В прошлом году в рамках конкурса «Моя Россия» я приготовила для вас книгу с играми и занятиями по нашей любимой стране. Один из разделов книги и занятий был посвящен великим людям России. Самым первым человеком, о котором вспоминал каждый, кого я спрашивала о великих людях России — был Александр Сергеевич Пушкин.
И это неудивительно, ведь он великий русский поэт. Я вспоминаю свое детство и первое произведение, которое я рассказывала наизусть было именно его. В 5 лет я гордо, стоя на табуретке вещала сказку о Царе Салтане, правда потом я слезала с табуретки и садилась на диванчик, но рассказывала ее от начала и до конца и Дашка смело рассказывает всем Лукоморье и с удовольствием слушает сказки Пушкина, на одном дыхании. Александр Сергеевич Пушкин создал мир сказки, мир, без которого не обходится детство ни одного ребенка в нашей стране.
Прочитайте ребенку сказки Пушкина: о рыбаке и рыбке, о спящей царевне, о царе Салтане, о Попе и работнике его Балде, о Золотом петушке.
Даже если вам кажется, что ребенок не поймет что-то, то пусть он просто послушает ритм, пусть его захватит музыка сказок. Последним произведением я бы предложила почитать само Лукоморье, а после прочтения попросить ребенка рассказать, из каких сказок Пушкина встретились ему герои в Лукоморье.
Далее можно для каждой сказки придумать массу интереснейших игр и заданий. Я предложу вам всего несколько.
После прочтения сказки о рыбаке и рыбке, спросите у ребенка, где жила золотая рыбка. В море. А какое оно море? Всегда ли оно было одинаковым или завесило от настроения рыбки? Поиграйте в море и пусть ребенок мимикой, движением рук, своего тела пытается это море изобразить.
- Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
- Вот пошел он к синему морю; видит море слегка разыгралось.
- Вот пошел он к синему морю, помутилось синее море
- Старичок отправился к морю, почернело синее море.
- Вот идет он к синему морю. Видит, на море черная буря: Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят, так воем и воют.
Игра «Доскажи словечко» (я предлагаю вам на выбор свои любимые моменты сказок, вы можете просто открывать книгу и выбирать свои эпизоды)
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без…
**
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный….
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя
Звезды смотрят на….
**
Ветер, ветер! ты могуч,
Ты гоняешь стаи….
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на …
Не боишься никого,
Кроме бога….
**
Диво, право, не безделка –
Белка песенки…
Да орешки все …
**
Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой.
Хлынет на берег…
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три ….
Но есть и еще один момент, за который я очень люблю эти сказки. Они помогают нам в занятиях математикой в игровой форме. «Сказки Пушкина и математика?» – спросите вы. Да, да, именно математика.
Во-первых, Пушкин часто в сказках использует числа, например 33 богатыря, сказка о мертвой царевне и 7 богатырях. Вспомните, как можно больше упоминания чисел по сказкам, выписывайте их на бумажку, а потом выложите от самого маленького числа к самому большому (33 богатыря, 7 богатырей, 3 девицы, 3 раза старик забрасывал невод в море, 3 раза летал царь Гвидон к царю Салтану, 3 раза обращался царевич Елисей с просьбой подсказать, где его невеста, 3 чуда совершила царевна лебедь и т.д.)
Во-вторых, сюжеты сказок очень хорошо подходят для того, чтобы придумывать с ними логические и математические задачки. Задачи вы можете придумывать по ходу прочтения сказки, ориентируясь на возраст вашего ребенка. Попробую показать на примерах задачки разного уровня сложности.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
- После того, как вы разберетесь с пряжей (что это такое, для чего она нужна и т.д.), можно предположить, что старуха вязала 5 шарфиков и 10 носочков для внучат. Пусть малыш попробует сосчитать, сколько у нее было внучат. Можно достать реальные носки и шарфы (или нарисовать и вырезать их из бумаги, а заодно раскрасить) и начать раскладывать по куклам, тем самым прийти к выводу, сколько внучат было у старухи.
- Поселилась царевна в тереме 7 богатырей. А давай посчитаем, сколько лет было богатырям. Самому младшему было 18, каждый следующий был старше на год. Сколько было самому старшему?
- Чернавка принесла царевне корзину яблок. Всего в ней было 10 яблок красного, зеленого и желтого цветов. Желтых было 2, зеленых – 3, остальные красные. Одно из красных яблок было отравлено, сколько красных яблок было не отравленных?
- Известно, что князь Гвидон добирался до царя Салтана на корабле, который плыл 6 дней, обратно же на свой остров он летел сам и время в пути составляло 8 дней. Сколько дней отсутствовал каждый раз князь Гвидон на своем острове? А сколько всего дней за все 3 раза, когда он летал во дворец?
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
- Вот грызет белка орешки. В одну кучку складывает ядра, а в другую по 2 скорлупки от ореха. В первой кучке уже лежит 10 ядер, а сколько же скорлупок лежит во второй?
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
- Послал 33 богатырей дядька Черномор обойти дозором остров и велел им разделиться на 3 отряда. По сколько богатырей оказалось в каждом отряде?
