Сегодня я рада приветствовать автора онлайн-школы «Учимся играя», Пироженко Татьяну. Татьяна поделится с нами своими мыслями о том, нужны ли детям дополнительные занятия, кружки, секции. О чем стоит задуматься маме, записывая своего малыша в очередной кружок или приглашая репетитора. Сразу хочу сказать, что это личное мнение нашего автора и Таня лишь рассуждает вслух на эту сложную тему.

«Наступил новый учебный год. Наши детки снова пошли кто в школу, кто в детский садик. Но учебный год начался не только там, а и в разнообразных кружках и секциях, студиях детского творчества, развивающих центрах и так далее. Да и мамы, которые сами занимаются обучением своих детей, с наступлением сентября возобновляют регулярные занятия. И в связи с этим, мне сегодня хочется поговорить с вами о том, как и сколько надо развивать детей.

Любые занятия с ребенком – это, бесспорно, полезно. Ходите ли  вы в музыкальную школу, учите ли английский язык, занимаетесь ли рисованием, танцами, спортом – все это развивает вашего малыша. Пусть даже потом он не станет великим спортсменом или художником, но он будет обладать еще одним дополнительным навыком и умением, которое сделает его жизнь богаче. Я и сама в детстве ходила в несколько кружков и студий, мой тринадцатилетний сын обязательно занимается где-то дополнительно к школе, и вскоре я планирую  подобрать занятия, которые будет посещать моя почти шестилетняя дочь.

Но тут, как и в любом деле, а не только в развитии детей, важно соблюдать меру. Понятно стремление мам вложить в своих детей как можно больше. Они не жалеют на это ни денег, ни времени, ни сил. И готовы бежать со своим ребенком сначала на занятия в спортшколу, оттуда – в центр развития, а вечером их еще хватает, чтобы проводить тематические занятия дома самостоятельно. При этом они часто жертвуют всем своим личным временем на это. Я знаю несколько примеров, когда мамы даже бросали работу ради того, чтобы иметь возможность водить ребенка на разнообразные занятия: «Я хочу, чтобы он вырос развитым человеком». Но остановитесь на минутку и прислушайтесь – хочет ли этого ребенок? Это надо лично ему или это надо маме? Бывают разные случаи: мама сама в детстве мечтала ходить на один кружок, а ей выбрали другой (или она вообще не имела возможности где-то заниматься). Или мама тянется за подругами: у соседки сын в 3 года уже начал заниматься английским, а мы, что, хуже?  Обычно такие крайности редки, но в каждой из нас присутствует немного того, и того и этого.

А теперь посмотрим на детей. Вот прозвенел звонок, и через наш двор толпа школьников идет по домам. И вся толпа бежит к горкам, лесенкам и качелям. Конечно, дети насиделись на уроках, им теперь хочется свободы, хочется израсходовать накопившуюся за день энергию. Но обязательно, изо дня в день, я слышу окрики мам: «Настя, быстро слезай с горки – нам еще на танцы идти!», «Даня, ты что, забыл? Мы же на английский опаздываем!». И ребенок покорно слезает с качелей и уныло бредет за мамой на занятия. А после занятий – уроки. А потом пораньше ложиться спать – ведь завтра рано вставать, и снова школа, и снова занятия, и снова уроки. Небольшими яркими паузами мелькают мультики или игры на компьютере. И все. Этот круг не разорвать. И мне всякий раз хочется сказать очередной знакомой мамочке, которая хвастается, что у них нет «ни минутки свободного времени» из-за того, что они с ребенком ходят на сто занятий: «Оставьте ребенка в покое!».

Вспомните свое детство. Какие у вас самые яркие и счастливые воспоминания? Как вы делали уроки? Или как вы всей семьей ходили в поход? Как вы зубрили английский? Или как вы в летние ленивые дни охотились за кузнечиками в траве? Как вы ездили на музыку? Или как вы с друзьями во дворе играли в «вышибалы»? Так дайте возможность и детям получить эти яркие впечатления! И уроки, и английский и музыка очень важны и нужны, но они не должны составлять всю жизнь ребенка. У него должно оставаться еще много времени: на рисование своих фантазий (а не того, что задала учительница в худ. школе), на чтение книг по собственному вкусу (а не по школьной программе), на друзей, на ничегонеделанье, наконец.

Ведь скука – это двигатель развития. Самостоятельного развития. Посмотрите: мы с младенчества начинаем «развивать» малыша. Мы набрасываемся на него с различными занятиями: изучаем то и это, показываем разные способы рисовать и играть, проводим тематические недельки и игровые уроки. Многие мамы начинают водить малыша на развивающие занятия еще до года! Последнее поразившее и возмутившее меня объявление о наборе в виртуальную школу гласило: «Занятия по географии и истории с детьми от 5 месяцев». Одумайтесь! В этом возрасте ребенка не надо обучать географии и истории. Его надо любить, петь ему потешки, играть в «ладушки», обнимать и целовать. Это для него лучшее развитие. Ему надо САМОМУ познавать мир. Намного лучше дождаться его интереса и тогда начать географические игры или путешествовать в прошлое. Мы же сразу приучаем малыша к тому, что за него все сделают другие. Придумают множество увлекательных занятий. Как только он на минутку заскучает, тут же предложат ему веселые и полезные игры. Приведут туда, где с ним будут нянькаться, увлекать и завлекать. А ему остается быть потребителем всего этого. Потом мамы удивляются: «Мой совсем не умеет самостоятельно играть», «Мой не знает, чем себя занять»… А мы дали возможность ребенку научиться этому?

Кто-то может возразить, дескать, мы не заставляем ребенка, он сам хочет заниматься. И это прекрасно! Во всех людей изначально заложена тяга к знаниям, и в детях эта тяга особенно сильна. Ее обязательно нужно удовлетворять и поддерживать. Я говорю лишь о том, что важно соблюдать меру. По аналогии с пищей: творог детям, конечно, полезен, но если вы будете кормить их только творогом, то это ни к чему хорошему не приведет. Вот и занятиями не надо «закармливать».

Перегрузка ребенка скажется в будущем проблемами с психикой и здоровьем. Посмотрите на санитарные нормы учебной нагрузки, действующие для учеников в младшей школе. Нагрузка для школьников 1-4 классов не более 21-23 учебных часов в неделю! В первом классе домашние задания задавать запрещено, а в дальнейшем на выполнение уроков дома отводится не более 1,5 часа в день. А еще можно прочитать рекомендации врача-гигиениста отделения гигиены детей и подростков Государственного учреждения «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии» Л.Л. Кисель о том, как уберечь ребенка от учебных перегрузок. В них говорится о том, что ребенку младшего школьного возраста необходим после школы перед началом выполнения домашнего задания отдых в течении 2х часов, и что он должен проводить на свежем воздухе не менее 3х часов в день.

 

Соблюдает ли ваш ребенок эти нормы? Ведь бывает, что даже дошкольники загружены сильнее. Например, у нас на Украине в первом классе тоже запрещено задавать домашние задания. Но почти все мои знакомые первоклашки (а вы учитывайте, что на Украине дети идут в школу с 6 лет) делают уроки дома. Так предлагает учитель на родительском собрании, а мамы его поддерживают. Аргументируется это тем, что дети в классе многого не успевают, и чтобы в дальнейшем хорошо учится, им надо тренироваться дома. Но это же малыши 6 лет, которым еще и гулять, и в машинки поиграть надо! Да что в школе! В дошкольных клубах раннего развития задают уроки на дом. Подружка моей дочки ходит в такое учреждение с трех лет. Ей сейчас почти шесть, на следующий год в школу. Но она УЖЕ ненавидит делать уроки! Конечно, ведь вместо игр в дочки-матери и догонялок с друзьями во дворе, чересчур ответственная мама тянет ее домой – надо подготовиться к вечернему занятию в клубе. Кому нужны эти развивающие занятия – дочке или маме? Дочка растет вполне развитой девочкой. Но, думаю, она была бы такой же, если бы мама не водила ее в клуб, где с девочкой занимается и играет чужая тетя, а это же время уделила ей сама. А уж то, что дочка была бы гораздо счастливее – это точно. Но мамы считают, что проще отдать ребенка «специалисту», чтобы он занимался его развитием. И, если что, переложить всю ответственность на него. Хотя кто лучше родной мамы может чему-то научить ребенка? Кто лучше понимает его интересы и потребности? Кто вовремя увидит трудности и сможет их решить?

Но и мамы часто возлагают на малыша повышенные ожидания, которые ему приходится оправдывать с ущербом для своей психики. Вот цитата из журнала «Вокруг света» за август 2013 года из статьи «Ребенок нашего времени». Говорит психолог Наталья Кириллина, к.м.н., директор Института гармоничного развития и адаптации: «Общество и родители чрезмерно настроены на успех. С первого класса, а иногда и с дошкольного возраста ребенок зациклен на достижении результатов. Дети вынуждены расти в условиях, где их постоянно с кем-то сравнивают. Под влиянием социума родители давят на детей, требуют от них высоких результатов, забывая о других ценностях – уважении к самому себе, свободном времени, игре, семейном досуге. Если человеку постоянно завышать планку и не формировать позитивной самооценки, он никогда не будет удовлетворен результатами. Не достигая желаемого, человек испытывает чувство вины. Отсюда неврозы, с которыми трудно справится даже взрослой сформировавшейся личности, не говоря уже о детях. В погоне за успехом люди не задаются вопросом: а счастливы ли те, кого им ставят в пример? Находится в условиях непрекращающейся гонки невозможно. Ребенок лишается обычных радостей и постоянно думает только о том, как бы оправдать надежды родителей. Если ситуация не изменится, нам на смену придет поколение несчастных людей».

Конечно, есть области, в которых без раннего начала занятиями, тренировки и каждодневного многочасового труда ничего не добьешься. Это профессиональный спорт, балет, музыка и т.п. Заниматься ими профессионально или нет со своим ребенком, каждая мама решает сама. Но если вы не собираетесь делать из малыша профессионала, а просто хотите гармонично его развивать, то хорошенько взвесьте все «за» и «против» дополнительных занятий.

«За»: ребенок получает новые знания и навыки; посещает детский коллектив (актуально для «несадиковских» детей).

«Против»: время, которое тратится на занятия, тему которых он не выбирает, он мог бы использовать для занятий, к которым сейчас «лежит его душа»; в новом детском коллективе циркулируют новые болезни; неудачный выбор педагога может очень сильно сказаться на желании ребенка чем-либо заниматься в будущем.

Но даже если вы решите не водить ребенка на занятия, а развивать его самостоятельно, то тоже надо остерегаться переусердствовать. Если ваш ребенок привыкнет, что как только он открывает глаза, перед ним возникает мама с новой интересной затеей, то он не научится  мыслить самостоятельно. Развивая ребенка, наша задача не дать ему готовые знания, а научить эти знания получать. Научить фантазировать, изобретать, делать открытия.

Прислушайтесь: если ваш малыш спрашивает вас: «Что мне делать?», «Куда мы сегодня пойдем?», «Во что мы будем играть?» – это нехороший звоночек. Возможно, это говорит о том, что сам он себя занять не может. И тогда вам надо пока перестать «развивать» его, а дать ему больше свободы. Чтобы он сам выбирал, чем он будет заниматься и что ему интересно на самом деле.

Конечно, есть семьи и есть ситуации, когда факультативные занятия, кружки и клубы – единственный выход как для ребенка, так и для мамы. Я знаю семью, в которой мальчик не говорил до трех лет и заговорил только после того, как пошел на занятия в студию раннего развития. Потому что его родные (замученные бытом малограмотные люди) просто не обращали на него никакого внимания. Его мама так и говорила: «Чего же разговаривать с младенцем – он все равно ничего не понимает?». Для мальчика то, что он попал в место, где его слушают, с ним играют и занимаются, оказалось большим счастьем. Другая знакомая мама вынуждена была целыми сутками зарабатывать деньги, чтобы прокормить семью, а за ребенком смотрела старенькая бабушка, которая еще могла его накормить-обуть, но провести занятия ей было уже не по силам. И то, что их ребенок ходит в клуб развития – единственная возможность для мамы заняться его образованием. Но этот пост я писала не для них. Я писала его для тех, кто ответственно относится к воспитанию детей, кто посвящает этому много своих сил и времени. Думаю, среди читателей Школы «Учимся, играя» таких мам большинство. И я хочу попросить вас, милые мамочки, любите своих детей, занимайтесь и развивайте их, но контролируйте силу своего давления. Если спросить взрослого, что бы он хотел в жизни, очень многие ответили бы: «Делать то, что хочется, а не то, что надо». Но, увы, мало кто может себе это позволить – работа, семья, тысячи обязательств. А у детей эта возможность пока есть. Так в порыве сделать «как лучше» не лишайте своих детей такой возможности.

Татьяна Пироженко (Tavika), блог  «Это интересно!»

А в заключение я хочу провести небольшой опрос. Напишите, пожалуйста, в комментариях, какими занятиями (кружки, секции, репетитор и т.д.) и сколько часов в неделю занимается ваш ребенок?

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Автор: Пироженко Татьяна. Онлайн-школа «Учимся играя»
Нужны ли детям дополнительные занятия?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *