Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Тема статьи зрела у меня очень давно и вот я решилась с вам поговорить о том, зачем учить стихи с детьми? Начну с одной небольшой истории. Ехали мы как-то с Дашей в такси, ехать было далеко, а Дашка была маленькая, годика 3-4. За первые минут 20 езды мы успели переиграть во все игры, а потом она начала немного капризничать и я стала читать ей сказки в стихах (по памяти). Чтобы удержать ее внимание, я могла в любой момент прерваться и она должна была закончить фразу. Мы так прочитали практически всего Чуковского: Краденое солнце, Федорино горе, Мойдодыр, Путаница. Вспомнили Дядю Степу и другие стихи Михалкова. На Спящей царевне Пушкина водитель такси резко обернулся и замер. Мы удивленно посмотрели на него.
— Вы специально от меня книгу прячете?
— Какую?
— Ну где у вас сказки! Я как не посмотрю в зеркало заднего вида, у вас в руках ее нет, но вы же откуда-то читаете сказки.
— Читаю! По памяти!
— Не может быть! И ребенок не может знать столько сказок в таком возрасте.
— А что по-вашему она в три года, читает книгу, прячет ее и пытается довести вас до исступления?
— Ну да, не логично, — задумался наш водитель и мы поехали дальше.
И скажу вам, это не единственный человек, который удивлялся нашим поэтическим играм и памяти, встретившийся нам. Были и родители, которые не понимали, зачем учить стихи, если их можно прочитать, были и дети, которые думали, что нас кто-то заставил, «не иначе».
Но нас никто не заставлял и специально мы ничего не учили, просто мы так часто и много читали стихи, что они сами запоминались и большие и маленькие. Я помню половину стихотворений, выученных в школе (иногда отдельные слова забываются, но стоит один раз прочитать и снова много лет произведение хранится у меня в голове).
А вот теперь встает вопрос зачем? Зачем учить стихи?
Первый ответ, который я слышу всегда: «Чтобы тренировать память!». В этот момент мне хочется завыть и закричать: «Никто из поэтов не писал свои стихи, чтобы у детей была хорошая память!». Стихотворение – это целый мир!
Я сама не фанат поэзии, я люблю прозу, но есть в этом мире авторы, которые покорили мое сердце и я знаю очень много стихов наизусть. И в отличие от прозы классической, которую мы проходили в школе, я помню много стихов поэтов серебряного и золотого веков. Не ради развития памяти!!!
Давайте разбираться, для чего детям читать и самое главное учить стихи.
Во-первых, стихи расширяют кругозор и помогают чувствовать язык, красивый русский язык, великий русский язык.
Стихотворение наполняет тебя образами, чувствами, открывает тебе обычный сумрачный день с новой стороны.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Автор: Пушкин А.С.
И закрывая глаза пред собой ты видишь не просто горы снега зимой, ты чувствуешь каждый лучик солнца, отражающийся от снега, ты всей кожей ощущаешь морозец, может даже дуновение ветра. И это не просто слова, это маленькая вселенная.
Во время заучивания стихотворения, ребенок запоминает фразы, обороты, правильные конструкции, необычные сравнения. Впоследствии это пригодится ему, когда он будет писать сочинения или строить фразы в разговоре.
Во-вторых, при чтении и заучивании стихотворений развивается фонематический слух.
Фонематический слух (Фонематика) — различение звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Стихи же учат ребенка прислушиваться к звукам, дают понять, что есть слова одинаковые по звучанию, но разные по значению. Есть очень много игр для развития фонематического слуха, но об этом в следующий раз.
В-третьих, мы помогаем ребенку развить активный и пассивный словарь. Активный словарь – это те слова, фразы, обороты, которые ребенок использует в жизни и разговоре, а пассивный – которые он понимает, но сам не использует.
В-четвертых, стихи помогают развивать память (но, как говорилось ранее, это не основная их задача, не для этого они создавались).
В-пятых, знание стихотворений и их авторов, помогает ребенку выглядеть грамотным и образованным человеком, интересным собеседником. Да, в современном обществе мы не устраиваем баллов и не обсуждаем стихи и произведения великих людей, как это было принято в дворянских семьях. Но если мы хотим для ребенка лучшей жизни, правильный круг общения, то он должен у меть поддержать разговор и как бы не звучало это сейчас странно, знание великих поэтов и писателей классиков, ему пригодится.
