Мандалы, как одно из направлений арт-терапии возможно использовать не только в работе со взрослыми, но и в работе с детьми. Дети постоянно встречаются с трудными ситуациями и не всегда успешно преодолевают их, поэтому все чаще возникает вопрос, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями.

Научить детей сосредоточиваться, успокаиваться может помочь раскрашивание и создание мандал.

Что дает метод мандалотерапии?

  • возможность безопасно проявлять негативные чувства и эмоции;
  • открытие своих индивидуальных внутренних ресурсов;
  • формирование устойчивых положительных убеждений;
  • удовольствие от самого процесса создания мандалы, от возможности свободно выразить свои чувства, настроение.

В работе с детьми можно использовать разнообразный материал, но при этом не забывать учитывать возрастные особенности и владения определенными навыками, чтобы терапия была наиболее эффективна.

  1. Рисование мандал на бумаге (создание собственных и раскрашивание готовых) 
  2. Рисование мандал на камнях.
  3. Создание мандал из пуговиц.
  4. Создание мандал из круп или цветного песка.
  5. Создание мандал из листьев, шишек, ракушек и другого природного материала.
  6. Создание мандалы при помощи пластилина
  7. Плетение мандал из ниток.
  8. Мандалы шнуровки.

Очень полезно создавать мандалы, собравшись всей семьей. Этот процесс сблизит и укрепит семью, создаст доверительную семейную атмосферу, поможет лучше понять своего ребенка и других членов семьи, послужит началом замечательной семейной традиции.

В чем ещё польза мандалотерапии для детей?

  1. развивается мелкая моторика;
  2. тренируется усидчивость и аккуратность. Это актуально для детей 5-7 лет и старше;
  3. тренируется чувство ритма, гармонии и чувство порядка, математического мышления. Дети знакомятся с разными видами симметрии, познают искусство орнамента;
  4. снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, страхов;
  5. работа с групповыми процессами, развития коммуникации;
  6. развитие произвольности и концентрация внимания;
  7. релаксация;
  8. развитие творческого потенциала;
  9. активизации внутренних ресурсов;
  10. гармонизации внутреннего состояния;
  11. детиучатся доверять себе и своим чувствам, слышать и чувствовать себя (самовыражаться).

Использовать метод работы с мандалами можно даже в самом раннем возрасте.

  • 1-2 года – рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками (три основных цвета: красный, желтый, синий).
  • 3-5 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Набор карандашей (не менее 12 цветов, гуашь, цветная
  • пастель, уголь, работа с цветным песком.
  • 6-7 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных.

При работе с детьми во время создания мандал, родитель или психолог должен придерживаться некоторых правил:

  • Всегда давать ребенку выбор в сюжете, цветах, материалах и т.д.
  • Не комментировать и не давать оценку детскому творчеству, а просто наблюдать. Максимум задавать наводящие вопросы, чтобы понять ребенка.

На что следует обратить внимание на рисунке:

  • центр – непосредственно то, что является «ядром»личности – «я» автора. Незаполненный пустой центр говорит о готовности к переменам. Часто вся мандала является центром: ребенок использует в своей работе сам круг – делает из него мордочку животного или солнышко. Или внушительная фигура в центре занимает большую часть пространства круга. И то, и другое говорит об устойчивой жизненной позиции и самостоятельности, зрелости личности на данном возрастном этапе.
  • внешние границы круга – осознание своих психологическихграниц в процессе взаимодействия с другими, защита своего личностного пространства. Слишком плотная оболочка может указывать на защиту своих границ, тревожность. Разрывы, тонкая, пунктирная линия границы – внутренний конфликт. Для гиперактивных детей характерен выход за границы круга. Благоприятный признак – граница обведена цветной линей. Отсутствие границ – ребенок испытывает внутреннее беспокойство.
  • линии, связывающие центр с внешними границами, говорят о способности ставить цели и достигать их, о хорошей воле.
  • пустоты, большие не закрашенные участки – о желании скрыть или подавить свои чувства.
  • симметрия внутри круга говорит о внутренней гармонии с самим собой.
  • асимметрия может означать процесс психологическихизменений или невротический внутренний конфликт (характерно для подростков).

Как может происходить процесс создания мандал с маленькими детьми:

Подготовка. Будет здорово если соберется вся семья — это прекрасная возможность показать ребенку его значимость в семье и то, что взрослых интересуют его дела. Заранее подготовьте вместе с ребенком необходимые материалы. Сначала на листе бумаги рисуется круг диаметром около 15-17 см. Маленьким детям с их ручной неумелостью, необходима помощь. Желательно при этом именно оказать помощь (рисовать круг корректируя действия руки ребенка, а не сделать работу за ребенка.

Настройка. Для создания настоящей мандалы очень важен правильный психологический настрой, душевное равновесие, поэтому предварительно необходимо «погрузиться» внутрь себя. Для этого возможно использовать различные методы релаксации (длительной или краткосрочной). Обрести необходимый настрой помогает благоухающая ароматическая лампа. Зажигаются свечи и вся семья, вместе с малышом уютно располагается прямо полу, чтобы релаксация была более глубокой.

На первых порах, когда малыш еще не знаком с техникой релаксации и психологического настроя необходимо ввести его в тему. Это можно сделать с помощью красивого образного рассказа: «Мы отправляемся с тобой в волшебное путешествие. Располагайся удобно на полу, закрывай глазки и представь себе, что ты оказался в необычном, волшебном месте. Это место только твое и только ты решаешь, каким оно будет. Ты — хозяин этого места и ты здесь самый главный. А теперь сделай два глубоких вдоха и выдоха, еще больше расслабься и полежи так немного. Не открывая глаз оглядись вокруг. Все, что ты видишь перед собой, постарайся запомнить. Внимательно всмотрись в то, какие образы, какие цвета или картины у тебя возникают. Когда ты будешь готов, потихоньку открой глаза и мы попробуем нарисовать все, что увидели в круге, который заранее приготовили».

Время на настрой и формирование образа индивидуально, кому-то требуется больше, кому-то меньше. Не стоит торопить ребенка, когда он почувствует, что готов начать работу, он встанет сам. После этого можно включить свет, оставив гореть свечи, и приступить к рисованию.

Создание мандалы. Теперь ребенок берет лист бумаги с нарисованным кругом, тихонько садится за стол. Предложите ему выбрать самую красивую краску и нарисовать в центре подготовленного круга все что захочется. Не нужно останавливать малыша, если ему захочется нарисовать что-то за пределами круга, пусть рисует.

Описание мандалы. Следующий этап работы — это художественное описание мандалы. Тут важно мнение ребенка, поэтому спросите его о том, что он изобразил. Будет интересно сочинить историю, сказку, рассказ о своей мандале. Помните, что это не простое описание сделанного, это большая развивающая работа. При словесном описании, когда малыш вербализует рисунок, он учится точно передавать свои мысли, переводить зрительные и чувственные образы в словесные. Пока ребенок рассказывает, вам необходимо дословно записать его рассказ на отдельном листе бумаги формата А4 и затем прикрепить к мандале. Слушайте историю ребенка спокойно и заинтересованно, воздерживайтесь от каких-либо комментариев и своих интерпретаций.

Завершение работы. Создайте уютную, доброжелательную атмосферу. Выключите свет, оставив гореть свечи, приготовьте чай. В непринужденной обстановке поделитесь друг с другом своими внутренними ощущениями. Попросите ребенка прислушаться к тому, что он чувствует, и рассказать об этом. Спросите малыша, как менялось его настроение в процессе создания мандалы: от подготовительного — до конечного этапа? Менялись ли ощущения по ходу выполнения мандалы? Какое чувство вызывает мандала сейчас? Что хотел бы еще сказать и спросить?

Другие статьи по теме: Мандалотерапия в работе со взрослыми

Я приглашаю вас погрузиться в удивительный мир мандал вместе с проектом  «Погружение в себя».

Мандалотерапия в работе с детьми и подростками

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *