Продолжаю погружаться в чтение и вспоминать, как мы с Дашей учились это делать. О том, как проходило наше обучение до года я рассказала в прошлый раз. Естественно мы честно смотрели карточки по методике Домана каждый день. После годика мы уже присоединили словосочетания. Смотрели мы очень активно, так как я надеялась не только научить читать, но еще и разговорить ребенка. В какой-то момент нам стало не хватать просто смотреть, мне захотелось добавить чего-нибудь еще. Этим еще стали игры со словами. Все игры, о которых я сейчас буду рассказывать можно предложить абсолютно любому ребенку (и не важно, был ли Доман в вашей жизни или нет).
Игр можно придумать очень много, я лишь расскажу о тех, в которые играли мы в этот период.
Игры будут вам хорошим помощником при обучении малышей чтению.
1 игра. Сказочная.
Предложите ребенку почитать сказку, для начала самую простую. Это может быть курочка ряба, колобок или репка. Хорошо, если у вас есть игрушки, которые помогут проиллюстрировать сказку. Вы начинаете рассказывать сказку, а ваш малыш пусть помогает вам. Например, вы читаете сказку репка и говорите «посадил дед репку». Попросите в этот момент ребенка найти репку (картинку, игрушку и т.д.), когда она нашел ее (годовасики уже очень хорошо справляются с этой задачей), положите рядом слово репка, написанное на карточке (писать можно при ребенке или заранее). «Стал дед репку тянуть». Ребенок ищет игрушку деда, а вы опять выкладываете рядом слово. И так на протяжение всей сказки. Изначально вы ничего не требуйте от ребенка, просто внедряйте в сказку слова. Постепенно количество слов может увеличиваться, игрушки пропадать (т.е. героев будут заменять слова), ребенок начнет выкладывать их сам, но на первом этапе делайте все сами, ненавязчиво.
В какой-то момент можно раскладывая слова специально допускать ошибки и вместо деда класть бабу или внучку. Следите за реакцией ребенка, старайтесь спровоцировать его на то, чтобы он исправил вас в нужный момент.
2 игра. Поезд
Из кубков собираем поезд. Приглашаем пассажиров покататься на нем. На карточках пишем имена пассажиров: мишка, заяц, кукла, ляля и т.д. Раскладываем карточки в «вагоны» и рассаживаем пассажиров на их места. Точно так же, как и в предыдущей игре, сами читаем ребенку слова на карточках, чтобы он их запомнил. В процессе игру можно усложнять и предлагать ребенку самому рассаживать игрушки.
3 игра. Одеваем пальчики
Этот вид игры хорош при пальчиковых играх. Делаем заготовки карточек, на которых пишем слова из пальчиковой игры. В основании карточки делаем небольшие дырочки, чтобы их можно было надеть на пальчики ребенка. Начинаем рассказывать стишок, например, этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папа, этот пальчик мама, этот пальчик (имя ребенка). Когда называем пальчик, надеваем на него соответствующую карточку.
4 игра. Вешаем белье
Натягиваем веревку на уровне ребенка и предлагаем ему заняться развешиванием белья. Для начала можно использовать детскую или кукольную одежду. Вместе с малышом на прищепки ее вещать (заодно и моторику потренируем). Когда эта часть будет выполнена, то рядом с одеждой предлагаем развесить на прищепки карточки с названием этой одежды: кофта, шапка, штаны и т.д.
5 игра. Накорми зверей
Рассаживаем зверей и предлагаем ребенку их накормить. Кормить будем карточками со словами. Мишке дадим мёд, зайцу морковку и т.д.
В последствие можно усложнить игру тем, что еду надо приготовить и в кастрюлю сложить ингредиенты супа: капуста, картошка, лук, морковь и т.д.
6 игра. Что вижу, то и пою.
Тут все совсем просто. Вы развешиваете по дому карточки с названием предметов. На шкаф прикрепляете карточку со словом шкаф, на стену – «стена» и т.д. Можно играть в догонялки (ребенок как раз начинает очень активно двигаться) и бегать от кровати к креслу, от кресла к двери и т.д. и когда вы побегаете к нужному месту, читаете то, что на нем написано. Можно носить ребенка на руках и читать названия предметов.
7 игра. По грибы
Возьмите с малышом корзинку или ведро и отправляйтесь в лес. В лесу вы можете собрать грибы или ягоды. На карточках напишите название того, что вы собираете: малина, гриб, шишка и т.д.
8 игра. На улице
Летом на улице можно тоже придумать массу игр. Вы что-то рисуете на асфальте и тут же подписываете это. Или устраиваете ребенку настоящий поход к заветной цели (она может быть любой). Рисуете дорожку и подписываете крупными буквами «топ-топ», реку и «буль-буль» и т.д. Ребенок. Путешествую по нарисованной стране читает то, что там написано и еще и делает это.
Я могу писать бесконечно долго. Но думаю, что принцип вы поняли. Главное в этом возрасте, вплетать занятия в игру. Хорошо, если игры по чтению вы включаете в комплексные занятия, и они выглядят, как часть чего-то большого, например тематического дня, посвященного лесу. Но даже если вы не практикуете такие занятия, то и сами по себе такие игры очень увлекательны.
Еще идеи:
Продолжить учиться читать и писать с проектом «Шаг за шагом к чтению и письму»