- Следующую задачу я не выдумывала, а нашла вот в таком виде: во дворце царя Салтана жили ткачиха, повариха, прачка. Звали их Валентина, Зинаида, Евдокия. У поварихи нет братьев, и она старшая. Евдокия младше прачки и замужем за братом Зинаиды. Как зовут ткачиху, повариху и прачку?
Таких задачек можно придумать очень много чуть ли не к каждой строчке сказки, все зависит от возраста ребенка. Если речь идет о 1,5 летнем малыше, то с ним можно закреплять понятия много/мало на примере корзины яблок и 1 отравленного или 33 богатырей и 1 Черномора. Мы может объяснять понятия под и на с помощью образа царевны Лебедь (Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит). Золотой петушок поможет закрепить нам понятия лево/право (помните, как он поворачивался в ту сторону, откуда враги приходили?)
Немного фантазии и любая сказка станет для вас развивающим пособием в играх с ребенком.
Улыбнулась, читая твои детские воспоминания 🙂
Задания очень полезные, в них не только отработка математических действий, а также упражнения на развитие внимания, памяти, актерских способностей, логики — это очень полезно для деток!
Машенька, спасибо большое за участие в проекте, с радостью принимаю твою чудесную статью!
Вот как можно использовать сказки Пушкина в учебных целях! Спасибо огромное за подсказку!
Мария, очень здорово!!! Спасибо!!! Обязательно применим ваши идеи!
Такой необычный взгляд на сказки! Очень неожиданно и интересно! И здорово, что этот подход можно применять к любым сказкам. А то просто решать примеры скучно — а так, между делом, можно каждый день заниматься математикой. Спасибо!
вот так бы в школе уроки проходили — детки бы в школу бегом бежали, а не плелись с неохотой))))
Согласна с Женей. Вот бы в школе! Совсем по-другому к математике дети относились. А мы вот не читали Пушкина. Я попросила маму купить, но оставила её летом в Алматы, не все книги вошли в чемодан. Теперь вот и заказать смысла нет, и в посылке каждый раз что-то присылают, что уже для неё нет места. Теперь ждать до лета, когда привезут, либо читать из интернета без красивых иллюстраций. Дилемма. 🙂
У нас тоже сказки Пушкина в почете, но вот чтобы математику по сказкам изучать, до этого я, конечно, не додумалась 🙂 Круто!
Также обожаю классику. Сейчас с ребенком читаем «Принца и нищего» Марка Твена. А Пушкин вообще писал легко, да еще и стихами. Почему бы и не математика?!…
Маша, спасибо! Да, Женя, как ты точно сказала. Надо просто нашей Маше в министерстве образования работать)Вот тогда бы все дети школу полюбили)
Здорово вы придумали про математику, обязательно попробуем. Мы с нашей Настенькой тоже используем игру «доскажи словечко», только брали репертуар других сказок. Спасибо!
Маша, воспользовалась твоими идеями)
http://mamaseregika.blogspot.ru/2013/05/blog-post_27.html
Мария, какая же вы молодец! Мы с дочей очень любим сказки, но то что можно математику по сказкам учить никогда бы не додумалась!
Супер!!! Спасибо огромное!!! Будем читать))
как здорово придумано! Вот, спасибо! Вы просто прелесть!!! Классно!
Маша, спасибо за отличные идеи!
Пришлите, пожалуйста, ссылку на тематические занятия по сказкам.
Елена, все мои книги и книги авторов школы можно найти в разделе Наши книги. //www.schoolearlystudy.ru/nashi-knigi-skachat Это разделы главного меню, которые располагаются горизонтально прямо под шапкой блога
казки. Особенно мне понравилась задачей по царя Султана и обновки для внучат от старухи.
Вчера у меня не работал интернет на телефоне,поэтому сенсорный телефон сам писал и стирал то что ему надо было.
Это пост помог мне посмотреть на мои любимые сказки совсем с другого ракурса,а задачки были увлекательные с моими племянниками мы завтра поиграем!
Спасибо за идеи!
Наталья, очень рада, что помогла изменить угол зрения 🙂
Никогда бы не додумалась что по сказкам Пушкина такие замечательные математические задачки можно придумать! Здорово! Спасибо за ваши идеи!!!
Присоединяюсь к благодарностям!))
Мне приходит в голову только что-то описательное: сколько времени Иван искал свою невесту, где ходил, кого встретил? Вспомнилась Мария из сказки Финист-ясный сокол и опять же три колпака, трое сапог железных, три посоха.
Совмещение коммуникативной и познавательно-развивающей деятельности всегда мотивирует дошкольников к мыслительной деятельности и вызывает интерес. В сказке о рыбаке и рыбке идет не только прямой счет , но и сочетание прилагательного с математикой.( закинул старик невод первый раз…., второй, …третий.) молодцы, что акцентируете внимание на счете через художественные произведения. Для младшего возраста можно использовать трех порося, репку и т.д.
Здравствуйте, Мария!Читаю ваши материалы и удивляюсь вашей фантазией,ни на секунду не пожалела, что подписалась на Ваш сайт! С помощью Вашего материала на ходу получается целое занятие, которое превращается в интересную и познавательную игру! Спасибо Вам!