Тема статьи зрела у меня очень давно и вот я решилась с вам поговорить о том, зачем учить стихи с детьми? Начну с одной небольшой истории. Ехали мы как-то с Дашей в такси, ехать было далеко, а Дашка была маленькая, годика 3-4. За первые минут 20 езды мы успели переиграть во все игры, а потом она начала немного капризничать и я стала читать ей сказки в стихах (по памяти). Чтобы удержать ее внимание, я могла в любой момент прерваться и она должна была закончить фразу. Мы так прочитали практически всего Чуковского: Краденое солнце, Федорино горе, Мойдодыр, Путаница. Вспомнили Дядю Степу и другие стихи Михалкова. На Спящей царевне Пушкина водитель такси резко обернулся и замер. Мы удивленно посмотрели на него.
— Вы специально от меня книгу прячете?
— Какую?
— Ну где у вас сказки! Я как не посмотрю в зеркало заднего вида, у вас в руках ее нет, но вы же откуда-то читаете сказки.
— Читаю! По памяти!
— Не может быть! И ребенок не может знать столько сказок в таком возрасте.
— А что по-вашему она в три года, читает книгу, прячет ее и пытается довести вас до исступления?
— Ну да, не логично, — задумался наш водитель и мы поехали дальше.
И скажу вам, это не единственный человек, который удивлялся нашим поэтическим играм и памяти, встретившийся нам. Были и родители, которые не понимали, зачем учить стихи, если их можно прочитать, были и дети, которые думали, что нас кто-то заставил, «не иначе».
Но нас никто не заставлял и специально мы ничего не учили, просто мы так часто и много читали стихи, что они сами запоминались и большие и маленькие. Я помню половину стихотворений, выученных в школе (иногда отдельные слова забываются, но стоит один раз прочитать и снова много лет произведение хранится у меня в голове).
А вот теперь встает вопрос зачем? Зачем учить стихи?
Первый ответ, который я слышу всегда: «Чтобы тренировать память!». В этот момент мне хочется завыть и закричать: «Никто из поэтов не писал свои стихи, чтобы у детей была хорошая память!». Стихотворение – это целый мир!
Я сама не фанат поэзии, я люблю прозу, но есть в этом мире авторы, которые покорили мое сердце и я знаю очень много стихов наизусть. И в отличие от прозы классической, которую мы проходили в школе, я помню много стихов поэтов серебряного и золотого веков. Не ради развития памяти!!!
Давайте разбираться, для чего детям читать и самое главное учить стихи.
Во-первых, стихи расширяют кругозор и помогают чувствовать язык, красивый русский язык, великий русский язык.
Стихотворение наполняет тебя образами, чувствами, открывает тебе обычный сумрачный день с новой стороны.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Автор: Пушкин А.С.
И закрывая глаза пред собой ты видишь не просто горы снега зимой, ты чувствуешь каждый лучик солнца, отражающийся от снега, ты всей кожей ощущаешь морозец, может даже дуновение ветра. И это не просто слова, это маленькая вселенная.
Во время заучивания стихотворения, ребенок запоминает фразы, обороты, правильные конструкции, необычные сравнения. Впоследствии это пригодится ему, когда он будет писать сочинения или строить фразы в разговоре.
Во-вторых, при чтении и заучивании стихотворений развивается фонематический слух.
Фонематический слух (Фонематика) — различение звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Стихи же учат ребенка прислушиваться к звукам, дают понять, что есть слова одинаковые по звучанию, но разные по значению. Есть очень много игр для развития фонематического слуха, но об этом в следующий раз.
В-третьих, мы помогаем ребенку развить активный и пассивный словарь. Активный словарь – это те слова, фразы, обороты, которые ребенок использует в жизни и разговоре, а пассивный – которые он понимает, но сам не использует.
В-четвертых, стихи помогают развивать память (но, как говорилось ранее, это не основная их задача, не для этого они создавались).
В-пятых, знание стихотворений и их авторов, помогает ребенку выглядеть грамотным и образованным человеком, интересным собеседником. Да, в современном обществе мы не устраиваем баллов и не обсуждаем стихи и произведения великих людей, как это было принято в дворянских семьях. Но если мы хотим для ребенка лучшей жизни, правильный круг общения, то он должен у меть поддержать разговор и как бы не звучало это сейчас странно, знание великих поэтов и писателей классиков, ему пригодится.
А теперь вопрос 😉
Учители ли вы с ребенком стихи, легко ли это получается, какие стихи вы любите?
С уважением, Костюченко Мария
Руководитель онлайн-школы «Учимся играя»