Невероятно точно звучат слова академика Д.С.Лихачёва: «Мы не выживем физически, если погибнем духовно».

Еще в Древнем Египте в III тысячелетии до н. э. одной из популярных рукописей был сборник добрых советов «Поучения Кочемни», где в виде рекомендаций отца сыновьям были написаны правилам приличия и образцового поведения в обществе. Уже тогда у египтян считалось необходимым пользоваться столовыми приборами, также умение есть красиво, бесшумно. Такое поведение расценивалось как большое достоинство и необходимый компонент культуры.

В России при Петре Великом в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению».

С раннего детства ребенку необходимо прививать нормы поведения. Дети – маленькая губка. Они впитывают в себя все, что происходит вокруг них. Если ваш ребёнок научится культурно вести себя дома, то и с абсолютно незнакомыми людьми он будет вести точно так же.

Очень важно научить ребёнка в любой ситуации уважать других. Научить сопереживать, распознавать добро и зло, быть доброжелательным по отношению ко всему окружающему.

Одной из главных составляющих дошкольного образования и образования в начальной школе, на мой взгляд, является этикет – каноны, без которых невозможно вырастить гармоничную, целостную личность.

Ребенку младшего дошкольного возраста нужно постоянно демонстрировать хорошие манеры, приучать к правилам хорошего тона. Дети не любят жить по правилам, они кажутся им скучными и неинтересными. Поэтому как можно чаще инсценируйте ситуации «в гостях», «в транспорте», «в школе», «на улице». Чтобы быть более убедительными, сделайте самостоятельно куклу, которая станет помощником в мире этикета. Так называемая Фея вежливости будет помогать знакомиться с правилами поведения в обществе и хорошими манерами.

этикет_1

 Куклу можно сшить, связать, а можно при помощи ниток и карандаша сделать маленькую помощницу/помощника. Для этого проявляем фантазию – из ниток делаем волосы, далее наматываем нитки и получаем личико, фиксируем глазки.

этикет_2

 этикет_2_2

А еще эта кукла может помочь вам вести таблицу (тетрадку) хорошего поведения, которую можно повесить на холодильник, и отмечать добрые поступки за день.

1. Обзор методического материала, игр, карточек

Вместе с ребенком обыгрывайте ситуации, разбирайте неправильные, исправляйте ошибки поведение героев игры. Путешествия по сказочным странам (царство «Порядка», королевство «Вежливости» и т.п.) подкрепляйте чтением художественной литературы, загадками, пословицами.

Помимо специальной литература для педагогов, есть много интересных, увлекательных книг для детей, в которых высмеиваются неправильные поступки, например, серия книг «Вредные советы» от Г.Б.Остера, «Праздник непослушания», (автор С.В.Михалков) и «Добрые слова. Уроки этикета и вежливости для детей» (автор Е.Ф.Черенкова).

Играя с ребенком используйте печатный дидактический материал в виде игр и карточек:

  • Синякина Е., Синякина С. Плохо и хорошо, можно и нельзя. Курс занятий с детьми от 3 до 6 лет (Издательство «Стрекоза-Пресс»)
  • Карточки «Уроки вежливости и этикеты. Серия «Игры в дорогу»
  • Демонстрационный материал для дошколят «Этикет для малышей»
  • Развивающая игра для детей «Что такое хорошо? Что такое плохо?»
  • Игра-занятие для детей от 5 лет «Уроки этикет. Культура поведения»

 этикет_3

 Условно этикет можно поделить на группы (поведение в общественных места, гостях, на улице и т.п.), но в целом это общая картина, целостная, поскольку все начинается с поведения дома. Ведь именно из дома ребенок выносит первые представления о том, как поступать в той или иной ситуации. И если мама с папой учат его правилам поведения, а сами забывают о них, то и малыш не станет их придерживаться.  

2. Страна «Вежливости»

 2.1. Детский этикет в повседневной жизни и дома

Очень важно дать основу, базис для формирования хороших матер поведения в обществе. Основа основ – это волшебные слова. Научите ребенка не скупиться на них, ведь в каждом вежливом слове скрыта большая тайна:

Слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ» – означает пожелание добра, здоровья. Это не просто форма вежливости, а настоящее магическое заклинание.

«ДОБРОЕ УТРО», «ДОБРЫЙ ДЕНЬ», «ДОБРЫЙ ВЕЧЕР» – это пожелания добра и благополучия.

Чудесное слово «СПАСИБО» – это благодарение (от старославянского «благо дарят») друг друга за что-либо. Слово произошло от двух слов «спаси бог» (т.е. «пусть спасет тебя Бог»). Это и благодарность, и уважение, и пожелание добра.

«ПОЖАЛУЙСТА» – это обращение, просьба. Оно состоит из двух слов: «пожалуй» и «ста». На Руси слово «пожалуй» означало «сделай милость», «окажи любезность», а слово «ста» было формой обращения, обычно в качестве приставки к имени.

Уходя, люди говорят друг другу – «ПРОЩАЙ», тем самым просят снять с них вину. Никогда не бойтесь попросить прощение перед другими.

