Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Приближается праздник всех влюбленных. В своей рубрике «Развивай-ка» на Блоги мам я уже рассказала о том, как можно провести этот день. А сейчас, я предлагаю вам прекрасное развивающее занятие от Чабуткиной Алины, автора блога «Наши не серые будни» и нового автора онлайн-школы «Учимся играя». Встречайте!
День всех влюбленных в духе Марии Монтессори.
Возможно, не всем нравится этот праздник, но мне кажется, что этот день, лишний повод признаться друг другу в любви и поговорить об этом важном чувстве.
Для каждого праздника можно придумать массу упражнений в духе Монтессори и интересно поиграть. Конечно, большая часть упражнений — сенсорная. Для детей любого возраста в этот день отличным подарком станет плюшевое сердце — большое или маленькое, но мягкое и теплое. Можно купить его в магазине, а еще лучше сшить любящими руками. Почему именно сердце-символ этого дня? Потому что любим мы сердцем, оно доброе и отзывчивое. В мамином сердце любви хватит на всех!
Устройтесь поудобней, можно на небольшом коврике, который вы будете использовать только для Монтессори игр. Сядьте друг против друга. Поговорите про этот праздник- МОЖНО РАССКАЗАТЬ КОРОТКУЮ ЛЕГЕНДУ. Давным-давно жил один юноша, он был священником и соединял сердца влюбленных. Но правитель той страны запретил войнам жениться. Валентин против его воли тайно венчал влюбленных, за что был арестован и приговорен к казни. В тюрьме заключенным помогала дочь тюремщика, но она была слепой. Валентин усидел ее и влюбился без памяти. От этого волшебного чувства у него появился дар и он излечил девушку, она стала видеть. В день своей казни 14 февраля Валентин отправил ей любовное послание с подписью «от твоего Валентина». Девушка хранила это послание всю жизнь. С тех пор пошел обычай в этот день обмениваться письмами между любящими людьми.
!!! Считается, что Мария Монтессори была против чтения и рассказывания фантастических сказок детям, может быть и так, но она придумывала и рассказывала свои необыкновенные БОЛЬШИЕ ИСТОРИИ о появлении жизни на Земле, о времени, о звездах. Эта были сказки о не сказочном, а о настоящем. Эти истории она рассказывала в КРУГУ, когда все собирались, все стихало и начиналась история.
Вместе потрогайте, погладьте плюшевое сердце, ощутите руками его форму. Поговорите про цвет — яркий красный или розовый, у кого какое сердце найдется. Проговаривайте свои ощущения- “СМОТРИ, МАЛЫШ, КАКАЯ КРАСИВАЯ ИГРУШКА, ЭТО СЕРДЦЕ, оно яркое, красное, потрогай какое мягкое и теплое, давай ручками обведем его контур. Какая красивая форма! А знаешь, где прячется сердце у человека? В груди! Вот здесь! Приложи ручку, чувствуешь стук? Это оно! Когда ты видишь человека, которого любишь, оно стучит еще сильнее.”
Заранее не готовясь, можно сразу перейти к интересной игре — попробуйте вместе найти в квартире все предметы красного ( или розового цвета, смотря какое у вас сердце). Маленькие предметы можно сложить в корзинку, коробочку или мисочку, а большие просто назвать. Когда будете искать предметы, обязательно проговаривайте из названия, если красный мячик спрятался под стулом, обязательно обратите внимание на предлог ПОД и остальные пространственные понятия (на стуле, в шкафу, за столом и т. д. )
Так же можно искать предметы, похожие на сердце своими свойствами — мягкие, теплые или похожие на сердце формой. Рассмотрите все предметы, назовите их, а после….а после, пусть к вам придут 2 зайчика — мама и малыш. Мама скажет: — “Какой у нас беспорядок, Зайчонок! Давай вернем все вещи на место!“ Малыши с радостью помогут зайчику! А для детей старше 3 лет, которые учатся читать эту игру можно совместить с обучением чтению — заранее подготовьте записочки, в которых будет коротко написано куда положить ту или иную вещь — например, под стол, в шкаф — пусть ребенок поможет зайчонку прочитать записочку, ведь он уже большой и умеет читать. И вместе они быстро наведут порядок.
!!! Дети 1-3 лет находятся в сенситивном периоде ПОРЯДКА — они не любят перемен, любят, когда все вещи находятся на своих местах. Это может показаться удивительным, зная, как малыши умудряются перевернуть всю детскую комнату вверх дном. Но это проблема родителей, обеспечьте им меньше игрушек и будет меньше беспорядка. Каждую вещь легко будет поставить на свое место и вскоре ребенок сам приучится убираться.
Заранее хорошо бы подготовить сенсорную коробочку -это такая емкость, в которой собрана разная мелочь на определенную тему или с одинаковыми свойствами. Размер коробки может быть любым, можно сделать огромный таз или ванночку, все зависит от того, сколько наполнителя для коробочки вы сможете собрать. Наполнителем в нашей любовной коробочке могут быть :
1.Сердца в большом количестве — пуговицы, бусины, если их нет, то можно слепить сердечки из самозатвердевающей массы или запекаемой полимерной глины, которая продается в магазинах для рукоделия. В канцелярских магазинах можно встретить маленькие стирательные резинки в форме сердечек. Если вы умеете вязать, то можете навязать сердечки или сшить. Сердечки могут быть разных размеров, цветов и оттенков. Эти свойства пригодятся нам для игры.
2. Рис, окрашенный в красный цвет — очень удобный материал! В нем можно прятать, зарывать сердечки, а потом искать их.
Покрасить рис легко, берете самый простой рис, спирт или водку, в ней растворяете краску. Краску лучше брать пищевую, которой красят яйца, но ее может не оказаться под рукой до самой пасхи, поэтому можно взять гуашь, но не очень много, так как рис может потом окрашивать руки, а это не очень приятно. И цвет будет не красным, а розовым, что в принципе не плохо. Мне понравились красители для мыла, они продаются в отделах для мыловаров, в рукодельных магазинах и в интернете, бутылочка от 40 руб, эффект очень хороший. При любом красителе, заливаете его в рис и перемешиваете как следует, лучше взять банку, насыпать в нее рис и залить, потом закрыть крышкой и как следует потрясти. Потом высыпать рис на противень или другую ровную поверхность и равномерно распределить для просушки. Спирт быстро испарится и можно будет играть.
В принципе, для наполнения коробочки больше ничего и не надо, теперь подберем ИНСТРУМЕНТЫ для работы — малыши 1 года будут с удовольствием пересыпать содержимое ручками, детям постарше можно предложить ложку, разные просеиватели , пинцеты, щипцы, половники и шумовки.
Поставьте вашу сенсорную коробку на столик или на коврик на полу, рядом расположите посудину для сердечек и покажите как можно ложкой выкапывать и вылавливать сердечки из риса и складывайте их на тарелочку.
Для детей старше года можно добавить в сенсорную коробочку задания, но нужно заранее подготовиться. А еще можно рассказать сказку!
Из красного и розового картона вырежьте 2 сердца разных размеров и разрежьте их пополам, как разбитые сердца. Спрячьте их на дно коробочки , если есть, достаньте 2 игрушечных зайчика поменьше и побольше и расскажите малышу сказку- жил был маленький зайчик ( можно назвать его именем ребенка)и мама зайчиха. Малыш часто не слушался маму и убегал от нее, но вот однажды, он так далеко убежал, что не смог найти дороги домой и потерялся. На лес спустилась ночь и малышу было очень страшно, он так трясся от страха, одиночества и тоски по маме, что его сердечко разбилось. А мама тоже очень переживала дома в норе и ее сердце тоже не выдержало и раскололось. Давай поможем зайчатам собрать осколки их сердец и вернем малыша домой.
Пусть ребенок руками нащупает половинки сердец на дне и соединит их и спасет зайчика, вернув его маме.
!!! В этом упражнении заложена система самоконтроля по Монтессори — цветовая метка — соединить надо 2 одинаково окрашенные половинки, ну и размер тоже является меткой — большая половинка с маленькой просто не соединятся!
Зайчиков можно слепить — большого и маленького из пластилина. Достаточно просто иметь под рукой коробку пластилина. Предложите ребенку определить какое сердце мамы зайчихи, большое или маленькое? Чье сердечко меньше, маленького зайчишки или его мамы?
Сердечки можно разложить по размерам, рассортировать по цветам, по фактуре — если у вас есть сердечки из ткани и из пластика, то можно разложить их в 2 разные кучки. Если вы сделаете сердечки разных оттенков, то можно разложить их от темного к светлому, построив мостик для сбежавшего зайки.
А теперь устроим праздничный ужин для зайцев- для начала сделаем им сладкие пирожные из пластилина. Помимо него нужны будут формочки для вырезания сердечек. Их можно купить или сделать из рулончика от туалетной бумаги
Украсить их можно разными бусинками или сердечками и рисом из сенсорной коробки.
И небольшой, но очень интересный эксперимент для зоны космического воспитания- любовное зелье! Нам понадобится:
- Прозрачный стакан с водой (пол стакана)
- Ложка побольше
- Сода
- Лимонная кислота
- Краситель красный ( лучше жидкий из пасхального набора или для мыловаров)
Готовим эксперимент — в ложку капаем несколько капель красителя, сверху засыпаем содой и лимонной кислотой и кладем ложку на поднос рядом со стаканом с водой. Предложите малышу окунуть ложку с волшебным порошком в стакан и ….. Получится взрывное ярко розовое зелье!!! Это полный детский восторг!!! Приготовьте побольше соды и кислоты, так как вам придется повторить опыт еще и еще) Вместо лимонной кислоты можно взять уксус и сразу налить его в стакан. Но с лимонной кислотой реакция получается более бурной. Можно добавить блестки и какой-нибудь ароматизатор, который ассоциируется у вас с красным цветом, клубника, например ( так де продается в отделе для мыловаров)
Как видно это не только интересный эксперимент, вызывающий массу эмоций у ребенка, но и сенсорный опыт-слух, зрение, обоняние-все чувства задействованы!
П. С. Сначала попробуйте провести опыт без ребенка, что бы посмотреть получится ли.
Небольшое упражнение из зоны математических способностей- понадобятся карточки (см приложение) и сердечки из сенсорной коробочки( можно слепить из пластилина). Просто подбирайте нужное количество сердечек и проговаривайте название цифры.
!!! Мария Монтессори считала, что нет понятия математического ума, все должно быть развито наравне и без математики правильного развития и понимания многих процессов быть не может.
И еще немного творчества.
Для папы, бабушки или друга можно сделать любовное послание- открытка шнуровка станет отличным подарком. Вам нужно будет сделать заготовку из плотного картона, лучше коробочного вырежьте деталь любой формы и размера, нарисуйте контур сердца карандашом, сделайте шилом дырочки на равном расстоянии друг от друга. Здесь учитывайте усидчивость и терпение вашего ребенка, если терпения у малыша не много, то сделайте расстояния между отверстиями как можно шире, что бы пришлось меньше шнуровать, а результат был получен. И расширьте ножницами отверстия для шнурочка, которым будет шнуровать малыш. Пусть все будет очень просто, но открытка будет доделана)
Обменявшись валентинками, обнимите друг друга. Вы молодцы и отлично потрудились!!!
Скачать карточки для игр «Цифра — количество»