А теперь вопрос 😉
Учители ли вы с ребенком стихи, легко ли это получается, какие стихи вы любите?
С уважением, Костюченко Мария
Руководитель онлайн-школы «Учимся играя»
P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.
Спасибо,Вам,Мария, за статью. Мы с ребёнком читаем книгу со стихами о зиме разных русских поэтов: Пушкин, Блок, Фет. Хоть он и маленький, но ему очень нравится, когда я читаю.
Екатерина, а вы сами стихи любите? Я так как сама не очень люблю стихи, я их помню, знаю, но вот люблю только нескольких авторов или конкретные произведения, то сложно было привить любовь Даше
Хорошая статья, спасибо. Я учитель по профессии и люблю читать, в том числе и стихи. К сожалению, у меня не получилось привить любовь к книгам мою старшую дочь, она любила рисовать. Сейчас я воспитываю маленького сына. С самого рождения я читала ему сказки и стихи. Надеюсь, что он полюбит чтение, так же, как и я. Сейчас я читаю ему в основном детские стишки, ему очень нравится их слушать. Жду с нетерпением момента, когда мы будем вместе читать моих любимых поэтов: Лермонтова М.Ю., Блока А.А., Маяковского В.В.
А я вот как раз читала Даше то, что сама люблю даже если ей не по возрасту. она маленькая была, я ей Асадова всего перечитала, Пушкина читала только из-за ритма стихотворного, даже когда она была мала для него
Здравствуйте, Мария. Спасибо за статью. Я своей дочке начала читать стихи с раннего возраста. Ей было примерно мес.6 и на прогуле в коляске, если начинала капризничать я начинала читать Телефон К. Чуковского сихи А. Барто, те которые помнила и она отвлекалась на меня и успокаивалась, в такси тоже читали — помогало отвлечь. Сейчас нам 2,5 года, книги читать любим. Специально ничего не заучиваем. Просто читаем, а потом через какое то время выясняется, что она уже знает наизуть. Сейчас целиком рассказывает Мойдодыра, частично Кошкин дом и некоторые стихи С. Михалкова. Очень нравится про Трезора, Мой щенок и Про упрямого лягушонка.
Я когда Дашку в годик где-то спать укладывала в коляске (качала), то в какой-то момент колыбельные уже заканчивались и я начинала под однотонную мелодию пропевать дядю степу )) и другие стихи 🙂
У меня двое детей 7 и 5 лет, вечерами мы стараемся почитать что-то познавательное и учим стихи. Дети болтаются по комнате, повторяют за мной при этом. Чуть поучили новое, повторили уже выученные стихи. Запоминают очень легко. Частенько придумываем свои шуточные рифмы к этим стихам, так веселее) Сейчас учим стихи из книги «Что я видел в Эрмитаже» Отличное подкрепление к экскурсии будущей или уже состоявшейся.(плюс все это дело с портретами, рисунками) Так же учим стихи о временах года, например сейчас о весне. Много неожиданных сравнений у авторов, обсуждаем, ну и конечно, пополняется словарный запас интересными оборотами.
да, согласна, обороты интересные дети быстро черпают из стихов, иногда забавно слышать, как они их используют в разговорах
Мария, спасибо за статью!
Мы стихи любим и учим. В основном о временах года и к праздникам. Ещё иногда учим стихи в рамках проведения тематических дней. Ну Барто и Чуковского учили, когда дети маленькие были. Любим сказки в стихах (Пушкина и Ершова), старший сын одно время цитировал сказку «О золотой рыбке» почти целиком.
Золотую рыбку сложно помнить! там нет рифмы, которая помогала бы, как мне кажется, поэтому сыну аплодирую 🙂
Мария, всецело согласна с Вами. Со своими детьми специально и насильно никогда стихи не учила. До школы просто читали много сказок и стихов — как к празднику, так и просто. Дочкам что-то нравилось и они просили читать и не по одному разу. А потом выяснялось, что ребенок может этот стих рассказать самостоятельно и целиком. К тому же я заметила, что мои дети, будучи малышами, лучше слушают сказку именно в стихах, чем в прозе. Сейчас в школе (3 класс) любые стихи они учат за 2-3 минуты, максимум 5 минут. Им это очень нравится. Иногда играем в игру по типу буриме — начинает строчка из одного стиха, продолжает — из другого. Смешно получается. )) И сочинения в школе они уже пишут и причем самостоятельно. Очень интересные обороты и словосочетания используют. Думаю, что это также сказались наши стихи. Так что, чтение — это всегда интересно и полезно.
Анна, согласна, сказки в стихах — это особый мир. Я обожаю Горбунка именно из-за стихов. сама готова его перечитывать сотни раз 🙂
Здравствуйте! Интересная статья. Я тоже долго не могла понять, зачем бабушки пристают к нам с ребенком, «а какие стишки ты знаешь?» «Вы что не учите стихотворения????» Нет, мы не учили, но также активно читали, и мой сын никогда не цитировал полностью произведения и не рассказывал. Но иногда в разговоре он вспоминает, что и о чем говорилось в той или иной книге, помнит, о чем это стихотворение, иногда рассказывает какие-то детали, которых я не помню и я читаю заново узнать, а было ли там такое, о чем говорит сын.
Сейчас, когда в садике просят выучить, мы рисуем картинки по стихотворению.
Когда маленький был, читали и рассматривали иллюстрации к стихотворению, обсуждали, иногда находили несоответствие текста и картинки.
Читаю детям и классиков и детские стихотворения Заходера, Чуковсткого, Благининой и многих других. Слушают они с интересом и вниманием.
Мы особо никогда не учили ради того, чтобы выучить (только для школы учит и то она учит их минут 5, 10 максимум), а так обычно все само запоминалось ))
Здравствуйте, Мария. Мы начали читать примерно с 6 месяцев и не перестаём до сих пор. Сейчас дочке 4 года. Читаю столько, сколько она просит. Стихи тоже читаем постоянно. Кроме книг со стихами, у нас в комнатах развешены стихотворения, которые дочка просит читать всё время и очень интересно, когда вдруг, она во время своей игры начинает рассказывать стихотворения Есенина или Сурикова. Очень надеюсь, что у нее интерес к поэзии не пропадёт.
Я помню, как в 6 месяцев на распев были читала (но не адаптированные детские, а именно былинным слогом). Даша аж замирала ))
Здравствуйте! Мы специально стихи не учим, а просто читаем и прозу,и стихи. Иногда в разговоре с дочерью я вспоминаю какое-то четверостишье по теме и ей читаю, привлекая внимание. Ей становится интереснее, она просит продолжения, и я рассказываю ей еще.
Елена, отличный вариант знакомства со стихами!
Мария, спасибо за статью. Нам это актуально, когда мы с детками (близняшками 5 лет) регулярно учим стихи, или читаем- вижу бОльший интерес и желание. В нашем случае не всегда детки могут договориться- что читать- Алеша хочет одно, Ксюша другое. Иногда приходится идти на хитрость. Или вот, например, не очень хотели учить стихотворение о весне, которое мне очень понравилось) играли в тем.занятие с динозавриками (за что отдельное спасибо)- в дополнение я придумала сюжет с волшебной пещерой, из которой не может выйти мама динозавр- прочли стихотворение- пещера открылась.
Наши любимые стихи- сказки Пушкина, любим басни Крылова, Чуковский, Барто, Михалков, Маршак и другие.
Спасибо, Мария, что подняли такую тему. Хочу поделиться своим опытом. У нас с сестрой большая разница в возрасте (11,5 лет). Играть в игрушки я не слишком любила. Поэтому наш общий совместный досуг во многом состоял из разговоров, рассказов и чтения стихов. Стихотворений было много! Очень много!Я училась в гуманитарном классе, литература была одним из ведущих предметов с увеличенным количеством часов, стихотворений задавали учить не просто много, а неимоверно много- по 5-10 листов мелкого шрифта еженедельно в качестве внеклассной нагрузки, т.е помимо основной программы. И не таких чудесных и запоминающихся, как у Пушкина. Так вот, с маленькой сестрой, в качестве общения с самого ее рождения были во многом стихи. Школьную программу за младшие и средние классы она знала, еще не будучи школьницей. Но это скорее побочный результат- т.к. тут работает непроизвольная память, т.е. запоминание без усилий с ее стороны. Позже, в начальных классах, уже учили (целенаправленно!) более длинные стихи. Всё обучение было на слух, т.к. часто это было в дороге, на прогулках, т.е. между делом. Во многом такое «обучение» закончилось к ее годам 7,5 — 8. У меня окончание ВУЗа, а у нее уже очень большой список школьных и внешкольных дел и кардинальное несовпадение свободного времени.