Чаще всего при прощании мы говорим друг другу – «ДО СВИДАНИЯ!». Это означает, что мы снова скоро увидимся, до следующей встречи.

Научите ребенка, как можно чаще произносить эти простые, но очень необходимые слова! Своим примером ежедневно показывайте, как использовать в соответствующих ситуациях слова: извини, прости; спасибо, благодарю; пожалуйста, будь добр; будь здоров, приятного аппетита; доброе утро, спокойной ночи и т.д. Вежливые слова должны быть естественным и привычным фоном в повседневной жизни.

А еще обязательно приучайте ребенка к порядку, ведь у каждого предмета есть свой «домик»: у игрушек – коробка, у книжек – полка, у карандашей и альбомов – ящик стола. Раскладывать вещи по местам должна не мама, а сам малыш. Поверьте, потом это скажется в чистоте ведения тетрадей при письме, в аккуратности и бережном отношении к вещам.

2.2. Детский этикет в общении со старшими

Воспитанный ребёнок, общаясь со старшими, с другими детьми, относится ко всем с уважением, доброжелательно, не говорит грубостей и использует в своей речи вежливые слова.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Дети должны здороваться первыми, обращаться на «вы» и говорить: «здравствуйте» и «до свидания» (вместо «привет» и «пока»). Объясните ребенку, что не хорошо перебивать говорящих, нужно внимательно слушать старших. И ни в коем случае не повышать голос.

 2.3. Детский этикет в дружбе

Ребенок как лакмусовая бумажка показывает, что в семье вошло в привычку. Если вокруг него принято обманывать, унижать друг друга, хвастаться, завидовать, то и он будет вести себя соответственно. А если в семье мир и взаимоуважение, тогда и поведение в отношении сверстников будет аналогичным. Научите ребенка основам дружбы:

  • следует всегда здороваться и прощаться;
  • нельзя обзывать других детей и давать им прозвища – это обидно;
  • если кто-то поступил не правильно, нужно не оскорблять обидчика, а указать на его поступок: «Ты гадко сделал!», «Это нечестно!»;
  • с друзьями нужно делиться игрушками, а взяв чью-то вещь, необходимо обращаться с нею аккуратно и потом вернуть владельцу;
  • обидев кого-то, нужно попросить прощения и помириться;
  • нельзя дразнить более слабого и насмехаться над чужими неудачами – нужно предложить свою помощь.  

3. Культура поведения

 3.1. Детский этикет в гостях

Перед тем как пойти в гости, нужно позвонить, а лучше дождаться приглашения. Идя в гости следует прихватить с собой небольшой гостинец к чаю или подарок. Вести себя в гостях нужно спокойно, не бегать, не кричать и не разбрасывать вещи. Если пригласили к столу, следует кушать аккуратно и поблагодарить за угощение.

 3.2. Детский этикет за столом

Сидеть за столом надо прямо, не облокачиваться на стол, не качаться на стульях, не баловаться со скатертью. Своей вилкой, ложкой, ножом и тем более руками нельзя брать кушанье из общих тарелок. Для общего блюда нужны специальные приборы.

Вытирать губы и руки нужно салфетками, а не одеждой или скатертью. Есть надо спокойно, не торопясь, пережёвывая пищу, беззвучно глотая. Жевать нужно с закрытым ртом, с едой во рту не разговаривать.

Нельзя баловаться с едой. Когда закончил есть, то вилку, нож, ложку клади не на стол, а на свою тарелку.

После еды нужно поблагодарить того, кто это приготовил или подал к столу.

 Предложите ребенку, самостоятельно сервировать стол, используя лист-подсказку:

  • стол покрывают скатертью или клеенкой;
  • напротив каждого стула на столе ставят тарелку;
  • нож кладут с правой стороны от тарелки, повернув лезвиями к ней, рядом большую ложку, вилку – с левой стороны тарелки, острыми концами зубьев вверх;
  • стаканы ставят справа, наискосок от тарелок. 

этикет_4

3.3. Правила поведения в общественных местах

На улице, в транспорте, в театре, на выставка, экскурсиях нужно вести себя тихо, спокойно, не кричать, не толкаться, уступать место старшим. Быть послушным, вежливым.

Во время спектакля не принято разговаривать, задевать ногами впереди стоящее кресло; нельзя кушать (для этого предназначены специально отведенные места – рестораны, кафе, буфеты).

4. Игровая форма подачи материала (игры-инсценировки, стихи)

 Правил очень много, и для того, чтобы ребенок смог их все запомнить и усвоить, еще раз повторюсь, нужно обыгрывать ситуации. Например, «Кто больше знает вежливых слов», «Поздравления и пожелания», «Вежливая просьба», «Телефонный разговор», «Дружная семья» и т.п. Время от времени слушайте песенки («От улыбки станет всем светлей», «Голубой вагон бежит качается»), читайте стишки, пословицы и поговорки.

Отправиться в сказочную страну и изучить этикет

Оглобля Наталья,

автор блога «Нафтусины Рукотворочки»

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. 
Обучение ребенка этикету и правилам поведения в общественных местах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *