Продолжаю погружаться в чтение и вспоминать, как мы с Дашей учились это делать. О том, как проходило наше обучение до года я рассказала в прошлый раз. Естественно мы честно смотрели карточки по методике Домана каждый день. После годика мы уже присоединили словосочетания. Смотрели мы очень активно, так как я надеялась не только научить читать, но еще и разговорить ребенка. В какой-то момент нам стало не хватать просто смотреть, мне захотелось добавить чего-нибудь еще. Этим еще стали игры со словами. Все игры, о которых я сейчас буду рассказывать можно предложить абсолютно любому ребенку (и не важно, был ли Доман в вашей жизни или нет).
Игр можно придумать очень много, я лишь расскажу о тех, в которые играли мы в этот период.
Игры будут вам хорошим помощником при обучении малышей чтению.
1 игра. Сказочная.
Предложите ребенку почитать сказку, для начала самую простую. Это может быть курочка ряба, колобок или репка. Хорошо, если у вас есть игрушки, которые помогут проиллюстрировать сказку. Вы начинаете рассказывать сказку, а ваш малыш пусть помогает вам. Например, вы читаете сказку репка и говорите «посадил дед репку». Попросите в этот момент ребенка найти репку (картинку, игрушку и т.д.), когда она нашел ее (годовасики уже очень хорошо справляются с этой задачей), положите рядом слово репка, написанное на карточке (писать можно при ребенке или заранее). «Стал дед репку тянуть». Ребенок ищет игрушку деда, а вы опять выкладываете рядом слово. И так на протяжение всей сказки. Изначально вы ничего не требуйте от ребенка, просто внедряйте в сказку слова. Постепенно количество слов может увеличиваться, игрушки пропадать (т.е. героев будут заменять слова), ребенок начнет выкладывать их сам, но на первом этапе делайте все сами, ненавязчиво.
В какой-то момент можно раскладывая слова специально допускать ошибки и вместо деда класть бабу или внучку. Следите за реакцией ребенка, старайтесь спровоцировать его на то, чтобы он исправил вас в нужный момент.
2 игра. Поезд
Из кубков собираем поезд. Приглашаем пассажиров покататься на нем. На карточках пишем имена пассажиров: мишка, заяц, кукла, ляля и т.д. Раскладываем карточки в «вагоны» и рассаживаем пассажиров на их места. Точно так же, как и в предыдущей игре, сами читаем ребенку слова на карточках, чтобы он их запомнил. В процессе игру можно усложнять и предлагать ребенку самому рассаживать игрушки.
3 игра. Одеваем пальчики
Этот вид игры хорош при пальчиковых играх. Делаем заготовки карточек, на которых пишем слова из пальчиковой игры. В основании карточки делаем небольшие дырочки, чтобы их можно было надеть на пальчики ребенка. Начинаем рассказывать стишок, например, этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папа, этот пальчик мама, этот пальчик (имя ребенка). Когда называем пальчик, надеваем на него соответствующую карточку.
4 игра. Вешаем белье
Натягиваем веревку на уровне ребенка и предлагаем ему заняться развешиванием белья. Для начала можно использовать детскую или кукольную одежду. Вместе с малышом на прищепки ее вещать (заодно и моторику потренируем). Когда эта часть будет выполнена, то рядом с одеждой предлагаем развесить на прищепки карточки с названием этой одежды: кофта, шапка, штаны и т.д.
5 игра. Накорми зверей
Рассаживаем зверей и предлагаем ребенку их накормить. Кормить будем карточками со словами. Мишке дадим мёд, зайцу морковку и т.д.
В последствие можно усложнить игру тем, что еду надо приготовить и в кастрюлю сложить ингредиенты супа: капуста, картошка, лук, морковь и т.д.
6 игра. Что вижу, то и пою.
Тут все совсем просто. Вы развешиваете по дому карточки с названием предметов. На шкаф прикрепляете карточку со словом шкаф, на стену – «стена» и т.д. Можно играть в догонялки (ребенок как раз начинает очень активно двигаться) и бегать от кровати к креслу, от кресла к двери и т.д. и когда вы побегаете к нужному месту, читаете то, что на нем написано. Можно носить ребенка на руках и читать названия предметов.
7 игра. По грибы
Возьмите с малышом корзинку или ведро и отправляйтесь в лес. В лесу вы можете собрать грибы или ягоды. На карточках напишите название того, что вы собираете: малина, гриб, шишка и т.д.
8 игра. На улице
Летом на улице можно тоже придумать массу игр. Вы что-то рисуете на асфальте и тут же подписываете это. Или устраиваете ребенку настоящий поход к заветной цели (она может быть любой). Рисуете дорожку и подписываете крупными буквами «топ-топ», реку и «буль-буль» и т.д. Ребенок. Путешествую по нарисованной стране читает то, что там написано и еще и делает это.
Я могу писать бесконечно долго. Но думаю, что принцип вы поняли. Главное в этом возрасте, вплетать занятия в игру. Хорошо, если игры по чтению вы включаете в комплексные занятия, и они выглядят, как часть чего-то большого, например тематического дня, посвященного лесу. Но даже если вы не практикуете такие занятия, то и сами по себе такие игры очень увлекательны.
Еще идеи:
Еще в таком возрасте интересна игра — рыбалка 🙂
В эту игру можно играть не только на отработку навыков чтения, но и счета и изучения цветов!
Рыбалка, согласна! Но я ее усложняла и мы уже после 2х играли. Я о ней в следующей статье обязательно расскажу 🙂
ЗДРАВСТВУЙТЕ! ПОДСКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА КАК ИГРАТЬ В рыбалку? Т.Е. «УДОЧКОЙ» СЛОВА ДОСТАВАТЬ И ЧИТАТЬ? ИЛИ?….
Alis , вариантов может быть очень много. Вы можете нарисовать рыбок и на них написать слова разные, вытаскивать только рыбок со словом «рыба». Или писать «породы» рыб (это уже намного сложнее) и вытаскивать только карасей, сомов или акул 🙂
можно раскрасить рыбок раными цветами с обратной стороны написать их названия и вытаскивать рыбку нужного цвета, а потом переворачивать и проверять, правильный ли цвет вы вытащили.
Писать по сути можно, что угодно. Все зависит от стадии вашего обучения чтению и интересов ребенка
Ого! Сколько идей! Настоящая сокровищница для мамочек 🙂
Особенно понравилось «Вешаем белье» 🙂 Можно так еще играть в холодильник — подписывать все продукты. Спасибо!
Алена, да, холодильник у нас тоже был (но чуть похже, поэтому я его в следующие возрастные рамки включила)
Обалдеть! Мы только цвета учили… А у меня старшей уже три! Сама я читала с четырех лет, думала так же буду учить и дочу. Интересно, а иностранному языку можно учить параллельно с русским? Наверное, китайский будет вообще на ура — ведь как раз «образ» слова нужно запоминать…
Отличные игры, нужно будет попробовать! С обоими.
И ваш опыт с рыбалкой очень интересен. У меня подруга-логопед рыбалку очень активно использует — дети легко втягиваются в «процесс». Я тоже хочу своим рыбалку сделать, раздумываю, как это будут правильнее «методически».
Ирина. мы учим параллельно китайский и русский. Многие мои знакомые мамы учат и не по одному языку одновременно. главное грамотно развести занятия и все будет хорошо
Маша, спасибо, что делишься своим опытом — столько интересных игр!!!
Мне кажется, тут многое зависит от темперамента ребенка. Мой сын — очень активный (не в пример мне 🙂 ) — и для него даже секунду смотреть на карточку — это долго ))))
Поэтому мы пока просто учим слова «на слух».
Ольга, если ребенок очень подвижный, то тогда хорошо использовать активные игры с изучением букв. Например, летом напишите на асфальте несколько букв, которые ребенок знает или которые вы собираетесь учить (или это могут быть слова) и играйте в салочки. а буквы пусть будут домиками. Придумайте условия, по которым ребенок может забегать в тот или иной домик. сейчас можно спрятаться только на букве А или на слове Мама, все остальные домики не считаются. И ему придется выбирать куда забежать. это только пример, главное вплести в подвижные игры то, что вы хотите донести до него
Абсолютно согласна! Главное в этом возрасте, чтоб было все играючи! Спасибо!
Мы с Тёмой часто в подобные игры играем, с подписанными словами. Сын любит магазин, где на «чеках» пишутся названия продуктов, или поезд, где названия игрушек пишутся на билетах. ТОлько сын называет все буквы, я помогая ему назвать слоги, а потом произношу всё слово целиком.
Нам нравится играть с мишкой. Я называю слово, а малышка ищет его и они вместе с мишкой по нему топают ножкой.
Какая замечательная идея! Мы с дочей тоже именно так читать учимся по-русски. Словосочетания и предложения можное еще делать в виде «паровозиков» (дырки в конце и начале полосок со словами и можно скреплять в разные предложения проволкой или офисными колечками).
А нам в обучении чтению оказался полезным обычный коврик с необычным рисунком. На нём изображены: пеньки, грибы, цветы, камешки, речка, следы разных животных, земля, трава. Сынуле сразу очень понравился этот коврик и я решила воспользоваться этим интересом. Я сделала плотные таблички с названием всего, что можно найти на ковре. И мы играем в «забывчивую маму»: я раскладываю таблички на ковёр на соостветствующее место. Спрашиваю: «А где же у нас …?» И сынуля ищет табличку, ориентируясь по изображениям на ковре, и приносит мне. Это лёгкий вариант, но слова потихонечку запоминаются. Вторая игра сложнее: «забывчивый лес». Я даю карточку, а сынуля должен сам понять, где место для этой карточки на ковре. Можно придумать и другие варианты игры.
О, нам сейчас очень актуально!!! Спасибо, много новых методов, возьму на заметку!))))
Я обратила внимание, что сын лучше запоминает (моментально), если я вкладываю эмоции в слова… И действия) Например, мало показать картинку с деревом — нужно и показать как оно колышется на ветру (ручками), и звук (ш-ш-ш). Чем сложнее, тем легче! 😀
Евгения, рада, что материал понравился 🙂
Извините,что вмешиваюсь … получила в рассылке — не могу не прокомментировать
ОБЪЯСНИТЕ МНЕ ПОЖАЛУЙСТА, ДЛЯ ЧЕГО КОНКРЕТНО ДЕТЯМ ТАКИХ РАННИХ ВОЗРАСТОВ УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ? ЕСТЬ ЛИ У ВАС ОБОСНОВАНИЯ?
ЧТО ЭТО КОНКРЕТНО РАЗВИВАЕТ?
простите, но так все это популярно-насаждено сейчас… что родители правда не задумываются….
а специалисты давно бъют тревогу…
извините…
Детский психолог, Екатерина
Екатерина, читать рано совсем не обязательно, но если ребенок проявляет интерес и маме игры в радость, то я не вижу в этом ничего плохого. Для меня обучение чтению — это тренировка памяти и это развитие интеллектуальных способностей. Я никому не навязываю свой взгляд, я рассказываю о наших играх и нашем опыте, вы можете его принять или нет 🙂 Решать вам!
Мария, спасибо за ответ!
Я понимаю что это только ваш опыт, но данные статьи видят многие родители, и не все из них обладают необходимыми навыками и знаниями чтобы сделать логичный и обдуманный выбор… Мысль обычной мамы — «Ого.. все учат, я не учу… я неправильно что то делаю…» а дальше начинается обучение.
Несколько моментов важных для понимания ранеего обучения чтению:
-Вы сами сказали, что занимались еще до года по методике Домана…. И занимались далее разными способами — однако читать ребенок начал с 4-5 лет… Время потраченное на это — время упущенное для развития основных других сензитивных на эти моменты образований интеллекта…
К слову — Глен Доман первоначально разрабатывал свою методику для детей с особенностями развития, а не для нормативных деток… Действительно в ряде случаев мы обучаем карточной техникой детей с ранних возрастов! НО, только когда это необходимо (нарушения слуха, аутичный спектр и т.д…)
-Обучение чтению не приводит к развитию как таковых функций интеллекта, это автоматизм — которым все мы овладеваем — нормативно период когда ребенок к этому естественно способен 5-7 лет
То есть само по себе владение чтением и запоминание слов не разовьет ни мышление, ни память, ни речь… для этого существует много других игр которые вы сами знаете)
-Обучение чтению относится к понятиям абстрактным, то есть каждое написанное слово — это по сути абстрактное понятие (то есть живой мячик в руке малыша сильно отличается по восприятию и развитию мышления от слова Мячик). У всех деток сначала должно сформироваться сначала предметное, затем образное и только потом абстрактное мышление… Обучая раннему чтению мы невольно вмешиваемся в процессы природы, форсируем и искажаем их…
На деле мы не увидим сложностей в 5 и 6 лет…. а вот в 8-12 они могут вылезти в крайне неожиданных местах…
Мне кажется это крайне необходимо знать каждому родителю!
Спасибо за внимание, удачи вам и успехов!
Детский психолог, Екатерина
П.С. извините, не могла профессионально пройти мимо…
Екатерина, спасибо за ваше мнение, но я останусь при своем. Я не вижу ничего плохого в том, что с ребенком рано начинают заниматься чтением и то, что вы написали, что время до 4 лет было потеряно для нас в плане обучения — это в корне не верно. Думаю, что вам, как психологу (к слову, я сама учусь на педагога-психолога сейчас. это будет мое второе образование) должно быть понятно, что делать вывод на основе одной фразы о ребенке (или другом человеке) непрофессионально. Вы не можете сказать, потерянное это было время или нет, никто кроме меня и моего ребенка не может сделать об этом вывод. А я вижу, что время было проведено с пользой и многое нам дало! И чтение не отменяет сензитивные периоды или неправильное развитие ребенка в них. Наука всех пытается усреднить, это логично с одной стороны, так как нас так учат, но нас учат и рассматривать каждую конкретную ситуацию.
Вы пишите, что мамы прочитав наш опыт по обучению чтению могут что-то там себе надумать.. так они могут надумать в любом случае. Если мама любит своего ребенка и делает для него все, что считает нужным, ни одна статья не поставит ее материнский успех под сомнение. Если же мама чувствует за собой вину, то любая полученная ей информация может быть рассмотрена, как причина осознания того, что она плохая мать (хотя это может быть абсолютным заблуждением).
Про методика Глена Домана я знаю практически все и вы не открыли для меня Европу, сказав, что изначально методика применялась к больным детям. Да это так и да методику адаптировали для здоровых детей. И если на то пошло, Доман подробно предлагал развивать не только интеллект, а больше физические способности детей. И поверьте мне, за несколько лет усиленного изучения методики и жизни по ней, я вижу в ней только плюсы со всех сторон. Для того, чтобы ее критиковать, нужно как минимум какое-то время жить в ней. я жила почти 4 года каждый день, а вы?
И я не люблю споры о чтении раннем, или раннем развитии вообще, так как они никогда не приведут ни к чему хорошему. Вы останетесь при своем мнении, я при своем. Я уважаю ваше мнение, но я остаюсь при своем. Я никому его не навязываю и никогда не говорю, что это единственная правда в первой инстанции. Каждый взрослый человек, читающий мои статьи сам может сделать вывод насколько то, о чем я пишу ему близко, насколько полезно и нужно.
P/s/ я бы предпочла дальше не вести диалог на эту тему, так как за долгий срок пребывания в блогосфере вела его сотни раз и знаю, чем это все обычно заканчивается. Думаю, справедливо предоставить моим читателем право самим решать, учить ли ребенка читать, как учить и когда 🙂
Мария, спасибо за ваши ответы. я лишь сказала то, что должна была сказать)
К слову я тоже психолог по второму образованию…
+ 4 повышения квалификации
+активная практика как с нормой так и патологией и жизнь в проф среде…
я просто сказала то что не могла не сказать)
конечно право и выбор у каждого!
Всего доброго вам! не хотела обидеть!)
Тема очень актуальная! Малышу 3,7 и мы начинаем писать буквы и стараемся в чтении использовать карточки со словами. Появляются первые результата и это нас очень радует. А предложенные Вами варианты мы уже завтра начнем применять! Спасибо!
Я так люблю смотреть ваши (и не только ваши) «развивашки и увлекашки», много очень интересного конечно встречается, но все это как будто вообще не применимо к моей жизни и моему ребенку XD . Допустим полепить из пластилина и порисовать каляки-маляки — это интересно. А вот начиная с момента «почитать сказку» — это вообще не про нас, у меня ребенок вообще в книжки смотрит раз в неделю и только в те что сама найдет и лучше к ней в это время не подходить, так дольше интерес сохраняется. Это при том что я покупаю кучу книжек всяких интересных — Лабиринт мой дом родной. Варианты «покажи» — плохо прокатывают. Разговаривает на своем, что не спроси — всё «мак». Хотя может говорить и сложные слова, изредка проскакивают единоразово: халатик, автобус, медведь… Так что весь мой оптимизм на развивашки наталкивается на стену «иди ты мама лесом».
Ах да, про каляки-маляки: это реально что хочу то и калякаю, а никак не проведи по линии в тетрадочке — рисуем дорожку, зайка бежит к морковке, например. Одно время аппликации были интересны, теперь и то уже надоело, к праздникам открытки еле сделали.
Юлия, а сколько лет ребенку? Расскажите побольше о нем, чем вообще любит заниматься ходит ли в сад, какие игры приветствует