Когда я начала водить Дашу на хореографию, ей было 2,5 года. Я всегда сидела в холле и ждала ее с занятий, а еще мне нравилось наблюдать за окружавшими меня людьми. В течение года рядом со мной сидела мама одной из девочек и так же ждала свою дочь, болтая при этом по телефону или с окружавшими ее соседками. В этом не было бы ничего удивительного, если бы не ребенок, сын, который был с ней. Ему на тот момент было годика 2 с чем-то и каждый раз, мама давала ему в руки мобильный телефон, включала какую-то игру и просила не беспокоить ее. Малыш играл. Этот ритуал мама проделывала два раза в неделю на протяжении 7 месяцев. И как-то раз то ли она телефон забыла, то ли он разрядился, я не помню, но ребенок не получил своего гаджета и закатил невероятную истерику. Он кричал, бил ее кулачками по коленям, из глаз лились крокодильи слезы. Мама психовала, что заводило мальчика еще больше. Видимо, испытывая дискомфорт за поведение сына, она решила оправдаться. Мы были вдвоем, остальные родители куда-то разошлись. И вот она поворачивается ко мне и начинает жаловаться на ребенка, говоря, что современные дети совсем не управляемые, что им ничего не нужно, кроме телефона и мол, что в ее детстве этого не было. Думаю, что идею ее спича вы поняли.
Я долго молчала, так как не привыкла давать советы, когда меня не просят, но мама имела не осторожность спросить у меня, что же ей делать с таким зацикленным на телефоне сыном.
И я честно рассказала ей все, что думаю по этому поводу. Ведь на самом деле проблема не у детей, а у их родителей. Потому что дать в руки гаджет или включить мультик намного проще, чем занять ребенка разговорами или играми. Родители сами растят гаджетозависимых детей, подсаживают их на мультики, а в какой-то момент начинают их в этом укорять.
Сколько раз я наблюдала в отелях на отдыхе, как за стол сажают карапуза, которому нет года, врубают ему планшет с мультфильмами на полную громкость и при этом пытаются кормить. Не удивительно, что подросшему ребенку будет скучно просто есть, без сопровождающейся смены картинок, да и про уважение чужих границ говорить не приходится. И его вины в этом нет, его так воспитали.
Согласна, что так происходит не у всех. Есть дети, которые сталкиваются с игровой или гаджетозависимостью уже в подростковом возрасте, но таких мало. Основная масса несет эту привычку из детства.
Прежде, чем мы пойдем дальше и попробуем разобраться в причинах и следствиях, а также найти выход из ситуации, предлагаю вам пройти тест на детскую Интернет-зависимость.
Скачать тест на интернет зависимость
Хорошо, если, ответив на вопросы теста, вы поняли, что у вашего ребенка нет компьютерной зависимости и он проводит за игрой или просмотром интернета адекватное количество времени. Но, что же делать, если зависимость есть? Давайте разбираться.
Различают несколько видов компьютерной зависимости:
- Игровая, при которой подросток запоем играет в групповые игры по сети или индивидуально. Учебу, домашние обязанности он ставит на второй план, а все свободное время проводит в игре.
- Сетевая зависимость, при которой подросток зациклен на интернет-общении на форумах и в социальных сетях. Там он может быть совершенно другим и внешне, и внутренне. А самое главное, никто не может проверить его слова. Даже фотографию на аватарку можно поставить чужую и никто не узнает.
- Серфинг, при котором подросток бесконечно бесцельно бродит с сайта на сайт. Одна из самых хитрых зависимостей, ведь подросток уверен в том, что он не игроман, он просто смотрит смешные видосики и приколы в Тик-Токе или Ютюбчике или просто бродит по аккаунтам социальных сетей знакомых и незнакомых ему людей.
Кто больше зависим от игр на компьютере или телефоне?
- Дети тех родителей, которые мало бывают дома, дети состоятельных родителей или трудоголиков, которые постоянно заняты.
- Самый зависимый и, в то же время, нежелательный возраст — это 12-15 лет.
- Мальчики. По статистике на одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков. Связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше.
Признаки компьютерной зависимости у детей
- Ребенок теряет интерес к другим занятиям.
- Все свое свободное время ребенок стремится провести за компьютером или телефоном/планшетом.
- Общение с другими детьми начинает сводиться только к компьютерным играм.
- Происходит постепенная утрата контакта с родителями.
- Ребенок все меньше стремится к общению с другими, общение становиться поверхностным.
- Формально отвечает на вопросы, избегает доверительных разговоров.
- Ребенок начинает обманывать, стремится любыми способами заполучить желаемое.
- Ребенок скрывает, сколько на самом деле времени провел за компьютером или телефоном.
- На любые ограничения, связанные с гаджетами реагирует нервно, сильно переживает, злится, грубит, может плакать.
- Теряет контроль над временем, проведенным за экраном.
- Ребенок начинает есть возле компьютера.
- Ребенок приходит из школы и первым делом садиться включает компьютер или утыкается в телефон.
- Непонятный эмоциональный подъем, который резко сменяется дурным настроением.
Причины компьютерной зависимости
- Отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители и близкие люди не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребенка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребенка, не слышат его.
- Отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Придя со школы на подростка наваливается скука, свободного времени много, его чем-то нужно занять, а тут целый мир внутри игр. И в этом мире можно быть кем угодно: воином, магом, предводителем. Это увлекает и затягивает.
- Неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, подросток слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. Или наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от общения с ним, или у ребенка развились черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность.
- Общая неудачливость ребенка. Эта причина схожа с предыдущей. Например, ребенок и в школе учится неважно, и в компании ребят не заводила, и с родителями отношения не блещут. Если такое положение вещей не устраивает ребенка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он — главный герой, он на вершине успеха. В сети Интернет такой ребенок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация.
- Желание быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.
В причинах и признаках разобрались. Что дальше? Как помочь подростку и вернуть его в реальную жизнь?
Так как первопричиной ухода ребенка из реального мира является неудовлетворенность существующей действительностью, необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребенка уйти «в компьютер». Для этого с ним нужно поговорить. Скорее всего, сразу он не пойдет на контакт, потому что он сам может не понимать всей серьезности сложившейся ситуации, как и истинных причин, которые увели его из реального мира в мир виртуальный.
Для начала постарайтесь проявить интерес к тому, что происходит внутри игры или сети. Пусть ребенок покажет вам свою игру. Несмотря на то, что у Дашки зависимости не было, был период, когда она грала много, поэтому я всегда держала руку на пульсе. Например, это две игры: Genshin и Brawl Stars . Мне такого плана игры не заходят, я любитель Half-Life и Counter-Strike, но последний раз играла лет 15 назад вместе с коллегами (мы в обед всегда играли по сети кабинет на кабинет), сейчас мой уровень игры какие-нибудь шарики на телефоне (старею видимо). Поэтому играет с Дашей Дима или папа. Они могут вести бесконечные диалоги о персонажах, вселенной и разных фишках игры. Они объединяются в команды с Дашиными одноклассниками и Диминым племянником и играют. Я и половины слов не понимаю из того, что они говорят, но всегда внимательно слушаю, спрашиваю, а что и почему ей нравится. И я понимаю, что для нее это возможность совместного времяпрепровождения с друзьями, которых, например, родители не отпускают погулять или сходить к друг другу в гости. А чтобы бессмысленно не болтать по телефону, они играют. В Genshin ей нравится фантазийный мир и его персонажи, возможность примерить на себя другую роль и образ.
Узнав все это, я отправила ее в лагерь, где в течение двух недель она покоряла Вселенную Толкиена. Лагерь так понравился. что в этом гоуду она отправиться туда третий раз. Там, кстати, реально не до телефонов. Это мой способ показать ей, что я не только слышу ее, но и хочу быть причастна к ее интересам.
Слушайте, что говорит именно ваш ребенок, чем его цепляет игра и подумайте, как можно помочь ему получить то, что он хочет в реальной жизни. Возможно, там он чувствует себя значимым, тогда вопрос, что не дает это ему делать в реальной жизни. Или в игре он лидер, тогда нужно помочь ребенку овладеть этими качествами в жизни. В игре он чувствует себя красивым и привлекательным, значит помогите ему сменить имидж в жизни.
Главное, не критикуйте ребенка, а поддержите его и он откроет вам свои болевые точки. Ваша задача услышать о них и помочь справиться с ними в жизни, чтобы ему не было необходимости сбегать в виртуальный мир.
Постепенно необходимо уменьшать время нахождения ребенка в игре или сети. Если ему нравится то, что в игре он имеет возможность манипулировать оружием, предложите ему сделать это в реальной жизни. Есть разные клубы, в которых подростков учат владеть мечами, луком и другим оружием + проводят военно-исторические реконструкции. Если дело не в оружие, то можно записать ребенка в секцию боевых искусств. Если ему нравится возможность открывать новые виртуальные миры, предложите записаться на курсы программирования, где он сам сможет создавать такие игры и возможно, впоследствии это увлечение станет его средство заработка денег, причем уже учась в школе или колледже/институте. А это еще один шаг на пути к сепарации от родителей.
Старайтесь больше времени проводить вместе, например, по выходным выезжая в близлежащие города, открывайте новый мир в реальности. Попробуете вместе сходить на картинг или в веревочный парк, можно полетать в аэротрубе или почувствовать себя пилотом самолета на авиасимуляторе.
Можно вместе что-то смастерить. Например, Дима с друзьями как-то летом построили настоящую катапульту на даче и оружие типа большого арбалета, причем попутно они строили баню, отдыхали и общались.
Дедушка с Дашей несколько лет назад учились делать самостоятельно лук со стрелами. Можно просто приобщать ребенка к домашним делам, постройке чего-то, главное давать ему посильные задачи. Мы с Дашей всегда помогали дедушке строить что-то, то теплицу, то туалет на улице, то отделывать внутри дом. Я умею обращаться почти сов всеми инструментами, знаю их названия, чем вечно шокирую приглашенных мастеров. Например, когда последний раз делала ремонт, ребята собирали Даше мебель, а я стала узнавать, если у них фрезерная пила по дереву, т.к. мне нужно было на нескольких фасадах для кухни проделать распилы, чтобы установить их. Они были в шоке от того, что я мало того, что знаю название, так еще и четко понимаю что и как мне нужно сделать. Дашка на взгляд определяет размер гвоздей и саморезов, т.к. она все прошлое лето сортировала их по просьбе дедушки. И в эти моменты она и я в детстве чувствовали себя нужными, причастными к чему-то семейному. Когда мы что-то строим вместе или делаем, она и не вспоминает о телефоне или играх.
Я так долго привожу примеры и рассказываю о личных историях, чтобы вы понимали, что просто отнять телефон или ограничить время подростка в компьютере нельзя. Нужно увлечь ребенка, предложить что-то взамен, но что-то такое, что вас объединит и даст ему понимание, что он часть семьи, в которой его слышат, любят, в которой он что-то значит и поможет помочь, без него вы не справитесь.
Если подросток любит смотреть видео, то предложите ему не просто смотреть, а снимать самому. Предложите освоить программы по монтажу, фотошоп для обработки фото. Вместе придумывайте сюжеты и снимайте видео смешные или о жизни вашей семьи. Это также в будущем сможет стать его источником дохода.
Инициируйте общение со сверстниками, приглашайте их в гости, устраивайте пикники или походы, катайтесь на велосипедах. К нам в гости периодически приезжают с ночёвками Дашины друзья или она ездит к ним. Если приезжают к нам, мы вместе готовим, гуляем, приобщаем друзей к работе по дому и огороду. Например, в том году приезжала на неделю Дашина подруга и целый день они с моим папой вязали чеснок и учились плести косы из лука на зиму. Я сняла об этом видео ролик, отправила его маме девочки. Та была в восторге и девочка тоже.
Недавно Дашка устроила что-то типа пижамной вечеринки, пока мы были на работе. Они сами делали с девочками попкорн, болтали, играли в настолки. Я заранее наготовила им еды и целый день они общались.
Устанавливать запреты или лимиты по использованию компьютера/телефона не стоит. Это будет только вызывать раздражение и нагнетать нервозную обстановку. А вот обсудить свободные от гаджетов и интерната зоны в квартире или доме можно. Главное согласовать это с подростком в дружелюбной атмосфере и не навязать это решение, а предложить и узнать его мнение. Например, предложите ему не использовать телефон во время семейного приема пищи. Для начала это может быть обед в выходной день или ужин. Со временем договоритесь, что в принципе во время еды все члены семьи откладывают телефоны. Только делать это должны и вы сами, чтобы ребенок видел, что правило касается всех. Выключайте звуки на телефонах и оставляйте их в других комнатах, чтобы случайный звук смс или телефонного звонка не отвлек вас. Во время еды не молчите, поделитесь какими-то интересными моментами или ситуациями за прошедшую неделю/день. Порадуйтесь, как смогли справиться с какой-то сложной ситуацией или как не допустили конфликт с кем-то. Можете узнать мнение ребенка, а что он думает по этому поводу и как бы порекомендовал вам поступить. Или спросите его совета на будущую ситуацию и в следующий раз поделитесь тем, как воспользовались его советов и что хорошего из этого вышло (если вы только реально им воспользовались). Побуждайте его рассказать что-то из его жизни или жизни его друзей, интересуйтесь его мнением. Если с ним произошла какая-то неудача, поддержите, попробуйте вместе найти варианты решения.
Если в жизни ребенок чувствует себя не уверенным, а в игре наоборот, помогайте ему формировать ситуации успеха в жизни. Допустим, у вас не спортивный подросток и он комплексует по этому поводу. Скажите ему, что вы хотите начать бегать или ходить в спорт зал или плавать, но в одиночку вам страшно или некомфортно и хочется компанию рядом и поддержку (тем самым вы покажите, что можете также испытывать страх и неуверенность и это нормально, как и обращаться за помощью к близким). Если ребенок согласится, то начните вместе что-то делать, поддерживайте друг другу, отслеживайте изменения его и ваши. Спустя какое-то время поблагодарите его за помощь и отметьте прогресс в его физической подготовке. Если вы занимаетесь бегом вместе, то можете сходить на какой-нибудь небольшой для начала забег и когда вы его пробежите (при чем не важно как, главное просто пробежать), порадуйтесь, что условно год назад вы и мечтать не могли, что вы вместе это сделаете и скорее всего к этому моменту ребенок сам почувствует изменения в своей физической форме и это будет ситуация успеха для него.
Начинайте с чего-то маленького. Сходите с девочкой на мастер-класс к художнику (в крупных городах очень много таких paint вечеринок. Рисовать никто там не умеет, а картины выходят в результате отличные). Это придаст ребенку уверенности в своих силах, если, например, дочка хочет рисовать, но стесняется.
Я просто хочу сказать, что мы должны научиться переключать подростков на реальную жизнь, поддерживать их интересы, а не осуждать, тогда у них просто не будет времени зависать в сети, они будут жить полноценной реальной жизнью!
Буду рада обсудить вопрос в комментариях, жду ваши мысли и истории.