Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о том, как подойти к вопросу изучения с ребенком временных понятий. В этом посте я попытаюсь обобщить наш опыт занятий и игр с Дашей по теме Время.
Начинать знакомить ребенка с временными понятиями лучше всего с разговоров о том, что происходит за окном. Попутно хорошо бы подготовить для малыша демонстрационный материал.
Распечатайте 4 картинки, на которых изображен объект в разное время суток: утро, день, вечер, ночь. Подпишите крупными буквами картинки (части суток). Под картинками хорошо бы повесить текст стихотворения (или выучить его наизусть). И во время просмотра картинок рассказывать ребенку стихотворение.
Для того, что изучение превратилось в игру предлагаю вам создать интересный паровозик «Неделька». Заниматься по паровозику нужно переставляя каждый день фото ребенка на новый вагончик. На каждом вагончике написан день недели и расположено столько окон, какой этот день недели по счету. Под вагончиком расположены переставные таблички: вчера, сегодня, завтра, которые также каждый день меняют свое расположение.
Хорошо бы создать календарь наблюдений за погодой. У нас он выглядит так, как показано на картинке ниже (это готовый вариант). Вы выставляете месяц, день недели, число и иллюстрируете погоду за окном: тучи, солнце, дождь, снег и т.д. Можно для такого календаря сделать термометр (но это уже для деток постарше). Варианты подобного календаря есть в бумажном варианте или на магнитах (специально для холодильника)
Можно созздать на стене или в специально отведенном месте галерею картин, иллюстрирующих каждый месяц сезона. Чтобы ребенок зрительно видел изменения, которые происходят от месяца к месяцу. Если место на стенах не позволяет сделать такого наглядного пособия, то для этого можно завести альбом или папку с фотографиями.
Что можно делать еще?
- Объяснять периодически и обращать внимание на время суток, день недели, сезон (месяц) подключать более усилено фото по месяцам и презентации
- В течение дня говорите малышу, что было утром, а что будет вечером (малыш постарше может попробовать сам рассказать), так же употребляйте слова «сейчас», «сначала», «потом»
- Читать книги со стихами про части суток, дни недели, времена года
- Играть в потешки-загадки
Изучайте временные понятия во время творческих занятий:
- Предложите слепить из пластилина звездочки, месяц, солнышко
- Предложите порисовать «утренние, дневные, вечерние, ночные картины». Обратите внимание малыша на цвет и свет (теплоту) краски
- Предложите малышу сделать панно «Звездное небо»: вырежьте круг, пусть малыш раскрасит его пальчиками в темно-синий цвет, а теперь наклейте вместе желтые горошины, или прилепите пластилиновые шарики желтого цвета, или из приклейте квадратики из золотинки от конфет.
- Понаблюдайте из окошка, обратите внимание на то, что малыш видит утром, днем, вечером, ночью (поздним вечером)
- Посмотрите с малышом ВЫСТАВКУ «Время суток в картинах известных художников»
- Посмотрите фотографии – иллюстрации книжек. Расскажите маленькую историю – какое время суток изображено, что бывает в это время суток в природе (с солнцем, небом, животными), с людьми, с животными.
- Сделайте четыре маленькие картиночки (нарисуйте, вырежьте из журналов) или возьмите фотографии времени суток. И предложите малышу расположить картинки в нужном порядке (слева направо). Если малышу сложно расставить картинки, сделайте это сами и поясните свои действия. А малыш тогда попробует правильно разложить стрелочки, нарисованные на маленьких листочках, показав, что бывает сначала, а что потом.
- Поиграйте в «Верно или нет?». Если высказывание мамы верно, то малыш складывает ручки как во сне, если нет, хлопает в ладоши и стучит ногами. Перед сном нужно: почистить зубы и умыться; попрыгать и побегать; проветрить комнату
- Предложите малышу разрезные картинки (открытки, иллюстрации из журналов и книжек, фотографии – сфотографируйте один и тот же вид в разное время суток, например вид из вашего окна )
- Сделайте из мозаики звездное небо (синее небо с желтыми звездами)
- Постройте из кубиков кроватку, ванночку, стол с лавкой и др. И обыграйте вместе с ним и маленькими игрушками одни сутки (как они встают с кроватки, как идут умываться, как гуляют, как обедают, как играют, как ложатся спать)
- Читающим малышам можно предложить расставить около картинок подписи (на карточках) или расставить подписи в нужном порядке с обозначением частей суток или времен года
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ МАМ
Семидневная неделя как промежуточная единица измерения времени между сутками и месяцем возникла в Древнем Вавилоне. Ее возникновение было связано с суеверным почитанием числа «семь» — по числу видимых небесных тел (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Луна, Солнце). В те времена дни недели так и определялись: понедельник — день Луны, вторник — Марса, среда —- Меркурия, четверг — Юпитера, пятница — Венеры, суббота — Сатурна, воскресенье — Солнца. На Руси неделю называли седмицей. Воскресенье называлось неделей (нет дел, день отдыха), понедельник-день после недели, вторник-второй, среда-середина седмицы, четверг-четвертый, пятница-пятый день, суббота — от слова «сабат» или « шабаш»- конец всяких дел, последний трудовой день недели.
Происхождение недели связывалось и с четырьмя фазами Луны: первая — от зарождения серпа до формы луны в виде полукруга; вторая — от полукруга до полного круга: третья — от круга вновь к форме полукруга; четвертая — от полукруга вновь к форме серпа. На каждую из этих фаз падает приблизительно 7 дней, что и называлось седмицей или неделей у славян.
Каждый день недели по-разному называется на разных языках. В языках европейских народов сохранились названия дней недели в основном по названию планет. На Руси еженедельный свободный праздничный день назывался «неделей» — днем, когда «не делают», — отсюда произошло название «понедельник — день, следующий после «недели»; среда — средний день; вторник, четверг, пятница названы были порядковыми номерами этих дней недели. Суббота получила название от тех времен, когда этот день был у некоторых народов выходным (назывался «сабат», т. е. отдых). В настоящее время слово «неделя» означает весь семидневный период.