами героев, объединить две сказки в одну. Например, расскажите сказку о Золушке, действие которой разворачивается под водой, в мире русалок. Вместе посмейтесь над Красной Шапочкой, которая хочет съесть Волка и его бабушку. Если ребёнок сам не может придумать, каким образом переделать сказку, дайте ему задание.

Дорогие родители, сказка – золотой ключик, открывающий потайную дверцу в волшебную страну детства и помогающий нам лучше узнать внутренний мир ребёнка и говорить с ним на одном языке. Надеюсь, что какие-то из моих советов помогут вам и вашим детям вместе, взявшись за руки, отправится в удивительное путешествие в тот край, где живут феи, гномы, волшебники, где возможно всё и сбываются самые невероятные мечты.

Всего вам сказочного!

Начало >>

Шкурина Мария

автор блога «Мамины сказки» 

Продолжить знакомство со сказками через игры

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.  Онлайн-школа «Учимся играя»
Взрослеем со сказкой (2 +)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *