Сегодня я рада представить вам рассказ Ирины Смальницкой на конкурс «Растим гения», который проходит в моем блоге «Учимся играя» при поддержке журнала «Счастливая мама» в честь 2-летия блога.
«Раннее развитие моей малышки Миланочки началось месяцев с двух. Но когда я ещё носила её под сердцем, я в литературе нашла рассказ о книге С. Лупан «Поверь в своё дитя». Именно эта книга открыла для меня мир раннего развития ребёнка. Будучи беременной и в первые месяцы жизни дочери, я представляла, какая она у меня здоровая (в книге внимание уделяется физическому развитию детей) и умненькая (автор книги рассказывает о методике Домана).
Итак, начитавшись, я изготовила сама карточки со словами. Начались наши занятия и… с треском провалились под натиском насмешек родни. Печально, но в меня закрались сомнения, я поддалась им. А по методике, занятия надо проводить только при условии хорошего настроения с обеих сторон: малыша и мамы.
Потом был период изучения сайтов, дневничков, форумов, отзывов. Я воодушевилась примерами, опытом других мамочек и уже, не обращая внимания на мнение близких, возобновила «учёбу» дочери, когда ей было около 5 месяцев. Ко мне относились с лёгким недоумением, когда видели, как обклеены двери всех шкафов и стены карточками со словами, с цветами, с различными картинками, географической картой.
Что мы делали? Смотрели карточки со словами, карточки с количествами (и те, и другие я делала сама). Все карточки я показывала строго по методике, ничего не придумывая, но только во время игры. Здесь главным для меня было передать радость от этого необычного общения мамы с младенцем.
К тому времени моя доченька уже практически сидела, и я вместе с прикормом (после приёма пищи) начала демонстрировать на компьютере презентации по типу «Мир на ладошке». Кстати, эти картинки из презентаций я распечатывала и отдавала для игр ребёнку, позже из них мы стали делать различные аппликации. В общем, сейчас накоплен огромный дидактический материал, и Милашка любит доставать картинки и перекладывать, смотреть, называть их, рассказывать о них.
Можно сказать, что я достаточно непостоянный человек и могла делать небольшие перерывы в наших занятиях. Сначала я себя за это корила, но всё-таки пришла к выводу, что, заставляя себя, не могла передать радость от «учебного процесса» Милане. А это был одним из главных факторов. Поэтому занятия у нас проходили только при хорошем настроении с обеих сторон и самочувствии.
Опять-таки, хочу сказать об отношении близких и о результатах. В методике Домана-Маниченко говорится, что нет необходимости часто устраивать проверки, в дневничках на сайте компании «Умница» есть много примеров об эффективности этого подхода. Поэтому я не гналась за результатом, мне просто было самой интересно так заниматься с дочерью. Родственники перестали удивляться, привыкли, в чём-то стали поддерживать. Никто не спрашивал у Миланы, сколько будет 2+2. Мы просто занимались «чтением» (зачастую этот процесс проходил на горшке) и «примерами» (мы перешли к равенствам).
Когда Милане было около 7-8 месяцев, моя фантазия на карточки со словами и словосочетаниями иссякла, я больше не могла придумать что-либо для карточек из окружения дочери. Тогда я начала делать некоторое подобие «листалок» из арсенала «Умницы». На основе коротеньких стишков о животных я распечатывала на цветном принтере «книжечки», которые мы ежедневно несколько раз в день читали. Здесь результат сам проявился. Стишки легко запоминались, в них были звукоподражающие слова. И когда мы с Милашкой ездили в машине (а я была за рулём и не могла играть с дочерью во время движения), чтобы дочка не плакала, не хныкала, я рассказывала ей эти стишки, а в том месте, где надо сказать «гав-гав» или «мур-мур» делала паузу. И вот Милашечка стала заполнять эти паузы, пытаясь воспроизвести нужны слова. Моей радости не было предела, я с огромным наслаждением хвалила дочку, ей это тоже нравилось.
Позже к первому Дню рождения дочери я купила набор «100 цветов» в компании «Умница». Для Капельки мы сделали «домик» — ватман с кармашками, к ней по очереди приходили разные «соседи» — карточки с другими цветами. Мы искали похожие цвета в обстановке, в игрушках – всё, как в дневничках и на форумах. Довольно-таки рано она запомнила основные цвета. Был интересный случай, тогда Милане было чуть больше года, она уже достаточно понятно для посторонних изъяснялась. Муж взял её на работу, там коллеги вокруг неё собрались. Начали давать ей одинаковые брелоки с логотипом компании, но разных цветов. И Милашка правильно называет, что это красный, зелёный, оранжевый, синий брелок… а это цвет морской волны! Сотрудники были крайне удивлены такими познаниями у нашей доченьки! Удивительно, дочка и сейчас любит этот набор из 100 цветов.
Ещё одна детская особенность – она любит рассматривать фотографии. И я решила объединить это увлечение со знакомством с миром. Эта странная идея появилась после прочтения одной из книг В. Довганя о том, что мотивацию к действиям можно брать из подвигов, достижений великих людей. В общем, все три составляющих (детская любовь к фотографиям, необходимость знакомства с миром и достижения других людей) привели меня к идее фотоальбома о выдающихся людях. Так, я стала распечатывать на каждый день по фотографии таких личностей и показывать их дочери (каждый день календаря – один из дней рождений знаменитостей). И это ей понравилось! Я заранее готовила краткую информацию и подыскивала портрет интересного человека, распечатывала, вставляла в фотоальбомчик (9*12). Таких альбомчиков уже большая коробочка накопилась! С Милашкой мы сначала просто смотрели портреты, а я называла, что это, например, Микеланджело да Караваджо. Намного позже она стала спрашивать, а кто это? И я кратко говорила, что это художник. Интересно было, когда она смотрела подборку картин великих художников, слышала автора и искала его в нашем альбомчике. Значит, что-то в её головушке «схлапывалось». И с помощью таких альбомчиков мы познакомились с архитекторами, конструкторами, королями и царями, спортсменами и представителями бизнеса и т.д. Честно признаться, мне самой очень интересно каждый день узнавать что-то новое.
Интересно было наблюдать за ребёнком, когда мы ездили на море, и там её любимый канал шёл не английском языке. Так к концу отдыха она начала повторять некоторые фразы на английском. Я подхватила это начинание, стала рассказывать ей стишки на этом языке, показывать движения под них. Милашка всё это моментально «схватывала» и повторяла во время своих игр с куклами. Жаль, я не владею свободно иностранным языком, чтобы уже сейчас он для неё был не иностранным, а вторым родным языком. Именно над этим я сейчас и работаю.
Помимо таких специфичных занятий мы с доченькой ежедневно гуляем и наблюдаем за природой, а потом всё увиденное на прогулке лепим, рисуем (и пальчиками, и кисточкой, и за столом и на мольберте), делаем аппликации и разные поделки из подручного материала. Такие творческие занятия ей очень нравятся, мы часто дарим её работы близким, проводим домашние выставки. Все идеи я черпаю из просторов Интренета. Очень мне полюбился блог «Учимся играя». Недавно я вышла на работу, но все творческие занятия продолжают бабушки.
Говорить о результатах не приходится, многие из моего окружения их и так видят и удивляются. В полтора года дочка хорошо говорила на любые темы, могла попросить, что ей нужно, и выполнить то, о чём её просят. Она очень сговорчива, в моменты капризов она прислушивается к моим объяснениям, почему так нельзя делать, и соглашается. Сейчас дочери 2 года и три месяца, она правильно изменяет слова в словосочетаниях и говорит сложно-подчиненными предложениями, значит, легко осознаёт причинно-следственную связь. Милана – это источник вопросов «Что такое «интересно», «когда», «вот здесь»?» и требует определения таких понятий. Любое новое для неё слово обязательно приведёт к рассуждениям о нём с примерами из жизни. Сейчас она вникает в суть родственных отношений, например, она задала вопрос: «Мама, почему ты моего деда называешь папой?»
Но самое главное, что я взяла из раннего развития, — это то, что всё надо делать только с огромной любовью к ребёнку, только в самом хорошем настроении, и обязательно говорить доченьке, какая она умница! Тогда всё обучение, да и воспитание в целом, проходит гладко, с большим желанием со стороны ребёнка. В этом процессе важно удовольствие малыша и родителей! Золотое правило – это просто любить малыша, вне зависимости от того, хорошо он говорит или нет, умеет он уже что-нибудь делать или только учится этому. Именно это я вынесла из процесса развития своей дочурки.»
Ирина, спасибо большое за ваш рассказ. Когда я читала самое начало, то в какой-то момент поняла, что я могла бы написать теже самые строки и о Домане и об окружающих. Статья мне очень близка! Спасибо большое за участиев конкурсе и за ваш рассказ!