Время неумолимо бежит вперед, наши детки взрослеют у нас на глазах. Кажется, что вот они только научились ходить, говорить, творить и уже умеют столько, что нам теперь за ними не успеть. Каждый день жизнь подбрасывает нам новые вопросы, на которые мы должны искать ответы. И вот сегодня я хочу предложить вашему вниманию размышления над одним из таких вопросов: «Стоит ли учить ребенка писать до школы?»
Ответ на этот вопрос попыталась найти Пироженко Татьяна, автор он-лайн школы «Учимся играя» и автор блога «Это интересно».
Только что в школах прозвенел последний звонок. Но не успеем оглянуться, как пролетит беззаботное лето, и снова в двери школы войдут ученики. Как трогательно выглядят малыши-первоклашки! Они еще так мало умеют и знают. И так много им предстоит узнать. Наверное, каждая мама хотела бы облегчить процесс обучения в школе для своего ребенка. Для этого многие родители за год, а то и за два до школы начинают водить своих детей на занятия по подготовке к школе или заниматься с ними дома по школьным предметам. С одной стороны, это совсем неплохо — никакие знания и умения не могут быть лишними. С другой стороны, не утихают споры о том, вредно или нет такое раннее усаживание за парту для здоровья будущих школьников. В дошкольные годы возможен лишь только один тип обучения — в игровой форме. И если математике, чтению, природоведению в такой форме обучать очень легко, для этого придумано множество развивающих игр и занятий, которые вы сможете отыскать, например, на страницах «Школы «Учимся играя», то вот обучить письму таким образом не получится. А в первом классе именно чистописанию уделяется огромное внимание. Ведь хороший почерк, быстрое и правильное выполнение письменных заданий — основы успеха в любых предметах, а не только в русском языке.
Поэтому велик соблазн заранее подготовить ребенка к школе и научить его писать письменными буквами. Для этого существуют специальные тетради — прописи. В них дается образец написания букв, повторяя который множество раз, ребенок доводит навык письма до автоматизма.
Я задалась вопросом, нужно ли учить своего ребенка (дочь через год пойдет в школу) перед школой писать письменными буквами. И хочу поделиться с вами результатами моего исследования.
Надо сразу отметить, что существуют как сторонники прописей, так и их противники. В некоторых странах (большинстве штатах Америки, Германии) вообще было отменено обучение детей письменным буквам. Теперь они пишут печатными. Такой отказ от рукописного шрифта мотивируется тем, что в современном компьютеризированном мире навыки написания текстов вручную становятся все менее востребованными. Поэтому посчитали нецелесообразным тратить время и здоровье детей на обучение вымирающему виду деятельности. Кстати, совсем недавно вопрос об отмене прописей поднимался и в России. Пока эта идея не встретила должной поддержки, но вполне может быть, что следующее поколение детей уже не будет использовать письменные буквы, так же, как наше поколение не знает, что такое писать пером и чернилами.
Плохо это или хорошо? С одной стороны, сидение над тетрадкой, действительно, вряд ли полезно здоровью малыша. Даже если вы соблюдаете все нормы, рекомендованные для правильной посадки маленького ученика за партой, и вашему ребенку не грозит сколиоз и близорукость, то у детей 5-6 лет кости запястья еще не окрепли и недостаточно сформированы для тех нагрузок, которые на них взваливают. Кроме того, неудачи в овладении письмом могут сильно повлиять на отношение ребенка к учебе вообще. У нас в обществе очень силен стереотип: если чистенькая, аккуратная тетрадка, то это отличник и умница, а если в тетради помарки и «грязь», то это двоечник и бездельник. Но задумайтесь, так ли это? Посмотрите автографы великих людей — сколько из них писали разборчивым аккуратным почерком? Тем более, что в конце начальной школы ученики все равно переходят на индивидуальный почерк, вырабатывают свой стиль, который необходим им в том числе и для самоидентификации. Надо ли искусственно тормозить этот процесс, заставляя первые четыре года выводить одинаковые как под копирку буковки? А знакома ли вам несправедливость, когда ученику снижают честно заработанную им оценку по письменной работе только из-за того, что у него «плохой почерк»? Я такое встречала неоднократно!
С другой стороны, никто не спорит, что буквы, написанные учениками, должны быть понятны и разборчивы для тех, кто их читает. Кроме того, сторонники прописей говорят о том, что тонкая координация мозга и моторики руки, которая вырабатывается именно при написании письменных букв, очень благотворно сказывается на развитии мозга вообще. Но ведь этого же эффекта можно добиться при рисовании, лепке, других занятиях, в которых используется мелкая моторика. Так может быть в начальной школе увеличить часы на занятия творчеством за счет сокращения часов, отведенных на чистописание? Вопрос риторический. Пока урок «письмо» в школе никто отменять не собирается. Ему по-прежнему отводится очень много времени. И по-прежнему малыши с высунутым набок язычком сосредоточенно выводят строчки неуверенных кружочков глядя на недостижимый для них (да и для их родителей) образец, напечатанный в начале строки типографским способом.
Поэтому надо задуматься, что именно мы можем сделать, чтобы подготовить детей к этой нагрузке? Когда мы с дочкой, которой через год идти в самую обычную школу (в гимназиях требования к подготовке могут быть гораздо строже), подошли с этим вопросом к нашей будущей учительнице, она нам сказала: «Письменному письму учить дошкольников ни в коем случае не надо! Даже если ребенок уже созрел до письменных букв. Во-первых, вы можете не заметить, что ребенок пишет какую-нибудь деталь буквы неправильно — не так соединяет, или ведет линию не в том направлении. Переучивать гораздо труднее, чем учить с нуля. А во-вторых, ему будет элементарно скучно на уроках письма и без того не слишком увлекательных.»
Что же остается делать, сидеть сложа руки и надеется на учительницу? Конечно нет! Готовится все-таки надо. И главный аргумент для дошкольной подготовки для меня то, что ребенок, попадая в школу, получает такую большую информационную нагрузку, что собственно обучение тонет в ней как крупинка. Я это прошла по опыту со старшим сыном. Как я рада, что он уже до школы многое знал и умел и первое время там для него не было ничего нового. Посудите сами, на уроке ребенок должен держать в уме, что сидеть надо прямо, что ногами под столом болтать нельзя, что для того, чтобы что-то спросить, надо поднять руку, что соседа по парте зовут Сережка и у него есть солдатики, что хвостик у буквы «ы» должен начинаться внизу кружка, и что угол тетрадки должен смотреть ему в грудь. Как ему тут не запутаться?
Поэтому развивать мелкую моторику перед школой все-таки надо. И приучать правильно сидеть за столом. И правильно держать ручку. Но вот заставлять писать «от сих до сих», назначать, сколько примеров решить и сколько букв выписать, объявлять, что «сейчас мы будем делать уроки» и ругать за помарки или неусидчивость надо только лишь в том случае, если вы хотите, чтобы ваш малыш возненавидел учение. Достаточно просто рисовать, раскрашивать раскраски, обводить картинки по пунктирным линиям (кстати, именно такие задания предлагаются в «прописях для малышей», которые повсеместно продаются сейчас), вырезать и клеить аппликации, вышивать, играть в конструкторы. И делать это в свое удовольствие 🙂 И тогда в школе проблем с письмом у вашего ребенка не будет.
Татьяна Пироженко (Tavika), автор блога «Это интересно!»