Могу поделиться результатом, т.к. это уже взрослая девица, 26 лет от роду. Достижение такого результата не было целью, просто так получилось и эффект интересный. Необыкновенно развита слуховая память- она даже физику учила на слух. Практически все уроки усваивались ей, прослушав объяснение учителя на уроке, каких-то дополнительных усилий дома с книжкой от нее требовалось минимум, причем из материала прочитанного и услышанного запоминался лучше услышанный. Это не имеет отношения к генам, т.к. у всех остальных членов семьи лучше развита визуальная память и слабо слуховая. Про сочинения говорить вообще лишнее- они были необыкновенно красивы, нетривиальны , образны и поэтичны. Стихи одно время она тоже писала. Красивая речь и яркое образное восприятие действительности- всё есть.
Должна сказать и о негативных моментах. Такая способность легко и без особых усилий запоминать услышанное, ее слишком расслабила и не всегда она готова была трудиться, когда встречалось что-то сложное, что не давалось с первого раза. Но такое встречается и у тех, кто и не имеет столь необыкновенной слуховой памяти :).
Вот к какому выводу пришла.
Ребенка, который схватывает «всё на лету», нужно целенаправленно учить преодолевать препятствия, а не почивать на лаврах в расслабленном состоянии, что всё у него получается. Учить преодолевать трудности обязательно и, даже если всё чудесно, найти такую область, которая интересна ребенку или просто нужна (! очень важное слово), но не дается легко, чтобы хоть на ней ребенок оттачивал навыки преодоления трудностей, потому что с трудностями обязательно столкнется к старшим классам, а навыка у таких детей их преодолевать нет! И им безумно сложно заставить себя целенаправленно что-то делать, а не с налета и наскока. И имея талантливого, умного, чудесного, тонко чувствующего ребенка, можно всё разрушить, не научив его трудиться целенаправленно!
Почему 10-ый раз повторяю это слово? В надежде, что это позволить иначе взглянуть на ситуацию тех мам, которые радуются, что всё происходит само собой и усилий не требуется! Непроизвольное запоминание хорошо только (подчеркиваю- только!) для дошкольников, чем старше ребенок, тем больше нужно делать акцент на произвольное обучение (целенаправленное) и не только того, что нравится, но и что совсем не интересно и не нравится, но нужно! И это может быть что угодно- спорт, языки, окружающий мир, трудовые навыки.
Обязательно показывать как правильно учить стихи. Удивлена была, что не все это умеют. В начале учится четверостишие, потом следующее четверостишие, потом сразу два- первое и второе. Потом отдельно третье. Снова всё вместе — с первого по третье, и так далее, прибавляя всё время по одному. Уверяю, что выучить 12 строчек в начальной школе единым текстом -это совсем не тоже самое, что выучить стихотворение на несколько листов в старших классах. А навыка может и не сформироваться, если изначально полагаться на непроизвольное запоминание единым текстом!
Да, с сестрой всё хорошо, мама ее фактически заставила закончить школу, сдать экзамены и поступить в хороший ВУЗ, который она с красным дипломом и закончила. А сколько сил и седых волос это стоило маме- заставить ее учиться, когда сложно и нужны усилия! Даже страшно вспоминать, что она могла просто не закончить школу! Сейчас она повзрослела и поумнела, выработала навык целенаправленного обучения, в совершенстве владеет английским и закончила магистратуру в Великобритании в престижном ВУЗе.
И именно сестра считает, что ее способности всё легко ловить и воспринимать на слух связаны со стихами, которые мы учили в ее детстве.
Своему сыну (ему недавно 5 исполнилось) читаю стихи о природе во время наших прогулок, как правило, когда чувства переполняют, а простые слова слишком примитивны, чтобы описать окружающую красоту или те изменения, которые происходят в природе. Целенаправленно пока учили мало. Рано еще. Всему свое время. Но уже планирую выбирать подходящие к ситуации стихи и целенаправленно их учить. Лет с 3 читаем очень много ( и стихи , и прозу)! До трёх практически у него вообще не было желания что-либо слушать по книгам. Но с 3-х- это невероятно! Стали читать и читать безумно много, довольно сложные тексты, хоть день напролет. Я читаю, он играет, занимается своими делами. И это активное чтение- т.е. с моими пояснениями, комментариями непонятных слов, событий, явлений. Каждую книгу слушать готов хоть по 50 раз! Я столько не выдерживала читать одно и то же! Да, он потом эти тексты кусками наизусть выдавал или своими словами рассказывал, т.е. я понимала, что он осознал услышанное. В 4 мне на помощь пришел магнитофон. Т.е уже был достаточный словарный запас, чтобы он мог сам слушать записи (до 4-х магнитофон вообще не воспринимал). Живое чтение у нас остается- 15 минут-2 часа ежедневно. А вот магнитофонные записи может хоть 10 часов слушать, причем один и тот же диск и мало ему ещё! Он бы и меня столько слушал, да я столько не могу позволить себе читать, есть и другие дела. К тому же- это чудесные радио-постановки с нашими замечательными советскими артистами, прекрасное художественное чтение, мастерское исполнение + песни. Мы обсуждаем услышанное, непонятные слова спрашивает или я сама объясняю. Речь его, конечно, очень развитая, красивая, образная.
Для меня образцом в художественном чтении неизменно остается Василий Лановой. Когда попадаю случайно по телевизору, и слышу, как он читает стихи- просто не могу оторваться, сижу и слушаю! Завораживает! Он очень любит Пушкина и сейчас поняла, что надо найти его записи и включать ребенку. Вот на таких лучших образцах и нужно учиться! Вот какие образы и примеры должны с детства проникать в душу!
И для тех, кто дочитал до конца, хочу поделиться безумно красивой, поэтической книгой, которую мы сейчас читаем. Хоть и проза, но язык, как белый стих! Сказочно красиво и поучительно. Для ребенка новый мир востока, с его специфической лексикой (барханы, чайхана, беи, чалма, медресе и пр.), называется «Зеленая пиала», если кому понравится, буду очень рада! http://www.labirint.ru/books/571179/
Добрый день) Мария, спасибо вам за интересную тему.
Я очень люблю читать и эта любовь передалась старшему сыну))) мы с мальчиками всегда читаем перед сном. Стихи тоже учим, разные, на разные темы. Иногда просто какие по нравятся. Младший сын не ярый книголюб, но благодаря регулярным чтениям,и он приобщается.
Любим стихи Есенина, Фета.Знаем наизусть много стихов Чуковского,Михалкова, Барто.
Учим и просто стихи про времена года, к конкурсам чтецов.
Очень много приходится объяснять когда учим стихи о войне.
С детьми я по новому открываю мир поэзии и литературы. И мне это безумно нравится))).
Здравствуйте Мария! Моему сыну почти шесть,если точно пять лет и девять месяцев и он очень любит учить стихотворения. Учим разные то на праздник, то просто так. Стихотворение из четырех четверостиший мы учим примерно за тридцать минут перед сном, а утром встаём и все помним. Помним даже те стихи которые учили полтора года назад, и все без подсказок. Одно из его любимых он учил к 8 марта для моей мамы, своей любимой бабушки.
Бабушка родная, солнышко мое.
Мне всегда с тобою радостно, тепло.
Я тебе желаю, бабушка моя,
Крепкого здоровья, счастья и добра!
Он очень любит выступать в садике. Сейчас мы на день матери будем петь песню ≤Ты не бойся мама я солдат≥ из четырех куплетов и стихотворение из четырех четверостиший. В садике его очень любят и хвалят. Но вот в чем проблема: мой муж считает, что это вредно для сына столько много учить. Я же на против очень рада и всячески поддерживаю его. Стихи учим вместе, песни поем вместе, и причем у меня к нему всегда высокие требования. Если учим стихотворение, то только с выражением. И вот мой вопрос к вам: а как считаете вы, сколько ребенок должен учить в этом возрасте? Заранее спасибо за ответ! С уважением Дарья!
спасибо за советы. Будем учить с дочкой.