Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Мы с вами продолжаем говорить на очень интересную тему, которая сейчас волнует большинство мам детей, которым исполнилось 6 лет. Школа или домашнее образование? Мне всегда было интересно поговорить с мамой, чей ребенок уже прошел данный путь и мама не просто рассуждает о прелестях домашнего обучения, но и четко понимает все его сложности. Я рада представить вам Ларису, маму девочки, которая до 8 класса обучалась дома. Лариса рассказала о том, как это было и какие сложности возникали при домашнем обучении. Статья получилась очень интересная и я очень рекомендую вам ее прочитать! А теперь передаю слово Ларисе.
Об этом написано немало статей, и мнений существует множество. Думаю, что и мой взгляд будет не очень отличаться от уже сказанного другими мамами. На самом деле, тут такой пласт важных проблем затронули в комментариях о домашнем обучении все мамы, и всё это так тесно связано и, как выяснилось, тянет за собой ещё и вереницу психологических проблем…
Постараюсь рассказать, как домашнее обучение проходило у нас с дочкой, хотя у каждого, кто решится на такое, будет своя картина и какие-то сложности.
Лично для меня вот всегда было важно понять, что ты хочешь от любого обучения (я сейчас про качество).
Формы могут быть разные: кто-то потом легко поступает после домашнего обучения (причём совершенно самостоятельно) в несколько вузов столицы на бюджет и выбирает, где ему лучше учиться (мама стоит в сторонке и мило улыбается), а кто-то еле-еле проходит на платное, потом снова ищет себя — снова на платное (это хорошо, когда у родителей есть средства на такие причуды дитятка, а не закладываются последние штаны в ломбарде), и так может повторяться несколько раз). Иногда, кстати, случается, что милую дочу и с платного (куда так стремилась она когда-то попасть) отчисляют за неуспеваемость и прогулы, пока она опять искала себя или свои таланты, иногда о-о-очень глубоко где-то зарытые). Вот да, мамы часто не совсем объективно могут оценивать способности и именно «таланты» своего чада, особенно при домашнем обучении). Потом ребёнок получает огромное разочарование и пинки от жизни, всё ломается… Странно, да?..
Сложная тема, многогранная, и в ней всегда будет много противоположных мнений.
Учить своего ребёнка можно по-разному, исходя из своих умений, возможностей, желаний и запросов. Если родители чувствуют в себе такие силы и возможности, если у них есть уверенность, что на данном этапе именно такая форма обучения подойдёт ребёнку лучше всего, что они доведут начатое дело до какого-то логического завершения, смогут дать своему ребёнку именно то, что представляют и желают (мы ведь все хотим для своего чада самого лучшего), и что именно такой подход необходим для их ребёнка, то домашнее или семейное образование (неважно, как это называть в данном случае) будет полезно. Но это и большая ответственность родителей! Здесь ведь тоже работает принцип «не навреди».
Важный момент: я не ждала, что с такой формой обучения нам будут рады в школах, куда приходили сдавать экзамены. Амбиции некоторых мам иногда не лечатся, поэтому отношение учителей к таким прибывшим можно понять. Я сразу отказалась от мысли растить белую ворону, никогда не заостряла внимание на какой-то необычности учёбы дочки, не рассказывала об этом всем с гордостью и вызовом, и дочка, учась потом в музыкальной школе, никогда не бравировала этим. Дети, конечно, интересовались у неё, где и как она учится, она отвечала. Но, поразмыслив и представив, как и сколько всего ей приходится делать на ДОМАШНЕМ обучении, не говоря о том, что ещё и экзамены надо сдавать каждую четверть, никто особо и не хотел бы себе такого, и не завидовал уж точно)). Это обучение было огромным нашим совместным трудом, ежедневным.
Невозможно не сказать сразу же ещё об одной тенденции, которая появилась не так давно… (но и отсюда тоже возникает ряд проблем и трудностей.)
Тема «модности» домашнего обучения очень сильно пересекается на сегодняшний день с не менее модной нынче темой переезда в деревню. Это нельзя не увидеть. Так, что придётся чётко разделять условия проживания ребёнка при выборе той или иной формы обучения: в условиях города, особенно столиц — богатстве возможностей, искушения количеством детских студий, — это одно, а в условиях сельской местности — совершенно иное (иногда малокомплектная сельская школа, где в классе 3-6 человек с милейшей учительницей, пойдёт только на пользу).
Здесь, конечно, каждая семья решает для себя сама, как лучше учить своего ребёнка и где жить. Мы тоже изначально проводили на даче много времени, жили до глубокой осени там, когда дочка была маленькой. Но, когда начались занятия с педагогами (музыка и английский были первыми), то с сентября мы уезжали в город безо всякого сожаления. Жили в пригороде Санкт-Петербурга, рядом был великолепный парк, так что вопрос с прогулками решался. Когда находились на даче, то готовились легко-играючи сдавать экзамены, чтобы потом выкроить нужное время на музыку или что-то ещё.
Я бы сильно задумалась, конечно, насчёт переезда в деревню со школьником, если по здоровью нет каких-то проблем (мамы, говорим сейчас исключительно о России). Понимаю, что могут быть и несогласные. Принимается. По мне так вполне хватит ребёнку деревни на лето или дачи на каникулах и выходных, или можно переехать в пригород (кстати, в своё время, дочке было 3 года, мы так и сделали, уехав из самого Питера в пригород, который находится в 35 км).
Молодёжи всё равно будет нужен город, и никуда от этого не деться: нужно пройти обучение, получить образование, чтобы вообще уметь сделать свой выбор в жизни. Чем больше возможностей выбора, тем лучше. Конечно, это личное моё мнение, взгляд на повальное увлечение деревнями и глушью со стороны, так сказать)), кто-то думает иначе…
Что хотелось бы сказать в первую очередь: если чувствуете, что не потянете сами колоссальную нагрузку с домашней формой обучения, то и ребёнка не долбите :), отдайте в школу. Так будет всем лучше и спокойнее. Это к вопросу о превращении мамы в «постоянно орущую тётку при домашнем обучении». Надо чётко себе представлять, сможете вы это или нет, тем более, если несколько детей в семье. Детки все очень разные, кому-то домашнее обучение очень подойдёт, а кто-то с радостью будет ходить в школу и маме сохранит кучу нервов. Дополнительно заниматься со своим ребёнком и просто слушать его вам никто не запретит. А это уже очень много! Если домашнее обучение по каким-то причинам не получается у мамы, наверное, будет лучше его прекратить и отправить ребёнка в школу (хотя здесь возможны психологические трудности по адаптации к школе после ДО).
Кому нужна вечно раздражённая, орущая мама и детские слёзы?! Поэтому тысячу раз подумайте прежде, чем решитесь на домашнее обучение.
Итак, тем, кто всё-таки собрался (в бой)) на домашнее обучение. Больше это сейчас касается начальной школы:
1) обязательно учитывайте все плюсы и минусы как городских условий для образования и развития, так и жизни сельской — образование и возможности будут всё же отличаться;
2) для начала нужно определиться самой маме: а что она желает от домашнего обучения, что хочет увидеть в итоге, есть ли у ребёнка занятия уже до школы, которые требуют много усилий и времени (спорт, музыка, несколько языков, художественная школа и т.п.). Я старалась ставить себе реальные цели.
3) в дошкольном возрасте и начальной школе на занятиях очень часто у нас присутствовала игра. Нет, мы не боялись заиграться. Зато интерес и огонёк в глазах ребёнка не угасал. Позже к средней школе это переросло в постановку проблемы на уроке или какой-то проблемной ситуации, которую надо обсудить и решить.
Очень помогали мне в вопросе, как поддерживать интерес к учёбе и мотивировать дочку (и себя конечно!) книги и мысли замечательных педагогов, интервью и статьи о них — М.Монтессори, Ш.А.Амонашвили, М.Щетинина и других. (Здесь ничего нового я не открою, но и отсюда в том числе черпались мои силы и вдохновение).
4) В начальной школе с дочкой учились анализировать, красиво писать, ставили почерк (и это важно), не спеша отрабатывались нужные навыки, сидели на теме и материале, пока не поймёт, не было гонки. Конечно, это огромный плюс ДО.
Наверное, важное при домашнем обучении и обилии дополнительных занятий — до школы времени не терять. А чтобы быть развитыми и подкованными к первому классу, мамам нужно читать Машин блог. Да 🙂 У нас примерно так и было, как у Марии, — иногда сложные понятия лучше освоить именно в игре . Как много мы успевали за обычную прогулку: и бегали, и играли в буриме, и сочиняли сказки, загадки, в хорошую погоду брали в парк устные предметы… Всё развитие речи прошло на прогулках. А это потом «всего лишь» написание сочинений на любую тему без проблем или связный устный рассказ, пересказ текста!
Здесь есть педагоги, в том числе и начальной школы (очень мне комментарии понравились к теме ДО) — не дадут соврать, какие сейчас проблемы у детей именно с развитием речи: дети не читают совсем, все погрязли в компьютерах и гаджетах, просто беда. К 8-9-му классу получаем такое косноязычное, ничего не желающее читать чудо…Запинаются, когда просишь что-то прочитать, уровень 2-го класса, сами понимают это, даже смеются над собой, но как же это не смешно всё. Понятно, что беда общая — там, где в семье любят читать, там и дети такие же.
Для меня у дочки в дошкольном возрасте и в начальной школе было самым главным развитие речи! Слушайте своего ребёнка, не отмахивайтесь, наоборот, всегда провоцируйте к рассказам его, задавайте множество вопросов. Книжка в руки ребёнку не даёт автоматически развития речи!. О книжке ещё нужно поговорить, обсудить, а это уже выходит в будущем на анализ произведения, понимание его, понимание любого текста. И читайте вслух ребёнку, как можно чаще, причём абсолютно разные тексты по сложности восприятия и стилям речи. Развивайте у него обязательно память на слух (тоже есть такая проблема у современных детей: запоминают только то, что увидели, — работает только зрительная память, а слуховая вообще не работает. Отсюда сложности в написании изложений. «Дайте мне хоть краешком глаза текст посмотреть, ну капельку! — канючат они». Вот это всё надо успеть сделать именно в начальной школе, потом такими вещами заниматься будет просто некогда.
Про математику. Занимались с дочкой по системе Петерсон. Очень были довольны. Но! Маме пришлось, конечно, перелопатить изрядное количество литературы, чтобы овладеть данной методикой. Система Занкова, Эльконина-Давыдова тоже была рассмотрена и изучена, брали конкретно для себя что-то стоящее из разных программ. Это очень сложно. Для мамы. Подумайте хорошо, нужно ли вам это.
Окружающий мир — занимались по многим пособиям, энциклопедиям, видео, ну и конечно на прогулках и на даче. Очень дочка любила этот предмет (сейчас написала и задумалась: а не было предметов, которые она не любила :).
Ещё я с ней брала курсы риторики и истории города (в нашем случае это Санкт-Петербург). Конечно, по истории СПб это были экскурсии прежде всего, также тетради к курсу предлагали множество интересных заданий и задачек.
Итак, в начальной школе у нас получалась такая картина занятий: русский язык, математика, литература (обязательно связывалась с историей, театральными постановками, живописью, музыкой), риторика, английский язык, окружающий мир, история города, музыка. ОБЖ я тоже ей давала, со 2-го класса.
Ещё один важный момент. Если не хотите постоянного каторжного труда с ребёнком до школы, то не устраивайте его сразу в 12 секций-кружков одновременно. Нигде не успеет, ничего не поймёт. Ребёнок должен быть готов к такой нагрузке и режиму. Знаю, о чём пишу. Либо мы ведём примерно такой образ жизни и постоянно трудимся, как Мария с дочкой (я не говорила, что против раннего развития, я во всём за чувство меры), либо уж тогда не сетуем, что ребёнок ничего не успевает и ничего не хочет. Слушайте своих детей. Мамы всё увидят и всё поймут, почувствуют — надо или нет это конкретно вашему ребёнку. За нагрузку и плохое настроение ребёнка отвечает только мама. Не грузите лишним, но если чувствуете, что можно где-то добавить занятий, сам ребёнок готов и хочет — почему бы и нет?
Начните с игровых занятий, а потом уже, при успехах и желании, потихонечку добавляйте какие-то свои несбывшиеся мечты из детства и студии. Всё очень индивидуально, кто-то может успевать одновременно несколько дел: музыка, художественная школа, английский,… (дочка у меня именно такая, типичный ртутный Близнец, ей всё давалось очень легко, НО(!) изначально к такой нагрузке она была готова). А кому-то нужно тихонечко листать книжку до определённого момента, пока ребёнок сам не покажет того, что готов к другим дополнительным занятиям. Мы же все такие разные.
В начальной школе — главным для нас было развитие речи! Ставьте почерк — потом на него нет времени и сил. По математике я с дочкой делала упор на развитие логики, решали логические задачи, много интересных было как раз в игровой форме. Петерсон нравилась.
Как мы занимались?
По организации занятий и режима дня скажу просто: режим у нас был. С самого раннего возраста, всегда. Да, придётся маме себя организовывать, без этого ничего не получится.
Режим дня обязательно нужен. У нас многое зависело от дополнительных занятий — в музыкальную школу дочка поступила сразу в 3-й класс, до этого мы занимались дома с педагогом и на дорогу в музыкалку времени не тратили. С английским происходило по-разному: были занятия и у нас дома, и у педагога. Значит, гуляли, болтали, рассуждали обо всём на свете пока шли.
Наши занятия, конечно, проходили утром. Сразу скажу, что утро зимы отличалось по времени подъёма от утра весны. Вставала дочка утром зимой в 9 часов примерно (конечно, иногда бывало и раньше), а вот весной она САМА просыпалась не позже 8 часов. Так что биоритмы никто не отменял. Ребёнок сам чувствует, сколько надо ему спать и во сколько просыпаться. А это важно для здоровья. Мне всегда особенно жалко маленьких детей, которых зимой в кромешной темноте ведут (тащат) в садик. Я сама ненавидела детский сад, в том числе и за это.
Занятия мы старались проводить в одно и то же время. Организм привыкает и требует сам занятий. С утра ещё гуляли с собакой (у нас был немецкий боксёр), так что заряд бодрости и позитива получали сполна! Физкультура скромно присутствовала всегда).
Спрашивали, как маме удавалось себя организовывать. Нуу, конечно же, это самый сложный вопрос ;). Сказалось, скорее всего, советское детство. Организованные вот мы были, да. Всегда. И для меня очевидно стало как-то с появлением дочки, что, если я себя не научусь собирать, то что уж говорить потом будет о ней. Это, знаете, из серии «не позволяй себе лениться». Потом мне везло: всегда рядом в жизни были как раз очень цельные натуры, «наполненные» люди, которым интересны в жизни многие вещи. И сама рядом с такими как-то невольно начинаешь внутренне приосаниваться и подтягиваться. Так что и для мамы важен режим дня.
Теперь всё-таки побольше расскажу о средней школе. До 8-го класса (включительно) дочка была на домашнем обучении.
Изучалось у нас всё блоками, обширными темами. Так намного полезнее и проще. Берёшь тему и сидишь на ней ровно столько, сколько надо. Какая-то тема шла очень быстро, какая-то медленнее. Обязательно старались привлекать связи с другими предметами, связь искусств, конечно, это касается, в основном, гуманитарных дисциплин. Особенно эффективны такие занятия блоками в средней школе. Можно очень многое успеть и охватить.
Сложность в том, что приходится постоянно согласовывать такое обилие программ и материала, что иногда можно потеряться во всём этом. Здесь для мамы поле деятельности огромное.
Мне всегда важно видеть результат, к которому хочешь привести ребёнка. И если относительно своих родных гуманитарных предметов было всё понятно и выстраивалось в систему, то, что касается математики, физики, химии — не всегда. Поэтому приходилось очень много работать самой. Приобретались методические материалы, разработки уроков, иногда консультировалась у преподавателей-предметников. Стало намного проще и спокойнее мне, когда отправила дочку на занятия этими предметами к специалистам. Сначала в планетарии, где была школа для детей по астрономии, были ещё занятия математикой и физикой, а позже, дочка иногда (занятия не были регулярными) занималась с репетитором по математике. И выяснилось, что занимались-то мы с ней неплохо. Для меня, конечно, это было предметом особой гордости. Так что при желании гуманитарная мама может освоить и математику — физику. Вопрос: а… зачем?! Сейчас я вряд ли бы захотела повторить этот «аттракцион» ещё раз, даже при нынешнем обилии интернет-ресурсов — всё равно не получится посадить ребёнка перед экраном и сказать ему: учись! Чудес на свете не бывает.
Теперь о минусах в средней школе на ДО. Сложности, конечно, были и почему-то больше именно в начальной школе.
Главный минус — это обилие программ.
Не все программы нравились, что-то приходилось изучать только потому, что НАДО СДАТЬ. Прежде всего, это касается математики конечно. И особенно начальной школы.
Не все преподаватели, куда мы ездили сдавать экзамены, разделяли изучение материала блоками или обширными темами. Плохо было то, что педагог не мог (не хотел) подстроиться и проверить конкретного ребёнка по какой-то теме, что изучена (работы-то контрольные все давно придуманы, а там всё строго по конкретному школьному учебнику, ни шага в сторону. Так что мне приходилось лавировать, приспосабливаться и делать так, чтобы дочка к моменту поездки в школу знала объём четверти обязательно (обычно на момент сдачи четверти мы бежали уже впереди), ну и всё, что дополнительно, — то наше навсегда, но(!) ещё надо было решить задачу именно в рамках определённой программы. На самом деле жуткая проблема и особенно, когда идёшь сразу по нескольким программам. Решает задачу, результат получает верный, но не тем способом решила, слишком быстро, такое в этой четверти ещё не проходилось. Почему нельзя заниматься именно по своей индивидуальной программе?! Мы же не сидели всё это время, а ЗАНИМАЛИСЬ! Но это уже отдельный разговор, анскулинг к нам точно придёт не скоро. Если сейчас в школах что-то изменилось, то я очень рада. Или это нам не повезло со школами, где принимались экзамены (их было 2 за весь период ДО)? Даже не знаю, что тут сказать.
Так что нам надо было либо не мудрить и идти строго по скучному учебнику (эти стандарты, как правило, грешили именно скукой для ребёнка), или на свой страх и риск идти своим путём (что я всегда и выбирала). Надо сказать, что в средней школе такого уже, конечно, не было (там всем было всё равно) — как решала, что решала и вообще решала ли 🙂 шучу конечно.
Выручали и очень радовали устные сдачи экзаменов, они были по всем предметам, не только гуманитарного цикла. Вот там преподаватели были всегда настроены намного мобильнее что ли. Если в тесте попадалось что-то, что ребёнок ещё не изучал (учебники-то опять-таки разные!), то в устной беседе всё корректировалось и становилось понятным. Сдавались тесты, контурные карты, иногда какие-то доклады и обязательно устная часть. Да. По всем темам четверти. Поэтому привозили мы сдавать не более 3-х предметов, иногда и 2.
Темпы на занятиях с дочкой у нас всегда и везде были бешеные, за урок успевали очень многое. По времени занимались примерно час (это если говорить о начальной школе). Потом перерыв и снова заниматься. Иногда она сама просила без перерыва, если очень было интересно и не хотелось прекращать занятие. В день (я сейчас про начальную школу) брали 3-4 предмета. Иногда вносились коррективы, когда были уроки музыкой или английским, тогда что-то переносилось и на вечер. Прогулки были обязательным ежедневным условием, многое я успевала рассказать и побеседовать на разные темы с дочкой именно на прогулках. Учили стихи — мамы, карточки в кармане со стихами, как было у нас, или, как сейчас — всё вообще в телефоне — такое удобство! — никто не отменял. Мама будет всегда заниматься, а вот ребёнок не всегда.
Мы не идеальны, поэтому случались и «нехотелки», и «немогунебуду», бывало. Значит, устала. И значит сейчас не надо. Но! В нашем случае была ещё ответственность за занятия музыкой и английским, где педагогом выступала не мама (и это очень важный момент!) И английский я быстро оставила без своего контроля в плане проверки домашних заданий (английским занимались с 5 лет в игровой форме сначала). Сделала, не сделала — сама и ответ держать будешь. С музыкой я не сразу смогла так поступить, там необходим не столько даже контроль, сколько слушатель. Конечно, очень важен выбор педагогов для своего ребёнка. Не все учителя подходят именно для вашего ребёнка. Темпы занятий у всех разные, характеры, речь. Нам везло, темпы у педагогов везде были, как у мамы — не заскучаешь при всём желании, дочке с ними было ИНТЕРЕСНО, а это самое главное и для меня. Конечно же, маме предстоит ещё потрудиться очень основательно в плане выбора педагогов, если решили что-то переложить на них.
Труд для родителей получается в любом случае ежедневный и постоянный.
Ну что?)) Если вы ещё не передумали после моего рассказа идти с ребёнком на домашнее обучение, то вы — герои!)))
С уважением, Лариса